Социально-педагогический проект профилактики сквернословия в образовательном учреждении

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социально-педагогический проект.

Название: «В нашей школе не ругаются»

Тема: Профилактика сквернословия в подростковой среде.

Аннотация проекта: Разработанный проект представляет собой систематизированный материал по развитию осознанного отношения подростков к проблеме сквернословия, основанный на социально-педагогических принципах профилактической деятельности девиантного поведения.

Участники: Подростки 13 - 15 лет, учащиеся образовательных учреждений

Сроки реализации проекта: 6 месяцев

Введение:

За последние 20 лет на ряду с такими проблемами, как алкоголизм, наркомания, детская и подростковая проституция, в мире возникла катастрофическая ситуация массового сквернословия и инвективного словоупотребления. Эта проблема давно престала быть «лингвистической прерогативой» грузчика продуктового магазина или уличного пьяницы. Она необратимо вливается в речь студентов престижных Высших Учебных Заведений, неоднократно мы слышим с экранов телевизоров и со сцены употребление нецензурной лексики выдающихся людей культуры, искусства и политики.

Матерщина заполонила СМИ, а так же многие художественные. Глубоким анархизмом стало правило «Не выражаться при дамах» или «Это некультурно»: мат не избирателен по полу, возрасту, социальному происхождению, сейчас девушки, особенно в юном возрасте имеют в своем лексиконе неисчисляемое количество бранных слов. Но самым страшным признаком культурного истощения государства является то, что причиной сквернословия не является раздражение или гнев - гнилые слова стали обыденной речь российских граждан, их употребление стало необходимым в связки слов в предложении.

Мы мало задумываемся о вреде ненормативной лексики, порой не замечаем этого, не считаем большим злом. Однако многие ученые занялись поиском ответа на вопрос о влиянии сквернословия на жизнь и развитие человека. Например, доктор биологии, академик медико-технических наук П. Гореев через многочисленные эмпирические исследования доказал, что генетический аппарат любого живого существа одинаково реагирует на внешние воздействия, вызывая изменения в генах. А японский ученый Масару Эмото в XXвеке доказал влияние слов и звуков на состояние живого организма, проводя эксперименты на воде. Но не только биологические исследования доказали негативное влияние брани окружающих и самого говорящего. Психология, педагогика, религия, подтверждают отрицательное отражение сквернословия на эмоциональном, физическом, психологическом состоянии, оно изменяет сознание, генетику, наследственность, укорачивает жизнь и притягивает болезни.

В силу возрастных особенностей подростков: интенсивное развитие и становление личности, приобретение нового социального опыта во взаимодействии с окружающими, самоидентификация, они являются наиболее уязвимыми в отношении проблемы сквернословия. Не обладая сформированными навыками конструктивного и положительного общения, эмоциональной разрядки, подростки из мира взрослых перенимают формы общения, разрушающего характера для развития личности.

Исходя из данного положения, мы считаем, проблема искоренения сквернословия именно из лексики подростковой субкультуры является важной в социально-педагогической деятельности. Таким образом, основными идеями нашего проекта будет разработка и апробация эффективных форм и методов работы социального по профилактике сквернословия в подростковой среде.

Цель: создание условия для развития культуры общения в подростковой среде.

Задачи:

  • Создать условия для формирования у подростков целостной системы представлений о негативном влиянии сквернословия на человека;

  • Проинформировать подростков о формах позитивного общения, эффективного взаимодействия с окружающими, а также о методах психо-эмоциональной разгрузки;

  • Рассмотреть вопросы борьбы со сквернословием на ученических советах;

  • Включить в программу воспитательной работы образовательного учреждения систему мероприятий, направленных на осуждение сквернословия, популяризацию русского языка, повышение культуры речи у подрастающего поколения.

Предполагаемый результат:

  1. Реализация данного проекта должна стать эффективной технологией для педагогов, занимающихся вопросами профилактики асоциального поведения, воспитательной работой учащихся.

  2. Полезность и значимость проекта должна найти свое отражение в осознании подростками своего отношения к проблеме сквернословия.

  3. Изменение первоначальных результатов диагностического исследования об отношении подростков к нецензурной лексике.

Этапы реализации социально-педагогического проекта:

  1. Организационный этап.

