Схема психолого-педагогической характеристики ребенка

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося».




Примерная схема изучения личности школьника

и составления психолого-педагогической характеристики

Просим обратить внимание на то, что данная схема является ориентировочной, и реальная характеристика может быть больше сосредоточена на одних моментах (например, на успеваемости или на отношениях со сверстниками) и меньше - на других, в зависимости от задач исследования.

Взаимоотношения с классным коллективом и отношение к школе:

Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, межличностные отношения в коллективе, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, традиции класса).

Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение).

Отношение к товарищам по классу (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с одноклассниками, в чем их причина).

Дорожит ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?

Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней)?

Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).

Дисциплинированность.

Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.).

Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно). Отметить наиболее типичные нарушение дисциплины.

Учебная деятельность:

Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уровень знаний.

Кругозор, начитанность.

Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно).

Отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности).

Способность к учению:

  • особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);

  • осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;

  • уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);

  • развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли находить пути решения);

  • развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности);

  • старательность в учебной работе.

  • умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать над книгой; заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).

Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома)

Отношение к труду (уважает или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы. Любит ли трудиться и что именно его привлекает: сам процесс, сделанная вещь или овладение определенным навыком).

Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?

Организованность и дисциплинированность в труде.

Есть ли привычка к длительным усилиям?

Какие виды труда предпочитает?

Направленность личности учащегося и специальные способности

Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т. д.; отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области знаний и деятельности, но серьезно ею занимается; подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную). Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в поведении?

Отметить, есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические способности и т.д.). В чем они проявляются?

О чем мечтает и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике воспитанников начиная с 6 класса)?

Особенности характера и темперамента:

Темперамент, его проявления в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности. Выявление некоторых свойств темперамента: сензитивности, экстра-интравертированности, импульсивности, ригидности и т.д.

Тип темперамента.

Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учению, - прилежание, активность, дисциплинированность и др. показатели этого отношения; черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе, переживания успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношения к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.; черты характера, проявляющиеся в отношениях к товарищам, взрослым: доброта, общительность, внушаемость и др.; черты характера, проявляющиеся к вещам: аккуратность или неряшливость, бережливое или небрежное отношение к вещам и т.д.; черты характера, проявляющиеся в отношениях к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость).

Тип характера (по Личко или Леонгарду)

Самооценка и уровень притязаний.

Уровень притязаний (заниженный, адекватный или завышенный); соотношение самооценки и уровня притязаний; характерная для школьника оценка своих возможностей; требовательность к себе; отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей; отношение школьника к самовоспитанию и его выявление в различных видах деятельности.

Общие психолого-педагогические выводы

Основные особенности личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся проблем в поведении, учебе, отношениях (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и др.).

Определение первоочередных психолого-педагогических задач, состоящих перед учителем (по пунктам, конкретно). Рекомендации другим специалистам, родителям и самому школьнику.








Методики, предлагаемые к использованию при составлении

психолого-педагогической характеристики личности учащегося.


1. Изучение мотивации учебной деятельности

Обычно мотивационная сфера личности изучается с помощью сложных методик так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки, и требуют высокой квалификации специалиста, который с ними работает.

Вместе с тем, в психолого-педагогической практике используются методики, которые предъявляют меньше требований к квалификации исследователя для их обработки. Здесь приведена подобная методика, которая включает в себя 3 раздела.

I. Изучение отношения к учебным предметам.

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые...

1. Любимые

2. Нелюбимые

II. Отметь причины, которые характеризуют твое отношение к предмету.

Люблю предмет потому, что...


  1. Данный предмет интересен.

  2. Нравится, как его преподает учитель.

  3. Предмет нужно знать всем.

  4. Предмет нужен для будущей работы.

  5. Предмет легко усваивается.

  6. Предмет заставляет думать.

  7. Предмет считается выгодным.

  8. Требует наблюдательности, сообразительности.

  9. Требует терпения.

  10. Предмет занимательный.

  11. Одноклассники интересуются этим предметом.

  12. Интересны отдельные факты.

  13. Родители считают этот предмет важным.

  14. У меня хорошие отношения с учителем.

  15. Учитель часто хвалит.

  16. Учитель интересно объясняет.

  17. Знания по предмету необходимы для поступления в ВУЗ (училище, колледж).

  18. Предмет помогает развивать общую культуру.

  19. Знание предмета меняет представления об окружающем мире.

  20. Просто интересно.

  21. Другие причины

Не люблю предмет потому, что...


  1. Данный предмет неинтересен.

  2. Не нравится, как преподает его учитель.

  3. Предмет не нужно знать всем.

  4. Предмет не нужен для будущей работы.

  5. Предмет трудно усваивается.

  6. Предмет не заставляет думать.

  7. Предмет не считается выгодным.

  8. Не требует наблюдательности, сообразительности.

  9. Не требует терпения.

  10. Предмет незанимательный.

  11. Одноклассники не интересуются этим предметом.

  12. Интересны только отдельные факты.

  13. Родители не считают этот предмет важным.

  14. У меня плохие отношения с учителем по этому предмету.

  15. Учитель редко хвалит.

  16. Учитель неинтересно объясняет.

  17. Знания по предмету не нужны для поступления в ВУЗ (училище, колледж).

  18. Предмет не способствует развитию общей культуры.

  19. Предмет не меняет представлений об окружающем мире.

  20. Просто неинтересно.

  21. Другие причины

III. Почему ты вообще учишься? Отметь те ответы (не больше трех), которые тебе подходят больше всего или допиши свой вариант.

Я учусь потому, что...


  1. Это мой долг.

  2. Хочу стать грамотным.

  3. Не хочу подводить класс.

  4. Хочу быть умным и сообразительным.

  5. Хочу добиться глубоких знаний.

  6. Хочу научиться самостоятельно работать.

  7. Все учатся, и я тоже.

  8. Родители заставляют.

  9. Нравится получать хорошие оценки.

  10. Хочу, чтобы хвалил учитель.

  11. Хочу, чтобы со мной дружили одноклассники.

  12. Это нужно для расширения кругозора.

  13. Классный руководитель заставляет.

  14. Просто хочу учиться.


Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быст­ро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко воз­никают и сменяются. Мимика богатая, подвижная, выразитель­ная. При отсутствии серьезный идей, целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхно­стность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, порывистостью, импульсивностью. Проявле­ние холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергичности, принципиально­сти. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темпе­рамент часто проявляется отрицательно к раздражительности, аффективности.

Флегматик обычно ровен, спокоен, редко «выходит из себя», не склонен к аффектам.

4

© 2010-2022