- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Работа в школе по профилактике ПАВ
Работа в школе по профилактике ПАВ
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зарытовских С.В. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Профилактика употребления ПАВ в МБОУ СОШ №55
Социальный педагог школы С.В.Зарытовских
2012 год
«Наркомания это болезнь, но без одной стадии - полного выздоровления». Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Особенно губительно злоупотребление в молодежной среде - т.к. поражается и настоящее, и будущее общества. Каждое государство предпринимает меры по предупреждению злоупотребления среди населения, исключением не является и Россия. Наркоман - источник цепной реакции, и, как утверждают специалисты, вокруг каждого устойчивого наркомана крутятся пять - шесть подростков, мы можем получить в недалеком будущем результат, анализировать который будет некому. Наркомания поражает молодых, но в своем росте распространяется в направлении еще более маленьких детей. Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России безусловно самыми вескими являются следующие:
1) Развал системы детских и молодежных организаций.
2) Резкое изменение социального статуса - расслоение в обществе.
3) Массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни.
4) Ценностный кризис в обществе - потеря жизненных ценностей.
5) Ослабление семейных связей (в частных случаях).
Все это привело к тому, что молодежь, а именно она - самая легко раскачиваемая часть общества, начинает употреблять наркотики.
Проблема детской и подростковой наркомании в России достигла катастрофических размеров: на сегодняшний день уже каждый второй школьник пробовал наркотики. Наркоманией, в первую очередь, оказываются задетыми низшие слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, находящиеся без присмотра родителей, начинают в раннем возрасте употреблять алкогольные напитки, нюхают бензин, клей Момент и Резиновый, затем переходят на анашу, маковую соломку, балуются паркопаном, кетамином. Потом уже пробуют тяжелые наркотики. И если для них это способ уйти от окружающей их грязной действительности, то отпрыски богатых родителей начинают принимать наркотики ради крутизны. Запретный плод - сладок.
Все мы понимаем, что школа - это основное звено на пространстве данной проблематики здесь для профилактической работы необьятные просторы. Именно школа может заложить нравственно-эстетический иммунитет, который поможет в будущем человеку противостоять наркотическому соблазну. Поэтому надо создать систему педагогических мер, ориентированных на формирование этого иммунитета, который в дальнейшем может обеспечить абсолютное неприятие наркокультуры и избежать её разрушительного влияния.
Уже в начальной школе, изучая растительный мир, педагоги обращают внимание на специфические свойства некоторых растений, предупреждают школьников об опасности их потребления. В курсе химии - при изучении неорганических и органических веществ, анализируя их химико-физические свойства, рассматривают аспект их влияния на живые организмы. В курсе ботаник и анатомии анализируют влияние веществ на организм человека, возникающие заболевания у курящих и злоупотребляющих алкоголем людей.
В связи с тем, что в конце прошлого учебного года увеличилось число подростков нашей школы задержанных сотрудниками полиции за распитие спиртных напитков (трое поставлены на ВШУ, а одна на учет в ПДН) - разрабатываем две новые программы : «Программа по профилактике употребления алкогольной продукции среди подростков» и «Программа по работе с детьми и семьями «группы риска»». В программе отражено взаимодействие сотрудников школы, более широкое привлечение родителей к работе по данному направлению и к участию в различных школьных мероприятиях, привлечение сотрудников правоохранительных органов и медицинских работников.
Таблица 1. Направления профилактической
антинаркотической работы
Направление ПАР
Краткая характеристика
Формы организации
Участники
ПАР
1.
Медицинское
Рассмотрение медицинских аспектов наркомании как болезни, пропаганда здорового образа жизни.
Коллективные и индивидуальные занятия, спецсеминары
Медицинские работники
2. Административно-управленческое
Принятие решений, проведение культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий.
Формы организации досуга молодёжи.
Администрация школы.
3.