Задачи:

  • Познакомиться с базой реализации проекта (подростковой субкультурой, педагогический коллектив, нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения);

  • Корректировать план мероприятий проекта с опытными педагогами и наставниками;

  • Выявить у подростков и педагогов образовательного учреждения отношения к проблеме сквернословия;

  • Пронаблюдать за общением подростков в различных ситуациях взаимодействия, фиксации выводов по итогам проведения наблюдения.

Содержание:

  • Проведение первичной диагностики для учащихся и педагогов «Мое отношение к сквернословию»;

  • Собеседование с педагогами, совместное планирование деятельности;

  • Составления план - сетки реализации проекта с учетом воспитательных мероприятий образовательного учреждения;

  • Проведение диагностической методики «Вредное число слов».

  1. Деятельностный этап.

Задачи:

  • применение, реализация различных форм и методов социально-педагогической деятельности по профилактике сквернословия.

Содержание:

  • Знакомство, проведение диагностической методики «Я и моя речь»;

  • Тренинг «Эффективное общение»;

  • Классный час «Мат не наш формат»;

  • Подготовка и издание спецвыпуска школьной газеты «В нашей школе не ругаются»;

  • Социально-педагогическая акция «Смой позор со школьных стен»;

  • Конкурс социальной рекламы и рисунка «Наше условие - долой сквернословие»;

  • Выставка победителей в конкурсе рисунков, прокат серии социальной рекламы, победившей в конкурсе;

  • Социально-педагогическая акция «Выход» (раздача флаеров, буклетов, листовок, профилактирующих инвективное словоупотребление)

  • Социально - педагогический эксперимент «Живой и мертвый цветок»;

  • Видео-лекторий «Тайна живой воды».

  1. Итоговый этап.

Задачи:

  • Проведение вторичных диагностических методик;

  • Индивидуальный педагогический анализ проделанной работы и полученных результатов в ходе апробации социально-педагогического проекта;

  • Совместная аналитическая работа эффективности реализации данного проекта с педагогами и руководством учреждения;

  • Определение перспектив дальнейшего совершенствования проекта;

  • Выработка педагогических рекомендаций по проблеме профилактике сквернословия;

  • Коллективный анализ инициативной группы о проделанной работе.

Содержание:

  • Проведение диагностических методик «Мое отношение к сквернословию», «Вредное число слов»;

  • Итоговая встреча инициативной группы;

  • Подведение итогов полученных данных в ходе диагностического исследования.

Факторы риска в реализации проекта:

  1. Незаинтересованность подростков в предполагаемой деятельности и проблеме в целом.

  2. Разобщенность плана реализации проекта с планом воспитательной работы образовательного учреждения.

  3. Недостаточное количество внеучебного времени для проведения дел проекта.

  4. Занятость учащихся в других секциях и кружках во внеучебное время.

  5. Негативное отношение администрации образовательного учреждения и незаинтересованность в проблеме сквернословия.

Пути минимизации возникновения факторов риска:

  1. Поиск возможных эффективных путей мотивации и форм убеждения.

  2. Совместная с заместителем директора по воспитательной работе корректировка планов реализации проекта и общего плана воспитательной работы в образовательном учреждении.

  3. Поиск оптимальных путей взаимодействия с детьми с учетом их занятости и графика работы образовательного учреждения.

  4. Собственная убежденность автора проекта в актуальности существующих противоречий, а так же научно-обоснованная аргументация гипотез.

Материальное обеспечение реализации проекта:

  • Методическая, научно-познавательная, социально-педагогическая литература, монографии, периодическая печати.

  • Компьютер и программное обеспечение при создании социальной рекламы.

  • Необходимое оборудование и предметы для проведения акций, занятий и др. мероприятий.

  • Канцелярские принадлежности.

Форма представления результатов реализации социально-педагогического проекта: Слайд-презентация, отражающая все стороны результативности проекта, пакет методических пособий и рекомендаций.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта: Социально-педагогическая деятельность, осуществляемая в ходе проекта, должна быть включена в общую воспитательную программу образовательного учреждения, а в последующем стать составляющим элементом ежегодных воспитательных мероприятий. По итогам реализации проекта будет оптимизировано взаимодействие с другими социальными институтами через следующие формы социально-педагогической деятельности: социально-педагогической акции, профилактических рейдов в районы города по очистке жилищных и архитектурных объектов от нецензурных надписей, распространение социальной рекламы о вреде употребления сквернословия. Результаты, полученные в ходе проведения различных конкурсов, диагностических методик, занятий, должны стать для образовательного учреждения основой для дальнейшей работы с подростками по профилактике инвективного словоупотребления.


© 2010-2022