Педагогическое диагностирование познавательного развития детей 4-5 лет

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавательное развитие детей 4-5 лет.


  1. Критерий: развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации.

Показатель: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, отношений) и в своем внутреннем мире.

Цель: изучить особенности проявления ребенком любознательности, интереса к новым объектам, предметам.

Метод диагностики: наблюдение.

Условия проведения диагностики: наблюдение за поведением ребенка проводится в естественных условиях.

Динамика развития (характеристики):

  1. Эмоционально положительно настроен на получение новой информации об окружающем мире (о людях, явлениях, предметах, природе), которая может вызывать разные переживания.

  2. В практических действиях с новыми предметами пытается узнать их свойства (сжимает, катает, разъединяет, пересыпает и пр.).

Оценка:

3 балла - характеристика развития проявляется ярко;

2 балла - проявляется нестабильно, неустойчиво, требуется поддержка ребенку в данном направлении;

1 балл - почти не проявляется.

Оценка результатов наблюдения заносится в таблицу (табл. 1).



Таблица 1


Оценка особенностей проявления у детей 4-5 лет любознательности, интереса к новым объектам, предметам (в баллах)


Фамилия, имя ребенка

Характеристика 1

Характеристика 2

Всего баллов (от 6 до 0)








  1. Критерий: формирование познавательных действий, становление сознания.

Показатель: может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Цель: выявить у ребенка умения реализовывать собственный замысел в продуктивной деятельности с произвольной тематикой, самостоятельно выполнять доступные гигиенические процедуры; использовать приобретенные двигательные навыки в играх со сверстниками и навыки здорового образа жизни в повседневной реальности.

Метод диагностики: диагностическое задание, наблюдение.

Условия проведения диагностики: диагностическое задание предлагается ребенку во время продуктивной деятельности в индивидуальной форме, при этом тематика заданий определяется ребенком произвольно. Наблюдение проводится в ходе самостоятельной деятельности ребенка.

Динамика развития (характеристики):

  1. Самостоятельно выполняет простые творческие задания.

  2. Стремится самостоятельно выполнять доступные гигиенические процедуры; одеваться и раздеваться, аккуратно есть, пользоваться носовым платком, правильно надевать обувь; замечать непорядок в одежде и при помощи взрослого приводить ее в порядок; выполнять элементарные поручения взрослых.

  3. Может перенести при участии взрослого приобретенные двигательные навыки в играх со сверстниками, навыки здорового образа жизни в повседневную реальность.

Ход обследования:

А. Диагностическое задание.

Цель: выявить умение ребенка реализовывать собственный замысел в продуктивной деятельности с произвольной тематикой.

Материал: конструктор, детский строительный материал, белая и цветная бумага, ножницы, клей, трафареты, шаблоны, схемы, чертежи, природный и бросовый материал, пластилин.

Оценка:

3 балла - при решении новой продуктивной задачи ребенок самостоятельно выбирает способы воплощения замысла, комбинирует их; при затруднении может спросить у сверстников, понаблюдать за их работой или получить консультацию у педагога; создает художественный образ в разных техниках;

2 балла - при решении новой продуктивной задачи для выбора подходящих средств и способов ее решения ребенок использует помощь взрослого на каждом этапе воплощения произвольного замысла; создает художественный образ в одной известной технике;

1 балл - при решении новой продуктивной задачи ребенок использует стереотипные способы и средства, для выбора которых использует случайный характер предпочтений; при возникновении затруднений теряет интерес и переходит на манипулятивную деятельность с материалами или отказывается от задуманного.

Б. Наблюдение.

Цель: выявить у ребенка умение самостоятельно выполнять доступные гигиенические процедуры; одеваться и раздеваться, аккуратно есть, пользоваться носовым платком, правильно надевать обувь; замечать непорядок в одежде и при помощи взрослого приводить ее в порядок; выполнять элементарные поручения взрослых.

Оценка:

3 балла - в свободной деятельности ребенок самостоятельно правильно моет руки после прогулки, перед едой и после продуктивной деятельности, насухо их вытирает; самостоятельно одевается и раздевается; вернувшись с прогулки, снимает одежду, аккуратно складывает и/или развешивает ее в свободное место для просушки; аккуратно ест, пользуется носовым платком, правильно надевает обувь; при затруднении может спросить у взрослого или понаблюдать за действиями сверстников;

2 балла - после напоминания и указания взрослого ребенка моет руки после прогулки, перед едой и после продуктивной деятельности, насухо их вытирает, самостоятельно одевается и раздевается; вернувшись с прогулки, снимает одежду, аккуратно складывает и/или развешивает ее на свободное место для просушки; аккуратно ест, пользуется носовым платком, правильно надевает обувь; при затруднении может спросить у взрослого или понаблюдать за действиями сверстников;

1 балл - после напоминания и указания взрослого ребенок моет руки после прогулки, перед едой и после продуктивной деятельности, но делает это наскоро, не тщательно, не умеет самостоятельно одеваться и раздеваться; возвратившись с прогулки, снимает одежду, не складывает и/или не развешивает ее для просушки даже после показа взрослого; неаккуратно ест, не пользуется носовым платком, с ошибками надевает обувь.

В. Наблюдение в повседневной жизни.

Цель: может перенести при участии взрослого приобретенные двигательные навыки в играх со сверстниками, навыки здорового образа жизни в повседневную реальность.

Оценка:

3 балла - переносит приобретенные двигательные навыки в играх со сверстниками, навыки здорового образа жизни в повседневную реальность;

2 балла - переносит двигательные навыки в играх со сверстниками. Чтобы применить навыки здорового образа жизни в повседневной реальности, нуждается в напоминании взрослого;

1 балл - не может перенести при участии взрослого приобретенные двигательные навыки в играх со сверстниками, навыки здорового образа жизни в повседневную реальность.

Оценка результатов заносится в таблицу (табл. 2).

Таблица 2.


Оценка умений детей 4-5 лет реализовывать собственный замысел в продуктивной деятельности с произвольной тематикой, самостоятельно выполнять доступные гигиенические процедуры; использовать приобретенные двигательные навыки в играх со сверстниками и навыки здорового образа жизни в повседневной реальности (в баллах)


Фамилия, имя ребенка

Характеристика 1

Характеристика 2

Характеристика 3

Всего баллов (от 9 до 0)












Используемая литература:

1.Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3-7 лет: методическое пособие / Ю.В. Карпова. - М.: Вентана-Граф, 2015.-440 с. - (Тропинки).


© 2010-2022