Программа по профилактике правонарушений и преступлений

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по профилактике правонарушений

и преступлений (на 2012-2015 гг.)

МБОУ «Школа №3 им. А.И. Покрышкина»

Пояснительная записка

Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста. Так как в этом возрасте только активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.

Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.

Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 - ФЗ от 24.06.99, Международной Конвенции ООН о правах ребёнка, концепции развития школы.

Цель программы: создание условий для формирования у учащихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия.

Задачи программы:

  •  координация предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих проблему правонарушений несовершеннолетних;

  •  повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в школе через взаимодействие с ОДН, ГИБДД, КДН и ЗП;

  •  активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;

  •  привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе;

  •  повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;

  •  развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время;

  •  обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.

Содержание программы.

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа со школьниками, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья учащихся.

Профилактическая работа со школьникамивключает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у учащихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Предупредительно-профилактическое направление, включает в себя следующие аспекты:

1) Проведение «Дня профилактики» совместно с заинтересованными ведомствами. Занятия совместно с подразделением по делам несовершеннолетних Отдела внутренних дел района проводятся, начиная с первого класса. В начальной школе (1-4 кл.) по 2 занятия в каждом классе, в средней (5-9 кл.) и старшей (10-11 кл.) - по 3 занятия в год. Курс профилактических бесед рассчитан на 29 занятий. Занятия совместно с ГИБДД проводятся с первого класса. Курс предусматривает проведение 4 занятий в каждом классе, рассчитан на 44 занятия. Занятия совместно с Госпожнадзором проводятся с первого класса по 2 занятия в год в каждом классе. Курс рассчитан на 22 занятия.

2) Инструктажи по технике безопасности, которые проводятся классными руководителями не реже 2 раз в четверть.

3) Правовой всеобуч учащихся предполагает проведение занятий с учащимися, начиная с пятого класса, по 1 в год, а в старшем звене (10-11 кл.) - по 2 занятия. Курс рассчитан на 9 занятий.

4) Профориентационная работа проводится с седьмого класса по программе «Путь в профессию» (г. Кострома, 2001 год), предполагает в 7-8 классе по 3 занятия, в 9-10 классе по 4, в 11 классе - 2.

5) Беседы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Курс предполагает проведение занятий: с 5 класса по 7 класс - по 2 занятия, а с 8 по 11 - по 3 занятия в год, рассчитан на 18 занятий.

6) Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска».

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

Срок

реализации

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

2015 - 2016

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

2016 - 2017

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

2017- 2018

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа

Самовоспитание

2018 - 2019

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Попечительского Совета.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, педагог-организатор ОБЖ.

Этапы реализации программы:

1.) 2015 - 2016 гг. - разработка и описание программы, подбор занятий для реализации её целей и задач; отработка механизма её выполнения, работа над содержанием.

2.) 2016 - 2017 гг. - дополнение и корректировка содержания системы программных мероприятий, организация и координация деятельности по выполнению основных пунктов программы.

3.) 2017 - 2018 гг. - организация деятельности всех пунктов программы; май 2015г. - анализ работы по программе, выявление результатов.

Планы мероприятий по каждому блоку работы.

Организационная работа:

  • Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН, КДН и ЗП, ГИБДД.

  • Организация работы Совета по профилактике правонарушений.

  • Проведение тематических педагогических советов: «Работа школы в социуме ребёнка и семьи», «Психолого-педагогический всеобуч родителей», «Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения», «Как подготовить наших детей к вступлению в жизнь в новых условиях (или к вопросу социальной адаптации наших детей)», «Социальный педагог в защиту прав несовершеннолетних».

  • Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.

  • Составление социального паспорта класса, школы.

  • Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, учащихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.

  • Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей обучающихся школы, выявление обучащихся, не посещающих школу).

  • Выявление и постановка на учёт детей с отклоняющимся поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  • Анкетирование учащихся 5 - 9-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.

  • Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7 - 9 кл.).

  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.

  • Заполнение карты здоровья учащихся.

  • Анкетирование «Несколько слов о ...».

Профилактическая работа со школьниками:

1 направление: Предупредительно-профилактическая деятельность.

☼ Тематика бесед с учащимися, совместно с ОДН:

5 класс:

1. Мелкое хулиганство, ответственность.

2. Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин.

3. Драка, нецензурные выражения - наказуемые деяния.

6 класс:

1. Способность несовершеннолетнего осуществлять свои права и нести ответственность.

2. Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке.

3. Цивилизованно решаем конфликты.

7 класс:

1. Уголовная ответственность несовершеннолетнего.

2. Ответственность за порчу имущества.

3. Время пребывания на улице в вечерние часы подростков.

8 класс:

1. Административная ответственность несовершеннолетнего.

2. Материальная ответственность подростка.

3. Ответственность за приём ПАВ.

