«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципального общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №2
Кочубеевского района ставропольского края













Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»













Паспорт программы

Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Разработчики программы

Социально-педагогическая служба

МОУСОШ №2


Цели программы

обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Сроки реализации программы

2013-2017 годы

Исполнители программы

Социально-педагогическая служба МОУСОШ №2

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

  • стабилизация числа беспризорных детей подростков;

  • преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.

Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России,которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

массовые нарушение прав детей;

рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

омоложение преступности;

увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МОУ СОШ №2







Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Указы Президента РФ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

Цели программы:

- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

- создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Задачи программы:

- повышение уровня воспитательной - профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.

- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»

Содержание программы.

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками включает

предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа

Самовоспитание

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, , педагог-организатор ОБЖ.

В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции

Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ОПДН ОВД.

Организация работы школьного Совета профилактики.

Проведение тематических педагогических советов.

Педагогический всеобуч для родителей

Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»

Составление социального паспорта классов, школы.

Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.

Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).

Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  • Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.

  • Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).

  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.

  • Заполнение карты здоровья учащихся.

Профилактическая работа со школьниками:

1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация системы воспитательной работы школы;

  • проведение мероприятий совместно с ОПДН ОВД;

  • классные часы по пожарной безопасности;

  • организация правового всеобуча;

  • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;

  • Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;

  • Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;

  • Оказание помощи в трудоустройстве в летний период;

  • Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

  • выявление причин отклонений в поведении;

  • беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;

  • приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;

  • Беседы инспектора ПДН;

  • Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

  • Направление ходатайств в КДН;

  • Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

  • Выбор родительского комитета в классах.

  • Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.

  • «День открытых дверей» для родителей.

  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.

  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.

  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.

  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.

  • Проведение родительского всеобуча:

Тема

Содержание

Профориентация школьников

1) Профориентация, её цели и задачи

2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда

3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

По профилактике употребления ПАВ

1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Устойчивость подростка в обществе.

4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ

5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,

6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.

По профилактике правонарушений и преступлений

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения учащихся.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Планируемые результаты:

1 блок

-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

правонарушений,

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок

-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,

- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,

- получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

- сформировать у учащихся образ жизни,

-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека,

-сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок

-создание приоритетного родительского воспитания,

-организация педагогического просвещения родителей,

-построение демократической системы отношений детей и взрослых





План мероприятий направленных на реализацию направлений программы

№ п\п

Содержание работы

классы

Сроки

Ответственные

1. Организационные мероприятия

1

Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы.

1-11

сент.

Кл. рук. 1-11 кл. Соц. педагог

2

Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

1-11

сент.

Кл. рук.1-11 кл. Соц. педагог

3

Организация заполнения в классах социальных паспортов

1-11

сент

Кл. рук.1-11 кл. Соц. педагог

4

Составление банка данных и социального паспорта школы

1-11

До 01.10

Соц. педагог школы

5

Анализ состояния преступности и безнадзорности уч-ся школы

( по информации ПДН ГОВД)

1-11

окт.

Соц. педагог школы

6

Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с КДН и ПДН ОВД, администрацией Д\д "Надежда".

1-11

сент.-окт.

Соц. педагог

7

Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану)

1-11

1-р. в мес-ц

Зам.дир.школы по ВР

8

Участие в пос., районных, областных акциях, профилактических мероприятиях

1-11

В теч. года

Администрация школы

9

Анкетирование уч-ся с целью выявления склонности к правонарушениям

5-11

сент.

Кл. рук.

10

Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций.

2-11

сент. окт.

Кл. рук.

11

Своевременное принятие мер по поступившим учебные занятия

учебные сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б)посещение семьи; в)приглашение на Совет профилактики школы.

1-11

По мере необходимости

Соц. педагог

12

Организация и проведение школьных рейдов по месту жительству учащихся "группы риска", в неблагополучные семьи.

1-11

1 раз в четверть

Администрация школы

13

Участие в районных рейдах на квартиры учащихся, стоящих на учете в ПДН ОВД и на педучете в школе.

5-11

По плану КДН р-на

Администрация школы

14

Сверка документации школы и ОПДН

по уч-ся, стоящим на учете в ОПДН.

9кл.

сент.

Соц. Педагог

2. Работа с учащимися.

1

Оказание учащимся информационно-правовой помощи

8-9 кл. 1-11

еженед. вторник, среда,четв.,

Соц. педагог Соц. пндагог,

Зам.дир. шк.по воспитательной работе

2

Оказание помощи вновь прибышим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

1-11

По мере необходимости.

Соц. педагог школы

3

Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода

5,10 кл.1 кл

сент.

окт.

Кл. рук. Соц. педагог

4

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации.

1-11

Пост.

Кл. рук. Администрация Школы, Соц. педагог

5

Организация досуга учащихся

(по плану воспитат. работы школы)

1-11

Пост.

Зам. дир. шк. поВР, кл. рук.

6

Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних.

8-9

Втеч. уч. года

Соц. педагог, учителя обще-ствознания

I

7

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: а) через "Службу доверия";б) тренинговые занятия; в)педконсилиумы;

г) "круглые столы"

7-11

Втеч.

года

Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.

8

Охват организованным отдыхом и трудом учащихся " группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.

1-11

В теч. года

Педколлектив школы

9

Контроль за посещаемостью уроков,

поведением детей "группы риска". -

1-11

Ежедн.

Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.

10

Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время.

2-11

|

По мере необходимости

Кл. рук,

Совет проф-ки школы

3. Работа с семьей

1

Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий.

1-11

сент.

кл. рук. соц. педагог школы

2

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

1-11

сент.

кл. рук., соц. педагог

1

Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану )

1-11

1 раз в четв.

Администрация кл. рук.

4

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

1-11

пост.

кл. рук.

5

Консультирование родителей : а) педагогами школы; б)соц. педагогом; в) медработником.

род. 1-11

кл.

по мере необходимости

колектив работников школы

6

Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

род. 7-11

кл.

дек.,

февр.

Администрация школы

7

Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска".: а) на "круглых столах"; б) на малых педсоветах.

1-11

1 раз в четв.

кл. рук., Администрация школы

4. Правовой всеобуч учащихся.

1

Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения иправоинформированности учащихся.

1-11

по планам кл. рук.

Кл. рук.

2

Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву

8-9 кл.

1 раз в мес-ц

Соц. педагог школы

3

Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка.

5-11

По общешк. плану

Кл. рук.

4

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие

1-11

В декаду "За здоровый, образ жизни"

Администрация школы, соц. педагог

5.Профилактика алкоголизма и наркомании.

1

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.

5-11

сент.

Зам. дир. шк. по ВР, соц. педагог

2

Привлечение узких специалистов ЦРБ для профилактики вредных привычек.

7-11

1 раз в четв.

Зам. дир.шк. поВР,

соц. педагог

3

Проведение акции "За здоровый образ жизни"

( по отдельному плану)

1-11

Январь, апрель

Зам. дир. шк. поВР, соц. педагог

4

Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях Лектория правовых знаний для учащихся.

8-9 кл.

По плану лектория

соц. педагог школы



Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание эффективности всей программы

- появление у подростков устойчивых интересов;

- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД;

-уменьшение количества детей «группы риска»

- уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.

Конечный результат реализации программы

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.







© 2010-2022