Нормативно-юридическое
юридическое просвещение, выполнение контрольных функций
Лекции, беседы, классные часы.
Работники полиции, школьные инспекторы
4.
Публицистическое
Публикации печатные и электронные
Выпуски школьных газет, журналов
Школьный библиотекарь, учитель химии и участники химического кружка.
5.
Духовно-нравственное
Духовно-нравственное воспитание молодёжи через приобщение к ценностям религиозной культуры
Проведение в начальной школе уроков православной культуры по желанию родителей, публичные выступления
Учитель нач. классов и приглашаем деятелей религиозных конфессий
6.
Психологическое
Разработка методик формирования позитивных жизненно важных качеств личности
Проведение психологических тренингов
Психолог школы
7.
Педагогическое
Разработка методик нравственного, патриотического и интеллектуального воспитания
Проведение учебных занятий, внеклассная работа с обучающимися
Учителя, работники вузов и системы дополнительного образования
8. Дидактикическое
Разработка методик включения в учебный процесс содержания антинаркотического характера
Учебные занятия, научно-практическая работа учащихся
Учителя, ученики.
9.
Культурно-просветительское
Подготовка культурно-массовых мероприятий с включением в их структуру произведений антинаркотической направленности
Культурно-массовые мероприятия
Учащиеся школы, родители, учителя
Но ведь психологически доказано и педагогически подтверждено, что формирование активной личностной позиции эффективно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. Это позволит избежать назидательности и нравоучительности, которые характерны для многих лекционных занятий и массовых организационных мероприятий. Поэтому актуальны разработки учебных материалов учащимися. Ежегодно с 2009года в школе проводятся о научно-практ конференции среди учащихся. В этом году принимали участие дети со второго по одиннадцатые классы. Хочется отметить, что младшие школьники, не смотря на свой возраст, выступали очень достойно, предоставили очень интересные работы. В данной работе задействованы не только дети и учителя, но и родители, которые оказывают большую помощь в подготовке и сборе материалов своим детям. В день защиты своих работ дети приглашают родителей, своих друзей, и как правило желающих участвовать с каждым годом все больше.
Особенно хочется отметить работы учащихся старших классов и учителя химии. Их три работы: « Влияние никотина на процессы фотосинтеза» «Влияние никотина на работу ферментов слюны» и «Влияние метилового спирта на рост и развитие семян пшеницы и фасоли» заняли призовые места в ВГУ и на традиционно проводимых «Киселевских чтениях» Учащиеся выпустили школьный журнал на данную тему, выступили перед учащимися школы на классных часах и рассказали о вреде никотина и метилового спирта.
Большое внимание отводится в школе антинаркотической пропаганде. Здесь работает наркопост, уделяется большое внимание детям склонным к курению, употреблению алкоголя, ведется тесное сотрудничество с учреждениями здравоохранения, КДН и органами правопорядка. На классных часах учителя проводят систематические беседы о вреде курения, алкоголя и наркотиков. За последние годы в школе сократилось количество курящих детей. Учащихся, употребляющих наркотики в школе нет. Регулярно проводятся беседы учащихся с врачом-наркологом, школьным инспектором ПДН. Они рассказывают не только о вреде наркотиков, дети могут задать интересующие вопросы и получить компетентные ответы. Особое внимание уделяется в школе внеурочной занятости детей, так как улица и безделье - это опасные факторы отрицательно влияющие на них.
В школе много предметных кружков и кружков по интересам. Многие учащиеся посещают также различные кружки вне школы. Все учащиеся «группы риска» привлечены к занятиям в кружках и секциях.
Активное участие принимают наши дети в антинаркотических акциях. В прошлом году две ученицы нашей школы получили грамоты за первое место в городском конкурсе за создании рекламы телефона доверия.