9 класс:

1. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере общественной нравственности.

2. Посещение дискотек и правопорядок.

3. «Неформалы - кто они?».

☼ Тематика бесед с учащимися, совместно с ГИБДД:

5 класс:

1. Знаки для пешеходов и водителей.

2. Ох уж этот гололёд!

3. Безопасность в общественном транспорте.

4. Правила поведения граждан на ж/д транспорте.

6 класс:

1. Правила перехода улиц и дорог.

2. Дорожная разметка.

3. Дорожные знаки.

4. Безопасность на воде.

7 класс:

1. Поведение около ж/д путей.

2. Где разрешается кататься на санках и лыжах.

3. Городской транспорт и его опасность.

4. Правила движения на велосипеде.

8 класс:

1. Терроризм. Ответственность за заведомо ложные сообщения.

2. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и вывихах.

3. Ответственность за нарушение ПДД.

4. Водитель и его возраст.

9 класс:

1. Оказание первой медицинской помощи при открытом и закрытом переломе.

2. Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация. Правила поведения.

3. Понятие «дорога». Элементы дороги.

4. Ж/д транспорт. Сигналы тревоги на ж/д переезде.

☼ Тематика бесед, совместно с МЧС ПЧ:

5 класс:

1. Лесные пожары. Правила поведения в лесу.

2. План эвакуации в школе № 37.

6 класс:

1. Детская шалость с огнём и последствия.

2. Неисправные бытовые приборы как одна из причин возникновения пожаров.

7 класс:

1. Газ. Эксплуатация газовых плит.

2. Как правильно потушить костёр.

8 класс:

1. Система оповещения во время чрезвычайных ситуаций.

2. Правила поведения во время эвакуации.

9 класс:

1. Первая медицинская помощь при ожогах.

2. Какие материалы с точки зрения противопожарной безопасности лучше использовать для ремонта дома.

☼ Тематика бесед по правовому всеобучу:

5 класс:

Права и обязанности школьника.

6 класс:

Правила учащихся школы № 37.

7 класс:

Устав школы № 37.

8 класс:

Я - гражданин России.

9 класс:

Конвенция ООН о правах ребёнка.

☼ Тематика классных часов по профориентации

7 класс:

1. Что такое профессия? Как появились профессии?

2. Сколько существует профессий?

3. Как связаны между собой профессии и увлечения.

8 класс:

1. Где можно почитать и посмотреть о профессиях?

2. Память, внимание и профессиональная успешность.

3. Многообразие мира профессий.

9 класс:

1. Формирование образа «Я» и проблема выбора профессии.

2. Как ориентироваться в мире профессий.

3. Какие ошибки совершают люди при выборе профессии?

4. Условия выбора профессии. Что значит выбрать себе профессию?

☼ Тематика бесед по профилактике употребления

психоактивных веществ:

5 класс:

1. Определение здорового образа жизни.

2. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека.

6 класс:

1. Влияние алкоголя на организм человека.

2. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления.

7 класс:

1. Последствия употребления ПАВ.

2. Сумею ли я отказаться …

8 класс:

1. Иногда достаточно одной рюмки.

2. Как избавится от стресса, не прибегая к наркотику.

3. Что сейчас модно: курение или здоровый образ жизни?

9 класс:

1. Современные требования к профессионалу. Кто нужен работодателю?

2. Как контролировать своё эмоционально состояние?

3. Роль силы воли в отказе от употребления ПАВ.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

  • Вовлечение учащихся в планирование коллективные творческие дела в школе;

  • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

  • Организация рабочих мест в летнем трудовом лагере;

  • Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

2 направление: Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

1) Выявление причин отклонений в поведении (по методике Д.И.Фельдштейна);

2) Беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;

3) Приглашение на Совет по профилактике правонарушений;

4) Беседы инспектора ОДН;

5) Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

6) Направление ходатайств в КДН и ЗП;

7) Проведение тренинговых занятий с категорией таких учащихся.

Профилактическая работа с родителями:

Выбор родительского комитета в классах.

Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений.

«День открытых дверей» для родителей.

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.

Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.


  • Проведение родительского всеобуча:

Тема

Содержание

Профориентация школьников

1) Профориентация, её цели и задачи.

2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда.

3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

По профилактике употребления ПАВ

1) ПАВ и его влияние на организм ребёнка.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Устойчивость подростка в обществе.

4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ.

5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.

6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.

По профилактике правонару-шений и преступлений

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения учащихся.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Планируемые результаты:

1 блок

* разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

* создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок

* получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,

* получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,

* получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

* сформировать у учащихся образ жизни, достойной человека,

* сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок

*создание приоритетного родительского воспитания,

* организация педагогического просвещения родителей,

* построение демократической системы отношений детей и взрослых



© 2010-2022