- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Роль и функции профессиональной коммуникации в работе социального учреждения
Роль и функции профессиональной коммуникации в работе социального учреждения
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мелихова А.Д. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
Информационные технологии в профессиональной коммуникации
На тему: «Роль и функции профессиональной коммуникации в работе социального учреждения»
Выполнила: магистрант 1 курса
Мелихова Анастасия.
Санкт-Петербург
2015
Содержание.
1 Основные виды и направления деятельности социальных учреждений …...3
2 Определение профессиональной коммуникации …………………………….5
3 Профессиональные коммуникации в социально-педагогической работе…..6
4 Заключение ……………………………………………………………………...8
5 Список используемой литературы ...…………………………………………..9
1 Основные виды и направления деятельности социальных учреждений
Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств - образования и комитетов по делам молодежи.
В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.
В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.
Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает [3, 4]:
-
учреждения образования;
-
учреждения комитетов по делам молодежи;
-
учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);
-
учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.);
-
учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.).
В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т.д.
Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.) [3].
В этой связи, в работе как социального педагога, так и социального учреждения в целом, велика роль профессиональной коммуникации.
2 Определение профессиональной коммуникации
В работе [2] термин «профессиональная коммуникация» определяется как «профессионально обусловленный процесс обмена информацией между представителями одной профессии в познавательно‐трудовой и творческой деятельности, направленный на профессиональное развитие, в ходе которого создаются профессиональные сообщества, характеризующиеся определенными нормами мышления, поведения и взаимодействия между членами сообщества»
В работе [1] приведены следующие этапы профессиональной коммуникации:
Мотив - Потребность в получении и передаче информации
Цель - Передать и получить значимую для субъекта информацию с ее максимальной точностью и пониманием для решения задач самореализации
Содержание процесса - Передача и получение информации, ее кодирование и декодирование знаковой системой, понятной для партнера
Средства - Вербальные и невербальные, технические средства передачи информации
Результат - Отправка и получение сообщения, информации с ее максимальной точностью и прочностью понимания партнерами
В той же статье делается акцент на том, что в работе педагога (в том числе социального), необходимо делать отличие между такими структурными компонентами профессионального общения, как коммуникация, интеракция и перцепция.
3 Профессиональные коммуникации в социально-педагогической работе
Большинство социально-педагогической работы на любом уровне, происходит в группах или коллективах. Это предпосылка к тому, что социальные педагоги должны быть способны сотрудничать друг с другом. Однако в педагогические, социальные и коммуникативные компетенции входит и умение социальных педагогов действовать в обстановке, не имеющей изначального взаимопонимания, согласия в целях, возможностях и методах. Недопонимание может возникать между коллегами в отношении ребёнка или клиента, в отношении социальных властей или политической системы.
Сотрудничество - это основа социально-педагогической работы. Плодотворная совместная работа, где конфликты разрешаются конструктивно, являются ключевой для благополучия и процветания как ребёнка и клиента так и для развития профессионализма и позитивно-психологической работы педагога. Следовательно, социальный педагог должен быть достаточно компетентен, чтобы справляться со сложностями, разрешать и использовать конфликты в конструктивном ключе. Это достигается на основе знания о методах работы с конфликтами, формах сотрудничества, групповой динамике работы [5].
В отношении родителей, родственников и, конечно, не в последнюю очередь, детей, социальный педагог должен владеть особыми коммуникативными компетенциями как на теоретическом так и на практическом и методологическом уровнях, чтобы транслировать идеи и взгляды, ориентируясь на партнера по общению, на его социальные принципы, коммуникативные особенности и опыт, что особенно важно, когда речь идёт о трудных переговорах.
Социально-педагогическая работа происходит в междисциплинарном сотрудничестве. Поэтому социальные педагоги должны быть способными работать в междисциплинарных группах. Они должны использовать профессиональную терминологию в междисциплинарных связях и знать о терминологии других профессиональных групп.
Кроме того, социальный педагог должен уметь сотрудничать с руководством, администрацией, а также с родственниками. Это требует социальных и коммуникативных компетенций и адаптации к социально-педагогической терминологии собеседника.
Так же не менее важно, что социальный педагог должен консультировать и направлять родителей и родственников. Таким образом, социальный педагог должен быть способен взять на себя роль консультанта и осознавать всю ответственность этой роли. Это требует коммуникативной компетенции и хорошего владения техникой консультирования и руководства.
4 Заключение
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что функции профессиональной коммуникации в работе социального учреждения могут быть сведены к следующим:
- общение социальных педагогов с детьми, их родителями, а также их родственниками
- общение социальных педагогов друг с другом. Данный вид профессиональной коммуникации может осуществляться как в рамках одного и того же социального учреждения, так и с привлечение специалистов нескольких подобных учреждений. Основной целью является обмен опытом, решение сложных проблем и т.п.
- общение социальных педагогов с другими специалистами социального учреждения, такими как учителя, врачи, администрация и т.п. Целью данного вида коммуникации является прежде всего определение границ профессиональной компетенции социального педагога (решением каких вопросов он должен заниматься, а какие нужно оставить другим специалистам).
- общение социальных педагогов с представителями других учреждений (органов внутренних дел, правительства, вооруженных сил, церкви, благотворительных организаций и т.п.).
5 Список используемой литературы
1. Ю.В. Уткина. Подходы к уточнению понятия «профессиональная коммуникация педагога» // Человек и образование. 2012, № 1. С. 62 - 66
2. Воробьева Н. А. Структура профессиональной коммуникации в сфере образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный интернет‐журнал. - 2009. - Март [Электронный ресурс]. - URL: emissia.org/offline/2009/1314.htm.
3. Профессиональная деятельность социального педагога // [Электронный ресурс] URL: psylist.net/pedagogika/00221.htm
4. Социальные учреждения и их роль в предупреждении и преодолении девиантного поведения подростков (на примере Росси и США) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009, № 94. С. 150 - 155
5. Профессиональные компетенции социальных педагогов. Концептуальная основа. // [Электронный ресурс]
URL: aieji.net/wp-content/uploads/2013/01/Professional-competences-RU.pdf