ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ТЕМА


ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ



















Актуальность и проблема:

  1. Сущность и миссия социально-психологической службы нормативно не прописаны, поэтому возникают различные точки зрения па проблему затруднения в определении места и роли социального педагога, неопределенность механизмов оценки эффективности социально-психологической службы.

  2. Вся работа в школе сводится на психологическое обеспечение качества образования, подразумевая работу с неуспевающими, недисциплинированными или одаренными учащимися. В рамках такого подхода специальная компетентность и профессиональное качество уходят на второй план.

  3. В работе социально-психологической службе доминирует диагностическое направление, результаты диагностики используются в целях социально- психологичес-

  4. кого информирования объектов, работа по адаптации и социализации проводится не на должном уровне.

  5. 4 Наблюдается большое количество вариантов диагностики. Социальный педагог и психолог «тонет» в массиве собранного диагностического материала и лишается возможности доказать достигается ли цель школы.

  6. Социально-психологическое видение человеческой реальности, понимание условий развития и становления субъективности должны стать основополагающими для практики образования и его социально-психологической службы.

Цель:

Способствовать социально-психологическому здоровью и образовательным интересам детей, адаптации и социализации личности. Выбор социально-психологических критериев и концепции развития, содействия поддержки и сопровождения детей и подростков по этапам их развития.

Задачи:

1 Ознакомление с литературой, раскрывающей работу социально-психологической службы.

2 Изучение разновидностей и стилей социально-психологической службы, роли социального педагога и психолога.

3 Анализ разновидностей и стилей работы социально-психологической службы, ее компонентов и особенностей.

4 Синтез моделей социально-психологической службы.

5 Оформление проекта деятельности.

Предмет: социальные взаимоотношения в деятельности социально-психологической службы.

Объект: учащиеся, родители, опекуны, педагоги, социальный работник, администрация, сотрудник органов внутренних дел, работник учреждения здравоохранения.

Гипотеза: если использовать модели системы взаимодействия социально-психологической службы с различными структурами, структурную модель социально-психологической службы, ступени социально-психологического сопровождения детей, то возможно прогнозировать упорядочение работы СПС в школе и способствовать социально-психологическому здоровью и образовательным интересам детей, адаптации и социализации личности.

Модель: прогностическая.

Форма: пространственно-средовая.

МОДЕЛЬ 1: ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ


ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ






























МОДЕЛЬ 2 СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ С ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕРАЗЛИЧНЫМИ СТРУКТУРАМИ

























МОДЕЛЬ 3 СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

КОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕЛАССИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ

ВОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

СОЦИАЛЬНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПС.

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СПСОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

МОДЕЛЬ 4 СТУПЕНИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ

Социально-психологическая служба - один из важнейших компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.

Деятельность службы направлена на сохранение социально-психологического и обеспечения полноценного психического и социального развития учащихся, ориентировано как на учащихся. Так и на административных и педагогических работников, их социально-педагогическую поддержку и обеспечение социально-психологического здоровья.

По согласованию с администрацией СПС может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием.

Предлагаемые модели отражают организацию деятельности СПС, систему в\действия с различными структурами, а направления деятельности СПС напрямую связаны с возрастными ступенями социально-психологического сопровождения.

Организация деятельности СПС включает в себя сотрудничество психолога и социального педагога, специалистов для решения социальных задач, и всё это направлено на социально-психологическую поддержку учащихся школы. Данное сотрудничество не может существовать само по себе, поэтому необходима система в\действия с различными структурами.

Директор школы утверждает и контролирует деятельность СПС . По некоторым направлениям контроль ведёт завуч по воспитательной работе. СПС в\действует с учителями (МО кл. руководителей , учителя-предметники), родителями (родительс

кий комитет, родительская общественность). Всё в\действие направлено на изучение ученика, которое происходит непосредственно в ходе групповых и индивидуальных занятий и опосредовано в\действием учителей и родителей.

Сотрудники СПС осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и учителей, администрации и педагогов.