В январе запланировано родительские собрания по этим вопросам антинаркотической направленности. Ведь любую опасность легче предотвратить заранее, сообща, не ожидая, когда она тебя настигнет. Только заинтересованная совместная работа школы, семьи и общественности может оказать действенное влияние на решение этих сложных вопросов. В октябре проведено анонимное анкетирование учащихся 7-9 классов Анкета названа «Здоровый образ жизни» Цель при составлении вопросов была направлена на выявление интересов детей, их занятость в свободное время, количество свободного времени, интересы, увлечения, занятие спортом, отношение к детям-инвалидам и др. Очень порадовали ответы ребят о детях с ограниченными возможностями, т.к. они не считают их не такими как все, а многие восхищаются их упорству, стремлению добиться в жизни поставленных целей. Но в некоторых классах были и тревожные моменты, т.к. отдельные ребята считают, что употребление пива и энергитических напитков допустимо и не причиняет вреда здоровью. Сделав анализ по каждому классу, мы конкретным классным руководителям на МО дали рекомендации провести классные часы о вреде пива, энергитических напитков и алкоголя. В школе собран богатый материал готовых презентаций, фильмов по данной тематике, который предоставили классным руководителям в помощь.
Необходимо отметить, что на МО учителей-предметников в начале учебного года рассматривается вопрос о внесении в учебные программы вопросов профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В школе проводятся профилактические беседы с учащимися и родителями врача-нарколога,. Учителя-предметники планируют проведение тематических уроков по пропаганде здорового образа жизни в рамках изучения отдельных предметов. Для вовлечения учащихся в организованную внеурочную деятельность на базе школы работают спортивные секции баскетбола, футбола, волейбола. В школе два спотривных зала. Многие дети занимаются в спортивном комплексе, расположенном на территории школы. Организовано трудоустройство школьников, склонных к совершению правонарушений, в каникулярное и вне учебное время. Давно стали традиционными и популярными праздники «День здоровья» и «Мама, папа, я - спортивная семья», направленные на пропаганду здорового образа жизни Для организации профилактической работы с родителями, привлечение их к пропагандистской работе, вовлечению в участие в общешкольных мероприятиях разработки родительских собраний и дополнительные материалы по теме пропаганды здорового образа жизни. Работа по данной программе способствует освоению новых форм взаимодействия в работе с родителями, оказанию помощи родителям в установлении контакта со своими детьми в разрешении проблем, связанных с детским курением и развитием наркомании; формированию общественного мнения по определению позиции взрослых (родителей, педагогов, общественности) в отношении детского курения и наркомании через СМИ.
В течении всего периода времени осуществляется постоянное методическое обеспечение просветительской антинаркотической работы через организацию внутришкольных обучающих семинаров для классных руководителей и учителей предметников. В течении учебного года учителями- предметниками осуществляется обучение и воспитание через предметы литература, биология, история, химия, формирующие понимание социальных и медицинских последствий наркозависимости. Как итог проведенных занятий проходят творческие конкурсы учащихся ( стихи, сочинения, рисунки) На протяжении 5-и лет в школе ведется работа по реализации программы «Здоровье». Она предусматривает проведение традиционных спортивных мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни, введение в практику проведения тематической недели «Спорт против наркотиков», вовлечение подростков «группы риска» в спортивные секции. Из 10 учащихся школы, состоящих на различных видах учета к занятиям спортом в различной степени привлечено 8 человек. А одна девочка регулярно участвует в спортивных соревнованиях по волейболу и поет в школьном хоре.
Членами школьного совета профилактики, классными руководителями и классными родительскими комитетами проводятся рейдовые мероприятия в микрорайоне школы с целью выявления подростков, нарушающих правила поведения в общественных местах, употребляющих алкоголь и табачные изделия, проверяется занятость учащихся в каникулярное время. В этом учебном году по ходатайству классных руководителей планируем снять с ВШУ двоих учащихся.
Проводимая профилактическая работа заставляет детей задуматься над многими проблемами, которые ставит перед ними жизнь и помогает находить правильные решения.