- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Программа по профилактике правонарушений и преступлений
Программа по профилактике правонарушений и преступлений
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гафарова А.Н. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа по профилактике правонарушений
и преступлений (на 2012-2015 гг.)
МБОУ «Школа №3 им. А.И. Покрышкина»
Пояснительная записка
Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям подросткового возраста. Так как в этом возрасте только активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 - ФЗ от 24.06.99, Международной Конвенции ООН о правах ребёнка, концепции развития школы.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия.
Задачи программы:
-
координация предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих проблему правонарушений несовершеннолетних;
-
повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в школе через взаимодействие с ОДН, ГИБДД, КДН и ЗП;
-
активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
-
привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе;
-
повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы;
-
развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время;
-
обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.
Содержание программы.
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа со школьниками, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья учащихся.
Профилактическая работа со школьникамивключает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у учащихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Предупредительно-профилактическое направление, включает в себя следующие аспекты:
1) Проведение «Дня профилактики» совместно с заинтересованными ведомствами. Занятия совместно с подразделением по делам несовершеннолетних Отдела внутренних дел района проводятся, начиная с первого класса. В начальной школе (1-4 кл.) по 2 занятия в каждом классе, в средней (5-9 кл.) и старшей (10-11 кл.) - по 3 занятия в год. Курс профилактических бесед рассчитан на 29 занятий. Занятия совместно с ГИБДД проводятся с первого класса. Курс предусматривает проведение 4 занятий в каждом классе, рассчитан на 44 занятия. Занятия совместно с Госпожнадзором проводятся с первого класса по 2 занятия в год в каждом классе. Курс рассчитан на 22 занятия.
2) Инструктажи по технике безопасности, которые проводятся классными руководителями не реже 2 раз в четверть.
3) Правовой всеобуч учащихся предполагает проведение занятий с учащимися, начиная с пятого класса, по 1 в год, а в старшем звене (10-11 кл.) - по 2 занятия. Курс рассчитан на 9 занятий.
4) Профориентационная работа проводится с седьмого класса по программе «Путь в профессию» (г. Кострома, 2001 год), предполагает в 7-8 классе по 3 занятия, в 9-10 классе по 4, в 11 классе - 2.
5) Беседы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами. Курс предполагает проведение занятий: с 5 класса по 7 класс - по 2 занятия, а с 8 по 11 - по 3 занятия в год, рассчитан на 18 занятий.
6) Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска».
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап
Срок
реализации
Содержание
Изучение подростка и окружающей его среды
2015 - 2016
Диагностика подростка
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
2016 - 2017
Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков
2017- 2018
Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа
Самовоспитание
2018 - 2019
Поддержка подростка в процессе самовоспитания
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Попечительского Совета.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, педагог-организатор ОБЖ.
Этапы реализации программы:
1.) 2015 - 2016 гг. - разработка и описание программы, подбор занятий для реализации её целей и задач; отработка механизма её выполнения, работа над содержанием.
2.) 2016 - 2017 гг. - дополнение и корректировка содержания системы программных мероприятий, организация и координация деятельности по выполнению основных пунктов программы.
3.) 2017 - 2018 гг. - организация деятельности всех пунктов программы; май 2015г. - анализ работы по программе, выявление результатов.
Планы мероприятий по каждому блоку работы.
Организационная работа:
-
Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН, КДН и ЗП, ГИБДД.
-
Организация работы Совета по профилактике правонарушений.
-
Проведение тематических педагогических советов: «Работа школы в социуме ребёнка и семьи», «Психолого-педагогический всеобуч родителей», «Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения», «Как подготовить наших детей к вступлению в жизнь в новых условиях (или к вопросу социальной адаптации наших детей)», «Социальный педагог в защиту прав несовершеннолетних».
-
Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.
-
Составление социального паспорта класса, школы.
-
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, учащихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
-
Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей обучающихся школы, выявление обучащихся, не посещающих школу).
-
Выявление и постановка на учёт детей с отклоняющимся поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
-
Анкетирование учащихся 5 - 9-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
-
Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7 - 9 кл.).
-
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
-
Заполнение карты здоровья учащихся.
-
Анкетирование «Несколько слов о ...».
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление: Предупредительно-профилактическая деятельность.
☼ Тематика бесед с учащимися, совместно с ОДН:
5 класс:
1. Мелкое хулиганство, ответственность.
2. Ответственность за непосещение школы, пропуски уроков без уважительных причин.
3. Драка, нецензурные выражения - наказуемые деяния.
6 класс:
1. Способность несовершеннолетнего осуществлять свои права и нести ответственность.
2. Ответственность за нарушение правил поведения в школе и на уроке.
3. Цивилизованно решаем конфликты.
7 класс:
1. Уголовная ответственность несовершеннолетнего.
2. Ответственность за порчу имущества.
3. Время пребывания на улице в вечерние часы подростков.
8 класс:
1. Административная ответственность несовершеннолетнего.
2. Материальная ответственность подростка.
3. Ответственность за приём ПАВ.
9 класс:
1. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере общественной нравственности.
2. Посещение дискотек и правопорядок.
3. «Неформалы - кто они?».
☼ Тематика бесед с учащимися, совместно с ГИБДД:
5 класс:
1. Знаки для пешеходов и водителей.
2. Ох уж этот гололёд!
3. Безопасность в общественном транспорте.
4. Правила поведения граждан на ж/д транспорте.
6 класс:
1. Правила перехода улиц и дорог.
2. Дорожная разметка.
3. Дорожные знаки.
4. Безопасность на воде.
7 класс:
1. Поведение около ж/д путей.
2. Где разрешается кататься на санках и лыжах.
3. Городской транспорт и его опасность.
4. Правила движения на велосипеде.
8 класс:
1. Терроризм. Ответственность за заведомо ложные сообщения.
2. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и вывихах.
3. Ответственность за нарушение ПДД.
4. Водитель и его возраст.
9 класс:
1. Оказание первой медицинской помощи при открытом и закрытом переломе.
2. Чрезвычайная ситуация. Экстремальная ситуация. Правила поведения.
3. Понятие «дорога». Элементы дороги.
4. Ж/д транспорт. Сигналы тревоги на ж/д переезде.
☼ Тематика бесед, совместно с МЧС ПЧ:
5 класс:
1. Лесные пожары. Правила поведения в лесу.
2. План эвакуации в школе № 37.
6 класс:
1. Детская шалость с огнём и последствия.
2. Неисправные бытовые приборы как одна из причин возникновения пожаров.
7 класс:
1. Газ. Эксплуатация газовых плит.
2. Как правильно потушить костёр.
8 класс:
1. Система оповещения во время чрезвычайных ситуаций.
2. Правила поведения во время эвакуации.
9 класс:
1. Первая медицинская помощь при ожогах.
2. Какие материалы с точки зрения противопожарной безопасности лучше использовать для ремонта дома.
☼ Тематика бесед по правовому всеобучу:
5 класс:
Права и обязанности школьника.
6 класс:
Правила учащихся школы № 37.
7 класс:
Устав школы № 37.
8 класс:
Я - гражданин России.
9 класс:
Конвенция ООН о правах ребёнка.
☼ Тематика классных часов по профориентации
7 класс:
1. Что такое профессия? Как появились профессии?
2. Сколько существует профессий?
3. Как связаны между собой профессии и увлечения.
8 класс:
1. Где можно почитать и посмотреть о профессиях?
2. Память, внимание и профессиональная успешность.
3. Многообразие мира профессий.
9 класс:
1. Формирование образа «Я» и проблема выбора профессии.
2. Как ориентироваться в мире профессий.
3. Какие ошибки совершают люди при выборе профессии?
4. Условия выбора профессии. Что значит выбрать себе профессию?
☼ Тематика бесед по профилактике употребления
психоактивных веществ:
5 класс:
1. Определение здорового образа жизни.
2. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека.
6 класс:
1. Влияние алкоголя на организм человека.
2. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления.
7 класс:
1. Последствия употребления ПАВ.
2. Сумею ли я отказаться …
8 класс:
1. Иногда достаточно одной рюмки.
2. Как избавится от стресса, не прибегая к наркотику.
3. Что сейчас модно: курение или здоровый образ жизни?
9 класс:
1. Современные требования к профессионалу. Кто нужен работодателю?
2. Как контролировать своё эмоционально состояние?
3. Роль силы воли в отказе от употребления ПАВ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
-
Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
-
Вовлечение учащихся в планирование коллективные творческие дела в школе;
-
Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
-
Организация рабочих мест в летнем трудовом лагере;
-
Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
2 направление: Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
1) Выявление причин отклонений в поведении (по методике Д.И.Фельдштейна);
2) Беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
3) Приглашение на Совет по профилактике правонарушений;
4) Беседы инспектора ОДН;
5) Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
6) Направление ходатайств в КДН и ЗП;
7) Проведение тренинговых занятий с категорией таких учащихся.
Профилактическая работа с родителями:
Выбор родительского комитета в классах.
Выбор родителей в Совет по профилактике правонарушений.
«День открытых дверей» для родителей.
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
-
Проведение родительского всеобуча:
Тема
Содержание
Профориентация школьников
1) Профориентация, её цели и задачи.
2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда.
3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.
По профилактике употребления ПАВ
1) ПАВ и его влияние на организм ребёнка.
2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
3) Устойчивость подростка в обществе.
4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ.
5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.
6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.
По профилактике правонару-шений и преступлений
1) Права и обязанности семьи.
2) Права, обязанности и ответственность родителей.
3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.
5) Причина детских суицидов.
6) Свободное время и развлечения учащихся.
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Планируемые результаты:
1 блок
* разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,
* создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
2 блок
* получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,
* получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,
* получение информации о состоянии здоровья учащихся
3 блок
* сформировать у учащихся образ жизни, достойной человека,
* сформировать жизненную позицию ребёнка
4 блок
*создание приоритетного родительского воспитания,
* организация педагогического просвещения родителей,
* построение демократической системы отношений детей и взрослых