Работа образовательного учреждения с семьей, находящейся в социально опасном положении

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа образовательного учреждения с семьей, находящейся в социально опасном положении.

«Группа риска» - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Основной причиной попадания ребенка в группу риска являются сложные жизненные обстоятельства, в основе которых лежит неблагополучие семьи:

- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию детей;
- не исполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей;
- отрицательное влияние на детей (пьянство родителей, наркомания, асоциальное поведение)
- жестокое обращение с детьми;
- конфликтные ситуации в семье с участием детей;

Существует ряд факторов социального риска, позволяющих определить семейное неблагополучие:

  • социально-экономические

(низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

  • медико-социальные

(инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

  • социально-демографические

(неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);

  • социально-психологические

(семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

  • психолого-педагогические

(семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

  • криминальные

(алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Стихийный, неуправляемый рост числа семей «группы риска» и резкое снижение их качественных характеристик в последние годы обусловили необходимость обеспечить защиту детей в семьях. Выполнение данной задачи в школе возможно при соблюдении нескольких принципов:

1. Создание атмосферы доверительности в отношениях «школа-ребенок»;

2. Подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства;

3. тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Формы работы с неблагополучной семьей:

  • Диагностика семейного неблагополучия

  • Индивидуальная работа

  • Групповая работа

  • Профилактика семейного неблагополучия

Наиболее распространенными методами работы с семьями, в том числе с семьями, находящимися в социально опасном положении являются:

- Наблюдение
- Беседы
- Анкетирование
- Убеждение
- Консультирование
- Посещение на дому в целях контроля
- Вовлечение в совместную внеклассную деятельность.

Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у социального педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребенка. Сбор такой информации можно провести по матрице, которая одновременно является инструментом для вычисления обобщенного показателя социального благополучия ребенка и его семьи. Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собранной информации. Это позволяет своевременно выявить ребенка или семью, нуждающуюся в помощи, составить план профилактической работы.

Определение обобщенного показателя социального благополучия

учащегося ______ класса

№ п/п

Социальные характеристики

Балл

1

Состав семьи ребенка

Мать, отец, бабушка, дедушка

5

Только мать и отец

4

Мать, отчим; отец, мачеха

3

Одна мать, один отец

2

Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2

Школьная успеваемость

Хорошая

5

Удовлетворительная

4

Неудовлетворительная

3

Оставил школу, работает

2

Оставил школу, не работает

1

3

Здоровье ребенка

Практически здоров

5

Часто болеет в пределах нормального развития

4

Имеет хронические болезни

3

Отставание в умственном развитии

2

Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни

1

4

Санитарно-жилищные условия жизни семьи

Благоустроенная отдельная квартира

5

Отдельная квартира с родителями супругов

4

Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

Комната в коммунальной квартире с удобствами

2

Комната в общежитии, в бараке без удобств

1

5

Доход семьи

Могут практически ни в чем себе не отказывать

5

Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг

4

На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

Живут от зарплаты до зарплаты

2

Денег до зарплаты не хватает

1

6

Уровень социального благополучия семьи

Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»

4

В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам

3

Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей

2

Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

7

Поведение ребенка в школе

Хорошее

5

Удовлетворительное

4

Неудовлетворительное

3

Неоднократно был замечен в асоциальном поведении

2

Стоит на учете в ПДН

1

8

Внешкольное общение ребенка

На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов

5

Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени

4

Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей

3

Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсичные вещества

2

Криминогенные группы, состоящие на учете в ПДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики

1

9

Жизненные цели ребенка

Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей

5

Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны

4

Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось»

3

Ориентации на цели носят скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа - сверстники с асоциальной направленностью интересов

2

Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограниченны, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ПДН

1

10

Эмоциональные отношения родителей с детьми

Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

Слепая любовь, гиперопека

4

Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное

3

Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

2

Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

Количество баллов _________________

Ниже 30 баллов - принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск)

От 31 до 40 - социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы

Более 40 - высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия)

Для сбора необходимой информации можно использовать опросники, тесты, наблюдения за ребенком в процессе непосредственного общения с ним и членами его семьи.

Доверительность отношений социального педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье.

В процессе работы с семьей может возникнуть ряд трудностей:

  • Нежелание родителей идти на контакт;

  • Предоставление родителями недостоверной информации (опросники , анкеты);

  • Кратковременный эффект.

Однако, несмотря на все трудности, профилактическая работа направлена на конкретный положительный результат:

  • Уменьшение количества «неблагополучных» семей.

  • Повышение педагогической грамотности родителей.



© 2010-2022