- Преподавателю
- Социальному педагогу
- 1 раздел. Предпрофильная подготовка 9 класс
1 раздел. Предпрофильная подготовка 9 класс
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кулькова Н.С. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Согласовано» Зам. директора МБОУ «СОШ №19» ______________/Т. И. Волкова/
| «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ№19» __________/Ю. А. Васильева / Приказ №___ от «___»________2015 г.
|
Рабочая учебная программа
по профориентации школьников
«Мой выбор»
(программа для предпрофильной подготовки
учащихся 8-9 классов)
МБОУ «СОШ №19»
Энгельсского муниципального района
(базовый уровень)
на 2015/2016 учебный год
Составитель:
Кулькова Нина Сергеевна,
социальный педагог
высшей квалификационной
категории
Найти свою дорогу, узнать свое место -
в этом все для человека, это для него значит
сделаться самим собой.
В. Г. Белинский
Пояснительная записка
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Современная жизнь предъявляет человеку новые, определенные требования. Это должен быть человек, умеющий самостоятельно и критически мыслить, принимать решения и нести за них ответственность. Во многом задача воспитания всех этих качеств у подрастающего поколения ложится на систему образования. Роль образования определяется задачами перехода России к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике.
Основная цель профильного обучения: это "обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения учащихся, с учетом индивидуальных склонностей и потребностей".
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в современном образовательном пространстве отсутствует однозначное толкование понятия "профильное обучение", но вместе с тем, позволил определить его основные сущностные черты:
условие эффективного развития профессионального самоопределения личности старшеклассника;
особый вид дифференцированного обучения;
особое содержательное приращение.
Самоопределение личности - сложная научная проблема, имеющая философский, социологический, психологический и педагогический аспекты.
В самом общем виде самоопределение - становление внутренней позиции личности и устойчивого отношения к себе, к людям, к миру. Характерными особенностями самоопределения являются:
- принадлежность субъекту;
- определение,
- поиск собственной позиции;
- процессуальность.
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.
Программа ориентирована для учащихся 9 классов: 9 часов.
I ч а с т ь.
Цель: формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; помощь в решении проблемы профессионального выбора.
З а д а ч и:
1. Дать подростку знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно.
2. Дать информацию о мире профессий.
3. Помочь ученику стать более адаптированным.
4. Способствовать нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
5. Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, при необходимости внести коррективы в профнамерения учащихся.
II ч а с т ь.
Цель: формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы.
З а д а ч и:
1. Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
2. Обобщить сформированные навыки адекватной оценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор.
3. Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.
4. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.
5. Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся подросткам.
Технология работы.
Программа «Мой выбор» предназначена для учащихся 8-9 классов. Она состоит из двух частей. II часть является логическим продолжением I части. Продолжительность занятия - 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общая продолжительность курса 9 часов: 4 ч - I часть и 5 ч - II часть. Специфика курса в том, что данная программа реализуется с помощью различных методов: лекции; дискуссии; ролевые игры; анализ конкретных ситуаций.
Ожидаемые результаты.
Приглашая подростков на занятия, где основными действующими лицами выступают их собственные Я, мы ставим их в ситуацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.
На групповых занятиях ребята «пробиваются к своему подлинному Я».
В результате усвоения курса «Я в мире профессий» учащиеся должны:
• осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
• получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
• научиться пользоваться правилами выбора профессии;
• определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
• обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю.
Содержание программы.
Данная программа включает в себя I и II части. Она предполагает изучение внутреннего мира подростка, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психотренинга. Происходит первичное знакомство с миром профессий. Учащиеся учатся строить личностный профиль, временную перспективу.
Во II части усилена практическая направленность. Большое внимание уделяется психодиагностике, как личностной, так и профессиональной. Подростки, пройдя систему психотренинга, проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют с учетом рынка труда. Происходит более подробное знакомство с учебными заведениями. Учащиеся приобретают личную уверенность в завтрашнем дне.
Тематический план
№ п/п
Содержание
Кол-во ч.
1
2
3
I часть
Мой внутренний мир. Личность
1
Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе. Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности
1
Профессиональные и жизненные планы
Профессиональные интересы, склонности и способности, их роль в выборе профессии
1
Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей. Запасные варианты, пути их достижения. Как получить хорошую работу в современной России.
1
итого
4
II часть
Определение профессиональных предпочтений
1
Профессии, специальности, должности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда
1
Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном
самоопределении и выборе карьеры
1
Игровые пробы. Анкетирование.
1
Учебные заведения г. Энгельса и Саратовской области.
1
итого
5
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Ворастная психология. - М.: Владос, 1998.
2. Голомшток А.Е. Профориентационная работа в школе. - Калуга, 1968.
3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991.
4. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев,1997.
5. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. - М., 1984.
6. Климов Е.А. Путь в профессию. - М., 1989.
7.Кривцова С.В,, Мухаматулина Е.Л. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.М.,1997.
8. Основы профессиональной культуры./Под ред. В.Д.Симоненко.- Брянск: Изд-во БГТУ, 1997.
9. Прошицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М., Просвещение, 1991.
10. Прутченков А.С, Трудное восхождение к себе. М., 2001.
11. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
12. Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации /Под ред. Климова Е.А.. - Пермь, 1989.
13. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков.
14. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск, 1995.
15. Технология предпрофильной подготовки и отбора в профильные классы: Научно-методические рекомендации. - Брянск: Изд-во Брянского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки молодежи, 2004.
16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.
17. Школьный психолог. Еженедельная газета: Издательский дом «Первое сентября», 2002-2003 г.