Сущность деятельности СПС - посредническая деятельность. Она локализируется в системах отношений учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель. Работа СПС включает в себя классические виды деятельности: социально-психологическая, профилактическая, консультативная, коррекционно-развивающая, социально-диспетчерская.

На основе этого разрабатываются комплексные программы: адаптивно-развивающие, коррекционно-развивающие, и социальная ситуация развития .

Перспективы и ожидаемые результаты показаны в модели №4 «Ступени социально-психологического сопровождения детей». Каждая ступень развития ребёнка ставит перед СПС конкретные задачи: 1-я ступень (1-4 класс)- социально-психологическая поддержка самоопределения в учении (развитие познавательной активности, способности к в\действию и сотрудничеству); 2-я ступень (5-6 класс)- социально-психологическая поддержка самореализации в учении (преемственность обучения, адаптация к новым требованиям, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива); 3-я ступень (7-8 класс)- соц.-психологическая поддержка индивидуального стиля учения (формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения) ; 4-я ступень (9-11 класс)- социально-психологическая поддержка самокоррекция индивидуального стиля учения, формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания. Помощь в выборе жизненных целей и профессиональном самоопределении.


Как показывает практика, что с введением в школы должности социального педагога, назрела проблема организации СПС, которая создаёт социально-психологические условия, способствующие успешной адаптации, обучению и развитию каждого ребёнка в конкретной школьной среде.

Определена совместная работа социального педагога и педагога-психолога: диагностическая работа, профилактическая, коррекционная, консультативная. Разграничены функциональные обязанности соц.педагога, который проводит индивидуальную работу с отдельными школьниками, осуществляет социальную защиту, организует воспитывающую среду и повседневный школьный быт, координирует воспитательное воздействие.

Педагог-психолог занимается психологическим просвещением, диагностикой, консультированием, коррекцией, научно-методической работой. Вся эта деятельность взаимно дополняет и помогает решать поставленные задачи.

Так как СПС тесно в\действует с учителями и родителями, наметилась тенденция повышения социально-психологической культуры педагогов и родителей.

В настоящее время появилось много методической литературы по соц. педагогике и психологии. СПС не только информирует педагогов и родителей, но и, используя различный инструментарий, старается воздействовать на объекты деятельности. Особенно эффективными являются тренинговые занятия, разборы различных ситуаций, дискуссионные формы работы.

Школа начала вплотную работать с различными структурными подразделениями. Это и акимат , и медицинские учреждения, отделы внутренних дел, администрация и т.д., что позволяет организовать высокую правовую защиту учащихся и организовывать профилактическую работу.

Создается методическая и информационная база данных, осуществляется мониторинг развития детей и их положение в социуме, что помогает проанализировать работу СПС, продиагностировать и прогнозировать результаты.

С организации СПС началось более углубленное социально-психологическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в целях обеспечения индивидуального подхода. Создана возможность полноценного личностного развития учащихся на каждом возрастном этапе.

Используется необходимая ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.

Усиление деятельности СПС способствует обеспечению комфортной здоровье сберегающей среды школы, что помогает педагогам организовать эффективный педагогический процесс.



Глоссарий

Адаптация - (лат.- приспосабливать)- приспосабливание к изменяющимся условиям окружающей среды.

Воспитание- процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его физического и духовного развития.

Деятельность- способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей среды.

Диагностика психического развития- исследование человека в целях определения индивидуальной специфики эволюции его психики, способностей и индивидуальных черт.

Исследование- целенаправленное и систематическое научное изучение какой-либо проблемы.

Коррекция- (лат.-исправление, поправка)- воздействие с целью исправления недостатков.

Метод- способ действия или способ достижения какой-либо цели.

Профилактика- (греч.-предохранительный)- совокупность мероприятий по предупреждению нарушений.

Психология- наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов.

Развитие личности- процесс формирования как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Социальная педагогика- теория и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды, а также образовательный комплекс подготовки к этому взаимодействию.

Тренинг- специальный тренировочный режим; процесс получения умений и навыков в какой-либо области вследствие выполнения в определённом порядке заданий, д

© 2010-2022