- Преподавателю
- Социальному педагогу
- В помощь социальному педагогу
В помощь социальному педагогу
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузакова Е.С. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФОРМЫ И ПРИЗНАКИ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ,
ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДАННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
Не ничего более страшного для человека,
Чем другой человек, которому нет до него дела.
Осип Мандельштам.
Детство есть полноценный этап жизни человека - это сама жизнь. Детство - фундамент жизни: без безмятежного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербна. Ребёнок есть отличающая, но отнюдь не низшая или более слабая психическая организация. В области чувств ребёнок превосходит взрослых силой, ибо не отработано торможение. В области интеллекта, по меньшей мере, равен им, недостаёт лишь опыта. Его то и накапливает ребёнок. Нет, детский возраст - долгие, важные годы в жизни человека. Поэтому традиционно пренебрежительное отношение к нему как к младшему, более слабому существу, должно быть решительно заменено новыми отношениями - уважением, признанием права ребёнка на уважение, признанием его человеческого достоинства.
Начальным условием, предпосылкой нормального воспитательного процесса является, прежде всего, создание в семье, детском коллективе атмосферы доброжелательности и взаимного доверия, любви и уважения, исключающей какое-либо насилие, гарантирующее свободу ребёнка, и удовлетворение его характерных интересов и потребностей. Только тогда каждый может ощущать себя свободно - тем, что он есть, и развиваться в направлении того, чем он может стать, т.е. не допускать подчинения воли ребёнка ради удобства взрослого, используя путь наказаний и запретов.
Чаще всего положение ребёнка в семье очень зависимо - от родителей, старших детей, родственников, от экономической несамостоятельности.
На положении детей в семье сказывается и отсутствие одного из родителей, чаще всего - отца, и низкий уровень благосостояния семьи, и безработица родителей, а также алкоголизм, наркомания их.
И всё-таки мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок в семье не только просто отвержен, социально не защищён, но и испытывает насилия различной формы от взрослых, с кем он живёт, кто призван его защищать и помогать ему.
Законодатель выделяет следующие формы насилия в отношении несовершеннолетних в семье, пагубно влияющих на здоровье и развитие, а в конечном итоге и на всю будущую жизнь ребёнка.
1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребёнку родителями или лицами, их заменяющими, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребёнка или вызывают серьёзные ( требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.
Возможные признаки физического насилия:
- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретных ожогов, кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах, повреждения внутренних органов травматического характера) и различную давности (свежие и заживающие);
- задержка физического развития;
-признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь);
- отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждений и травм;
- боязнь идти домой после школы;
- одиночество, отсутствие друзей;
- болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;
- заискиваюшее поведение, чрезмерная уступчивость;
- псевдовзрослое поведение;
- лживость, воровство, жестокое обращение с животными;
- склонность к поджогам;
- побег из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков.
Особенности поведение родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокое обращение с ребёнком:
- противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребёнка или отказ дать объяснения по этому поводу;
- позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
- перекладывание ответственности за травму на самого ребёнка;
Невнимание к ребёнку, лишение его ласки, эмоциональной поддержки;
- признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.)
- высказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к ребёнку;
- воспоминания о пережитых в детстве наказаниях.
2. Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или не осознаваемое (в силу функциональной незрелости или других причин) вовлечение ребёнка (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угроз или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3-4 лет. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт основания считать его добровольным, поскольку ребёнок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого, не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Возможные признаки сексуального насилия:
- характерные особенности внешнего вида ребёнка (повреждение генитальной, анальной или оральной области, повреждение кожи груди и бёдер, следы спермы на одежде, коже);
- заболевания, передающие половым путём, беременность, повторные или хронические инфекции мочевого тракта, вагинальные или анальные кровотечения;
- резкое изменение веса (потеря или прибавка);
- замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи, ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
- изменение ролевого поведения (берёт на себя функции родителей в игре, общении) либо регрессивное поведение (появление форм поведения, характерных для более раннего возраста);
- несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение;
- стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости;
- ночные кошмары;
- беспричинные нервно-психические расстройства, депрессии, низкая самооценка, суицидальные попытки или высказывания.
3. Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребёнка патологических черт характера и нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся:
- открытое неприятие или критики ребёнка, проявляющееся в словесной форме без физического насилия;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
- предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям;
- ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых;
- нарушение доверия ребёнка;
- грубое однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребёнка психическую травму.
Возможные признаки психического (эмоционального) насилия:
- задержка психического и умственного развития;
- наличие различных соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии);
- нервные тики, энурез, нарушение аппетита;
- беспокойство или тревожность, нарушение сна, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- склонность к уединению, неумение контактировать с другими людьми, включая сверстников и взрослых, низкая самооценка;
- агрессивность, либо чрезмерная уступчивость и заискивающее,
угодливое поведение;
- плохая успеваемость.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональную жестокость по отношению к собственным детям:
- оскорбление , брань, обвинение ли публичное унижение ребёнка;
- отказ от утешения, когда он испуган или подавлен;
- постоянное сверх критичное отношение к ребёнку;
- негативная характеристика ребёнка;
- отождествление ребёнка с нелюбимым или ненавистным родственником;
- перекладывание на ребёнка ответственность за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребёнку.
4. Пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостатки в удовлетворении основных потребностей ребёнка могут включать:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи, (включая отказ от лечения ребёнка);
- отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребёнок подвергается риску стать жертвой несчастного случая, нанесения повреждений;
- вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений.
Недостаток заботы о ребёнке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью,0 бедностью, невежеством или неопытностью , чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
Возможные признаки моральной жестокости:
- низкий рост или отставание в физическом развитии;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном, достаточном питании (напиример, во время пребывания в больнице);
- задержка речевого и моторного развития, которые ликвидируются при изменении ситуации и заботе о ребёнке;
- повторяющиеся случаи травматизма или отравлений;
- частая заболеваемость вялотекущими хроническими и инфекционными заболеваниями;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулёз;
- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- постоянный голод и (или) жажда, кража пищи;
- стремление любыми путями, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечение к себе внимания взрослых, требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатичность, пассивность, низкая самооценка;
- агрессивность, импульсивность;
- отклоняющееся от нормы (делинквентное) или антиобщественное поведение вплоть до вандализма;
- плохие социальные взаимоотношения, неумение дружить, неразборчивое дружелюбие;
- регрессивное поведение;
- трудности обучения, низкая школьная успеваемость, дефицит знаний.
При оценке каждого конкретного случая следует иметь в виду весь комплекс проявлений, не ограничиваясь выделением 2 - 3 признаков, учитывая, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия.
При нарушении прав и законных интересов ребёнка, в т.ч. при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а при достижении 14 лет - в суд.
Но мы знаем, что как обращение детей в суд, так и привлечение родителей за любые формы жестокого обращения с ребёнком - это пока редкие случаи, хотя имеющаяся статистика показывает, что проблема эта стала чрезвычайно острой: 40% детей подвергаются насилию в семьях, 16% учащихся в школах испытывают со стороны педагогов психическое насилие, есть факты и физического насилия.
Противоправное поведение детей растёт в 2 раза быстрее, чем среди взрослых, особенно быстрыми темпами увеличивается преступность среди девушек. На территории России действуют около 20 тыс. преступных группировок детей. Около 1 миллиона детей бродяжничают, 30% школьников имеют опыт употребления наркотических, токсических веществ, употребление алкоголя.
Уже в возрасте до 3-х лет 12% детей имеют явную психическую патологию, среди школьников регистрируются нервно-психические расстройства у 70 - 80% детей. У детей со школьной дезадаптацией в 95% имеются те или иные психические нарушения. Только 6% детей-бродяг могут признаны психически здоровыми ( данные МО РФ).
Указанные признаки жестокого отношения к детям в семье должны помочь в выявлении на ранней стадии преступной ситуации для принятия мер по оздоровлению обстановки и спасению детей. В школе ежедневно учитель должен обращать внимание на внешний вид ребёнка - синяки, царапины, припухлости на лице и других видимых частях тела. Школьный медик может под уважительным предлогом осмотреть тело ребёнка, спросить - что и от чего появилось на его теле. Учитель легко определит изменение в настроении ребёнка и его внешнем виде. В беседах с родителями любой педагог, классный руководитель должны обратить внимание на то, как родитель говорит о ребёнке, как реагирует на замечание и похвалу в отношении ребёнка. Даже по голосу можно определит отношение родителя к ребёнка. А такие слова: «ну он у меня получит», «ну я с ним поговорю по-своему», «он получит, что заработал», «не надо меня учить, я сам знаю что делать» говорят о том, что проявления жестокости в какой -либо форме в семье считаются нормой.
При посещении по месту жительства также выявляются признаки некоторых форм жестокости в отношении ребёнка:
- отсутствие нормального рабочего места ребёнка,
- грязная постель;
- минимум одежды и обуви;
- отсутствие игрушек, принадлежностей для занятий в свободное время;
- запах алкоголя, табака, грязной одежды в жилом помещении;
- скудное питание.
Ознакомившись со всеми формами и признаками жестокого обращения с детьми в семье и выявив такие факты любой педагог школы обязан сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прпав, в отдел опеки и попечительства, в отдел по делам несовершеннолетних при ОВД МВД РФ для принятия мер к виновным лицам и устранения причин, отрицательно влияющих на детей.
Социальный педагог муниципального казённого образовательного учреждения Шелеховского района «Средней общеобразовательной школы № 5» Кузакова Евгения Саидовна.
Используемая литература:
Синягина Н.Ю. «Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений»
Шишковец Т.А. «Справочник социального педагога»
Корчак Ян «Педагогическое наследие»
Ковалёв С.В. «Психология современной семьи»
Семейный кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ.