- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Документационное сопровождение индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении
Документационное сопровождение индивидуальных программ реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ситько Л.А. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Методические рекомендации
Документационное сопровождение
индивидуальных программ
реабилитации семей,
находящихся в социально-опасном положении
2015-2016 учебный год.
Данные методические рекомендации предназначены для специалистов, работающих в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении.
Рекомендации направлены на совершенствование работы по реализации индивидуальных программ реабилитации, в частности - по разработке данных программ, их оформлению в документационном виде, по анализу эффективности реализации программ. Рекомендации предлагают одни из возможных вариантов форм и методов работы по реализации ИПР семей СОП.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. (ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, можно отнести три группы лиц в возрасте до восемнадцати лет:
-
которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья;
-
которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию;
-
лица, которые совершают правонарушения или антиобщественные действия.
(ст. 1, «Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный) (Козлов С. С.)
Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;
-
безнадзорные или беспризорные;
-
занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
-
содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
-
употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
(в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)
-
совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
-
совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
-
освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
-
совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
-
обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
-
условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
-
получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
-
освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
-
осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
-
осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
(ст. 5, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. (ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)
Критерии при определении семьи, находящейся в социально опасном положении:
-
неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
-
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т. д.);
-
отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
-
вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т. д.);
-
жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
-
отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка).
(ст. 1, «Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный) (Козлов С. С.)
Из определений «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении» следует, что даже если несовершеннолетний проживает во внешне благополучной семье, но совершил преступление или систематически совершает правонарушения, то данная семья относится к категории находящихся в социально опасном положении.
Лица и семьи, соответствующие указанным определениям, ставятся на учет органами, ответственными за работу с несовершеннолетними, которые проводят с ними профилактическую работу, направленную на коррекцию поведения таких детей и семей.
(ст. 1, «Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный) (Козлов С. С.).
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
(ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
(ст.1, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»)
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
(ст.3, Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»)
Приложение № 1
к протоколу комиссии
КДН и ЗП МО Идринский район
от 14.09.2012 № 13
РЕГЛАМЕНТ
проведения социального расследования (диагностики) нарушений прав детей, организации учета несовершеннолетних и семей группы риска на территории Идринского района
-
Общие положения
-
Настоящий Регламент проведения социального расследования (диагностики) нарушений прав детей, организации учета несовершеннолетних и семей группы риска (далее - Регламент учета и диагностики) разработан в целях систематизации учета несовершеннолетних и семей, организации межведомственного взаимодействия при обнаружении факторов риска детского неблагополучия и проведения индивидуальных профилактических мероприятий на основе комплексного анализа всех обстоятельств, способствующих формированию признаков социального риска.
-
В деятельности по раннему выявлению нарушений прав детей и оказанию адресной помощи семьям и детям, оказавшимся в группе риска, участвуют в пределах своей компетенции все органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - ФЗ № 120) и Закона Красноярского края от 31.10.2002 № 4-608 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Координация межведомственной деятельности возлагается на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в МО Идринский район (далее - КДНиЗП).
-
Раннее выявление и постановка на учет неблагополучных семей и несовершеннолетних группы риска проводятся с целью оказания помощи на ранних этапах семейного неблагополучия, определения форм работы с конкретной семей и установления контроля за проведением индивидуально-профилактической работы.
-
Основные понятия
-
Под группой риска понимают социальные группы, а также категории детей и семей, которые более других склонны совершать криминальные или делинквентные поступки.
-
Несовершеннолетние «группы риска» - это дети, которые подвергаются риску из-за отсутствия нормальных условий для их полноценного развития, а также особенности развития которых создают повышенную опасность отклоняющегося поведения (дети из неблагополучных семей; неуспевающие учащиеся; учащиеся с проблемами в обучении и развитии; подростки, замеченные в употреблении ПАВ; допускающие систематические пропуски занятий без уважительной причины; бросившие школу; занимающиеся бродяжничеством; подростки с отклоняющимся от правовых и нравственных норм поведением; социальные сироты; дети, подверженные жестокому обращению и насилию, и т.д.).
-
Семьи «группы риска» характеризуются:
-
низкой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов;
-
слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия;
-
засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью;
-
высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков;
-
отсутствием мотивации к переменам в лучшую сторону.
-
Факторы риска - это средовые, биологические, психологические силы, а также силы, связанные с взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения.
Выделяют три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические:
-
Медико-биологические (группа здоровья, наследственные факторы, врожденные черты характера, нарушения в психическом и физическом развитии, условия беременности, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития, ведения родов и т.д.).
-
Социально- экономические (многодетные и неполные семьи, безработные семьи, семьи находящиеся в трудной жизненной ситуации, неприспособленность к жизни в обществе: бродяжничество, нежелание учиться и работать, попытки суицида, агрессивное поведение, алкоголизация, употребление наркотиков).
-
Психологические (отчуждение от социальной среды обитания, неприятие собственного « Я », невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности в социальной адаптации, нереальные жизненные цели, выраженные акцентуации характера, несформированность коммуникативной стороны личности и т.д.)
-
Педагогические (несоответствие содержания программ обучения с их психофизиологическими особенностями и интеллектуальными возможностями, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, несформированная мотивация обучения).
-
Социальное расследование - это процесс, в ходе которого специалистами защиты детства осуществляется официальный сбор информации для оценки безопасности ребёнка, оценки рисков повторения жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка, оценка положения его семьи и определяются пути решения выявленных проблем.
9. Профилактический учет ведется с целью осуществления:
- мер ранней профилактики (направленных на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия негативных факторов, отрицательно влияющих на формирование личности ребенка);
- мер собственно предупредительного характера (мероприятия по целенаправленному воспитательному воздействию на несовершеннолетних, поведение которых свидетельствует об опасности совершения преступлений в будущем);
- мер, направленных на профилактику рецидива (контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствующих совершению преступления).
10. План индивидуальных профилактических мероприятий (далее - план ИПР)- это заранее намеченный на определенный период комплекс последовательных мер общей и индивидуальной профилактики, профилактического контроля (осуществляется в течение действия профилактического учета), предусматривающих порядок, последовательность, конкретные сроки исполнения и исполнителей.
11. Программа индивидуальной профилактической работы (далее - программа ИПР) - способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности для решения конкретных задач в соответствии с целями, поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей, формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей.
-
Организация выявления и учета несовершеннолетних и семей с признаками социального риска
12. В соответствии с ч.2 ст.9 ФЗ № 120 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать заинтересованные органы обо всех фактах нарушений прав детей.
13. В комиссии по делам несовершеннолетних учет несовершеннолетних и семей осуществляется по видам:
-
статистический учет;
-
списочный учет;
-
картотечный учет;
-
учет с принятием постановления о постановке на учет и составлением комплексной программы ИПР в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении (далее - СОП).
13.1. Статистическому виду учета подлежат все категории несовершеннолетних, указанные в пункте 1 статьи 5 ФЗ № 120, кроме того:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся жителями данного муниципального образования ;
2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не имеющие жилья и состоящие в очереди на получение;
3) учащиеся, пропускающие занятия без уважительной причины;
4) дети от 1,5 до 6,5 лет.
13.1.1. Статистический учет несовершеннолетних осуществляется в целях мониторинга ситуации в сфере профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
13.2. Списочный учет осуществляется в отношении неблагополучных родителей и несовершеннолетних, в том числе:
1) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания;
2) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
3) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
4) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
5) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
6) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
7) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
8) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
9) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
10) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
11) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо систематически употребляющих спиртные напитки в случае, если употребление несовершеннолетним указанных веществ выявлено каким-либо органом или учреждением системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
12) объявленных в розыск, найденных, находящихся в розыске.
13.2.1. Списочный учет ведется в целях своевременной организации индивидуальной профилактической работы.
13.3. Картотечный учет осуществляется в целях качественной диагностики и до решения вопроса о постановке на учет в СОП, а также после снятия с учета СОП в целях закрепления детско-родительских отношений.
13.4. Учету с принятием постановления о постановке на учет и составлением комплексной программы реабилитации подлежат все категории несовершеннолетних, указанные в пункте 1. статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении.
14. Основаниями для постановки на учет СОП являются:
14.1. для несовершеннолетних:
- постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, признанное в установленном порядке законным и обоснованным;
- приговор (определение) суда, вступивший в законную силу;
- постановление КДНиЗП по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу;
- постановление следователя, органа дознания, судьи об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия;
- признанных в установленном законом порядке потерпевшими.
14.2. для семьи:
- постановление КДНиЗП о повторном привлечении к административной ответственности, вступившее в законную силу;
- определение суда об ограничении в родительских правах;
- приговор суда о признании виновным в совершении преступления против своих детей;
- распоряжение главы муниципального образования об отобрании ребенка у родителей (одного из родителей);
- информация органов здравоохранения о наличии у родителей хронических заболеваний «алкоголизм» и «наркомания».
14.3. Цели СОП:
СОП
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ СЕМЬЯ
(не допустить совершения повторных 1. где родители СОП
противоправных деяний) (не допустить ухудшение
положения ребенка, ЖОД )
2. где несовершеннолетний СОП
(не допустить рецидива )
15. Основаниями для постановки на профилактический картотечный учет являются (перечень не является закрытым и исчерпывающим):
15.1. для несовершеннолетних:
- постановление органа дознания, следователя, судьи о возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего (группы);
- постановление о привлечении в качестве обвиняемого (подозреваемого) и избрании меры пресечения, не связанной с лишением свободы;
- представление руководителя ОВД (ПДН) о занятии бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией;
- акт оперативного дежурного ОВД о помещении в учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
- совершивших попытку суицида;
- совершивших впервые административное правонарушение в возрасте до 16 лет;
- совершивших административное правонарушение по малозначительности;
- имеющих систематические пропуски учебных занятий;
- снятых с профилактического учета СОП.
15.2. для семьи:
- постановление о привлечении родителя (законного представителя) к уголовной ответственности за совершение преступления в отношении своего несовершеннолетнего ребенка;
- в которой несовершеннолетние дети привлекаются к уголовной ответственности (в период следствия) до вступления в законную силу решений судебных или правоохранительных органов;
- в которых несовершеннолетние содержатся в СИЗО;
- в которых члены семьи (близкие родственники), проживающие совместно с несовершеннолетним, имеют непогашенную или неснятую судимость;
- в которых родители допускают нарушения в сфере семейно - бытовых отношений (скандалы);
- в которых родители замечены в употреблении спиртных напитков или наркотических средств (по информации органов и учреждений системы профилактики, жалобам граждан);
- ведущие асоциальный образ жизни (бродяжничество, попрошайничество, проституция, нежелание работать, превышение личных интересов над интересами ребенка);
- в которых мать лишена родительских прав, но имеет на иждивении других несовершеннолетних детей (в том числе в период беременности);
- в которых родители однократно привлекались к административной ответственности по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ (при отсутствии признаков СОП);
- где несовершеннолетние дети находятся в СЦРН (в том числе по личному заявлению);
- снятые с профилактического учета СОП.
16. В целях согласования сведения о несовершеннолетних, подлежащих профилактическому учету, ежемесячно КДНиЗП проводятся сверки, при этом обязательными участниками их являются органы управления образованием, социальной защиты населения и ПДН. При выявлении разногласий решение о постановке на учет принимается на КДНиЗП.
17. Обмен информацией органов и учреждений системы профилактики о выявленных несовершеннолетних «группы риска» и категории СОП осуществляется незамедлительно, в течение суток с момента поступления сигнала (информации).
18. Картотечный учет ведется в КДНиЗП в соответствии с прилагаемой формой Учетной карточки (приложение №1).
19. Решение о постановке на картотечный учет принимается ответственным секретарем КДНиЗП при наличии оснований, предусмотренных п. 15 настоящего Регламента, с последующим уведомлением всех заинтересованных органов и учреждений системы профилактики. Состав рабочей межведомственной группы и кураторов утверждается решением КДН и ЗП МО Идринский район.
20. Кураторами в отношении несовершеннолетних и семей, указанных в п. 15.1 Регламента, могут быть:
- сотрудники ПДН;
- специалисты учреждений образования;
- специалисты учреждений социальной защиты;
- представители общественных объединений и ветеранских организаций, НКО, представители от поселковых администраций;
- иные лица, по своим деловым и моральным качествам способные осуществлять мероприятия с детьми и семьей.
21. ИПР с несовершеннолетними и семьями, указанными в п. 15 Регламента, проводится в соответствии с ПЛАНОМ ИПР. План разрабатывается с учетом письменных предложений органов и учреждений системы профилактики и с учетом результатов социального расследования (диагностики).
22. Предложения в План ИПР представляются куратору специалистами органов и учреждений системы профилактики не позднее 3-х рабочих дней с момента получения уведомления о постановке на картотечный учет.
23. Информация об исполнении плана ИПР направляется ежемесячно с указанием результатов проводимых мероприятий, оценки эффективности и предложениями по дальнейшему проведению ИПР.
24. План ИПР составляется куратором на квартал, по истечении которого в КДНиЗП представляется обобщенная информация о ходе проведения ИПР.
25. По истечению установленных сроков картотечного учета куратором составляется мотивированное заключение:
- о снятии с учета в связи с исправлением;
- о снятии с учета в связи с изменением обстановки (смерть, переезд на другое место жительства и т.д.);
- о постановке на учет по признакам СОП и разработке программы ИПР.
26. Заключение направляется в КДНиЗП в течение 3-х рабочих дней для рассмотрения и принятия решения.
27. Сроки профилактического контроля за несовершеннолетними и семьями, относящимися к группе риска, определяются исходя из оснований постановки на учет в СОП.
-
Организация социального расследования (диагностики)
28. Задачи социального расследования:
1) собрать максимально полную и достоверную информацию о том, имел ли место факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка;
2) в случаях, если факт жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка имел место, установить виновное лицо;
3) обеспечить меры по защите ребёнка;
4) оценить ресурсы и потребности семьи и ребёнка;
5) разработать программы по реабилитации ребёнка и его семьи;
6) предусмотреть альтернативный план мероприятий, если семья не может или отказывается участвовать в программах по её реабилитации.
29. Порядок действий специалистов в рамках социального расследования:
1) Сбор информации о возможном факте жестокого обращения с ребёнком, включающий в себя опрос самого ребёнка, родителей, в том числе и предполагаемого виновного, братьев, сестёр и других лиц, которые могут иметь необходимую информацию.
2) Оценка угрозы жизни и здоровью ребёнка на каждом этапе расследования.
3) Разработка плана мероприятий по обеспечению безопасности ребёнка и его реализация (предоставление дополнительных услуг на дому, изъятие детей из семьи или изолирование предполагаемого насильника от предполагаемой жертвы и др.).
4) Обеспечение в случае необходимости медицинского и/или психологического обследования и лечения ребёнка, подвергшегося жестокому обращению.
5) Оценка степени риска жестокого обращения в домашнем окружении, включающая в себя изучение возможности удовлетворения основных нужд и потребностей ребёнка его родителями, вероятность повторения фактов жестокого обращения, способность невиновного родителя защитить ребёнка. Оценка степени риска включает в себя обязательное посещение семьи на дому.
6) Подача исков в суде в необходимых случаях.
7) Разработка планов помощи несовершеннолетнему (СОП), либо защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (НГЗ), отражающих комплекс мероприятий по реабилитации семьи и ребёнка.
8) Мотивация семей к работе со специалистами, вовлечёнными в процесс реабилитации.
30. Принципы проведения расследования:
1) вовлечение членов семьи и значимого окружения ребёнка;
2) уважение прав родителей;
3) сотрудничество с родителями, заинтересованными службами и организациями;
4) сбор полной и точной информации;
5) конфиденциальность.
31. Методы сбора информации:
1) беседа (интервью) с ребёнком;
2) беседа с людьми, имеющими отношение к ребёнку;
3) генограммы (графическое изображение семейной истории в нескольких поколениях; содержит информацию, полезную для принятия решений или предсказания будущего поведения на основе истории поведения в семье; генограмма показывает модели сложностей, имеющихся в семьях, включая бытовое насилие, алкоголизм и наркоманию или сексуальное насилие; это программы, влияющие на других членов семьи и иногда повторяющиеся в последующих поколениях);
экокарты (визуальное представление связей семьи с различными системами в своей среде, и они помогут понять, как влияет системное окружение на семью; в окружении семьи могут быть выявлены множество сильных сторон и дополнительных ресурсов);
4) медицинское обследование ребёнка, если имеются видимые признаки жестокого обращения и/или неудовлетворения основных жизненных потребностей;
5) наблюдение;
6) официальные запросы.
Наиболее эффективной формой работы с семьей «группы риска» является «индивидуальный маршрут социально педагогической поддержки», включающий индивидуальные способы помощи детям, родителям.
Приложение №1 к методическим рекомендациям
«Документационное сопровождение индивидуальных
программ реабилитации семей СОП»
Утверждено на заседания КДН и ЗП МО
Идринский район от 14.09.2012 г. Пр №13
Положение о кураторе случая
I. Общие положения
-
Куратор случая (далее - куратор) - член межведомственной рабочей группы, специалист, сопровождающий несовершеннолетнего и (или) его семью (далее - подопечный) с целью вывода из социально опасного положения.
-
Куратор закрепляется за подопечным на основании рекомендаций ресурсного методического центра постановлением КДН и ЗП администрации района в Идринском районе при постановке несовершеннолетнего и его семьи на учет, как находящихся в социально опасном положении, на весь период индивидуально-профилактической и реабилитационной работы с подопечным.
-
Куратор закрепляется из числа специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Идринского района, исходя из специфики проблемы подопечных.
-
Куратор взаимодействует со специалистами всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и социальным окружением подопечных.
-
Куратор является посредником между подопечным и рабочей группой.
-
Методическую помощь кураторам в работе с подопечными оказывают специалисты ресурсного методического центра (далее - Центр).
-
Основными принципами деятельности куратора являются профессиональная компетентность, гуманизм, уважение к личности ребенка, ответственность, поддержка и индивидуальный (лично-ориентированный) подход.
-
Куратор осуществляет работу с подопечными в рамках основной деятельности, предусмотренной должностной инструкцией.
-
Замена куратора может осуществляться в следующих случаях:
-
по ходатайству Центра в том случае, если куратор не пользуется авторитетом, слабо организует свою работу;
-
по ходатайству самого куратора в случае обоснования своего ходатайства;
-
по просьбе несовершеннолетнего и (или) его семьи;
-
при изменении специфики проблем подопечных;
-
при изменении кадрового состава.
II. Содержание работы куратора случая
Куратор случая в работе с подопечным осуществляет следующую деятельность:
-
Знакомит подопечных с постановлением КДН и ЗП о постановке на учет, с составом межведомственной рабочей группы и содержанием программы ИПР.
-
Выстраивает конструктивное взаимодействие с подопечным. Направляет усилия на создание благоприятного климата во внутрисемейных отношениях подопечных.
-
Осуществляет патронаж подопечного (с привлечением членов межведомственной рабочей группы): посещает по месту жительства (не реже одного раза в месяц (если не требуется чаще), проводит профилактические беседы, дает рекомендации по разрешению трудной жизненной ситуации.
-
Организует, привлекая членов межведомственной рабочей группы, комплексную помощь в соответствии с программой ИПР.
-
Способствует, привлекая членов межведомственной рабочей группы, занятости подопечного через вовлечение его в различные мероприятия (социальные, досуговые, спортивные) и трудовую деятельность.
-
Информирует подопечного о местах и возможностях получения необходимой помощи для разрешения трудной жизненной ситуации.
-
Содействует выявлению, диагностике и развитию ресурсов подопечного, которые могут способствовать разрешению трудной жизненной ситуации.
-
Формирует и поддерживает мотивацию подопечного на преодоление возникших трудностей.
-
Проводит постоянный мониторинг ситуации в семье подопечных.
III. Обязанности куратора случая
Куратор случая в работе с подопечным обязан:
-
Соблюдать в работе следующие принципы:
-
принцип конфиденциальности;
-
принцип анализа глубинных потребностей несовершеннолетнего;
-
принцип направленности в будущее1;
-
принцип безоценочного отношения к несовершеннолетнему и членам семьи;
-
принцип разделения ответственности2.
-
Осуществлять индивидуальный подход при реализации мероприятий программы ИПР подопечных.
-
Использовать в профилактической и реабилитационной работе с подопечными методы и технологии, направленные на развитие устойчивых навыков самостоятельного решения проблем, исключающие иждивенческое поведение.
-
Предоставлять информацию о динамике семейной ситуации подопечных и эффективности мероприятий программы ИПР; информацию о необходимости внесения изменений в программу ИПР (изменение приоритета в реализации мероприятий, исключение мероприятий из программы ИПР, включение новых мероприятий в программу ИПР, привлечение в программу ИПР субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) на заседания межведомственной рабочей группы.
-
Максимально использовать ресурсы района, для решения целей и задач программы ИПР.
-
Доводить до подопечных их права, обязанности, правила поведения в общественных местах, разъяснять меру ответственности за нарушение действующего законодательства.
-
Сообщать подопечным необходимые сведения о субъектах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, культурно-развлекательных и спортивных учреждениях.
IV. Права куратора случая
Куратор случая в пределах своей компетенции имеет право:
-
Обращаться в КДН и ЗП, Центр и субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с предложениями по улучшению качества профилактической и реабилитационной работы с подопечными.
-
Инициировать межведомственное посещение подопечного и его семьи по месту жительства.
-
Обращаться к субъектам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за содействием в реализации мероприятий программы ИПР.
-
Обращаться в Центр, районный МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи за оказанием методической, психологической и иной помощи в реализации мероприятий программы ИПР подопечных.
-
При необходимости посещать заседания КДН и ЗП, в ходе которых рассматриваются административные протоколы (представления), составленные на подопечных.
-
Информировать КДН и ЗП о неисполнении субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мероприятий программы ИПР подопечных либо отказе субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в оказании содействия в реализации мероприятий программы ИПР.
V. Ответственность куратора случая
5.1. Куратор случая несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, в соответствии с действующим законодательством.
VI. Организация работы куратора случая
-
Общее руководство за организацией работы куратора осуществляет руководитель органа (учреждения), где работает куратор.
-
Мониторинг за организацией работы куратора осуществляет Центр.
-
С целью оказания помощи куратору КДН и ЗП совместно с Центром (по заявкам куратора) организуют совещания по методическим, теоретическим и практическим вопросам работы в группе, по обмену опытом кураторов.
-
По окончании реализации программы ИПР на заседании КДН и ЗП куратор представляет итоги своей работы с подопечными и вносит предложения в дальнейшую работу с ними.
Приложение №2 к методическим рекомендациям
«Документационное сопровождение индивидуальных
программ реабилитации семей СОП»
Утверждено на заседания КДН и ЗП МО
Идринский район от 14.09.2012 г. Пр №13
Положение
о межведомственной рабочей группе по разработке и реализации программы ИПР несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и его семьи
-
Общие положения
-
Настоящее Положение регламентирует деятельность межведомственной рабочей группы по разработке и реализации программы ИПР несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и его семьи (далее - рабочая группа), созданной при Центре.
-
Рабочая группа - это группа специалистов из субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, объединенная общей целью, выполнением задач и общим подходом, для реализации которых она поддерживает внутри себя взаимную ответственность.
-
Деятельность рабочей группы направлена на разработку и реализацию, корректировку (при необходимости) программы ИПР.
-
Принятые на заседании рабочей группы решения отражаются в протоколе заседания рабочей группы, обязательны для исполнения всеми ее членами.
-
Протоколы заседаний рабочих групп регистрируются и хранятся в Центре.
-
-
Состав рабочей группы
-
В состав рабочей группы входят:
-
-
секретарь - из числа специалистов Центра;
-
специалисты субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая специалистов КДН и ЗП, не менее 3-5 человек, принимающие непосредственное участие в разработке и реализации программы ИПР;
-
куратор случая - из числа специалистов субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
-
-
Специалисты субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и куратор случая включаются в состав рабочей группы исходя их индивидуальных особенностей и проблем несовершеннолетнего и его семьи.
-
В состав рабочей группы может быть включен наставник несовершеннолетнего из числа лиц, не являющихся работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но пользующийся авторитетом несовершеннолетнего и выразивший добровольное участие в его судьбе.
-
В состав рабочей группы могут быть включены руководители органов и учреждений субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их заместители, возглавляющие профилактическую работу своего ведомства, представители администрации района, если разрешение семейной проблематики требует административного решения, а также представители общественности.
-
Состав рабочей группы определяется индивидуально для каждого несовершеннолетнего и (или) его семьи и утверждается постановлением КДН и ЗП при постановке несовершеннолетнего и его семьи на учет как находящихся в социально опасном положении.
-
В состав рабочей группы могут вноситься изменения в ходе реализации программы ИПР, с учетом динамики семейной ситуации, кадровыми изменениями.
-
-
Цели, задачи и функции рабочей группы
-
Целью рабочей группы является определение первоначального и динамического статуса несовершеннолетнего и (или) его семьи, разработка и реализация программы ИПР, анализ реализации программы ИПР.
-
Основными задачами рабочей группы являются:
-
-
диагностика индивидуальных особенностей, проблем и ресурсов (внутренних и внешних) несовершеннолетнего и его семьи;
-
объединение и систематизация информации о несовершеннолетнем и его семье, которой владеют специалисты субъектов системы профилактики на момент постановки на учет;
-
определение статуса ребенка и его семьи, их проблемных зон, ресурсов, интересов, возможностей.
-
разработка индивидуального маршрута психолого-педагогического, социально-экономического и правового сопровождения несовершеннолетнего и его семьи, способствующего выходу из социально опасного положения (выбор технологии);
-
содействие несовершеннолетнему и членам его семьи в реализации, защите и восстановлении прав и законных интересов;
-
обеспечение своевременной реализации конкретных мероприятий программы ИПР.
-
выбор содержания и форм, определение сроков и лиц, ответственных за реализацию мероприятий программы ИПР;
-
распределение обязанностей в соответствии с компетенцией субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по участию в реализации программы ИПР несовершеннолетнего и его семьи;
-
осуществление проблемно-ориентированного анализа реализуемой программы ИПР.
3.3 К функциям рабочей группы относятся:
-
диагностическая - заключается в изучении социальной ситуации развития, потенциальных возможностей и способностей детей, распознание характера отклонений в их поведении;
-
защитная - предполагает защиту несовершеннолетнего, попавшего в неблагоприятные условия жизни;
-
профилактическая - заключается в разработке и включении в программу реабилитации несовершеннолетнего мероприятий, направленных на предупреждение возникновения осложнений в процессе реабилитации;
-
координирующая - предполагает координацию и объединение усилий всех служб системы профилактики по решению проблем семей и обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-
реабилитирующая (восстановительная) - предполагает восстановление связей и позитивных линий развития.
-
Ответственность рабочей группы
-
4.1. Рабочая группа несет ответственность за:
-
соблюдение принципов индивидуального подхода при разработке и реализации программы ИПР с привлечением максимально необходимого комплекса ресурсов субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-
согласованность действий субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при реализации мероприятий программы ИПР;
-
разработку и реализацию в полном объеме и в установленные сроки мероприятий программы ИПР;
-
соответствие разработанной программы ИПР действующему законодательству.
-
Права рабочей группы
5.1. Рабочая группа имеет право:
-
вносить предложения, дополнения и изменения в программу ИПР;
-
инициировать снятие несовершеннолетнего и (или) его семьи с учета, переведение на менее жесткий контроль;
-
вносить предложения по изменению состава рабочей группы;
-
вносить предложения по замене куратора;
-
готовить рабочие материалы и предложения по совершенствованию деятельности рабочей группы.
-
Организация работы рабочей группы
-
Заседания рабочей группы проходят не реже одного раза в три месяца с момента утверждения программы ИПР (в исключительных случаях, по разрешению проблемы, требующей срочного коллегиального решения, экстренно) на базе Центра и оформляются протоколом.
-
Итогом заседания рабочей группы является:
-
-
план первоочередных мероприятий работы с семьей по защите прав несовершеннолетнего (при первичной постановке на учет);
-
проект программы ИПР;
-
анализ реализации мероприятий программы ИПР;
-
предложения в корректировку программы ИПР.
-
Итоги заседания рабочей группы оформляются Центром в аналитический отчет по реализации программ ИПР и направляются в КДН и ЗП каждые три месяца с момента утверждения программы ИПР.
-
На заседание межведомственной рабочей группы могут быть приглашены несовершеннолетний и (или) родитель/законный представитель несовершеннолетнего.
-
В случаях, когда несовершеннолетний и (или) родитель (законный представитель) не принимают участия в заседании рабочей группы, в протоколе в обязательном порядке отражается информация о мероприятиях по привлечению несовершеннолетнего и его семьи в работу по реализации Программы ИПР.
-
В случаях необходимости заседания рабочей группы проходят в семье по месту жительства
Приложение № 3 к методическим рекомендациям
«Документационное сопровождение
индивидуальных программ
реабилитации
семей СОП»
Качество разработки и оформления индивидуальной программы реабилитации семьи, находящейся в социально-опасном положении( для проведения экспертизы экспертным Советом)
семья(несовершеннолетний)___________________________________
№
Показатель
Оценка
Примечания
Соответствует
Требует доработки
Не соответствует полностью
1.
Соответствие ИПР документационной форме, рекомендованной Министерством социальной политики края.
2.
Полнота указания сведений:
2.1.
Титульный лист
2.2.
Описание социального статуса семьи
2.3.
Формулировка целей и задач ИПР
2.4.
План реабилитационных и профилактических мероприятий
2.5.
Описание эффективности и результатов ИПР
3.
Использование профессиональной психолого-педагогической и социально-реабилитационной терминологии в описательных частях ИПР:
3.1.
Описание социального статуса семьи.
3.2.
Постановка целей и задач ИПР.
3.3.
Описание планируемого и достигнутого результата.
3.4.
Анализ эффективности и результатов ИПР.
4.
Соответствие целей и задач ИПР социальной проблематике в семье.
5.
Соответствие реабилитационных мероприятий целям и задачам ИПР.
6.
Соответствие планируемого и достигнутого результата плана мероприятий.
7.
Анализ результатов ИПР в соответствии с индикаторами эффективности.
8.
Соответствие профессиональных рекомендаций социальной проблематике семьи в ходе реализации ИПР.
Рекомендации по доработке ИПР (с указанием сроков)___________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка проведена «___»____________ 2012г.
Председатель экспертного совета_________________ _____________
/ФИО/ подпись
Члены экспертного совета:
Ф.И.О_____________________ ___________________________
Ф.И.О._____________________ __________________________________
Ф.И.О.____________________ ____________________________________
Приложение № 4 к методическим рекомендациям
«Документационное сопровождение
индивидуальных программ
реабилитации
семей СОП»
Рекомендации по разработке и оформлению индивидуальной программы реабилитации семьи,
находящейся в социально-опасном положении
№
Показатель
Рекомендации
1.
Соответствие ИПР документационной форме, рекомендованной Министерством социальной политике края.
Основной параметр - это соответствие формы плана. Субъекты реализации ИПР должны предоставлять планы профилактических и реабилитационных мероприятий в соответствии с рекомендованной формой.
2.
Полнота указания сведений:
2.1.
Титульный лист
Обязательно заполнение на титульном листе всех параметров рекомендованной формы.
2.2.
Описание социального статуса семьи:
В описании социального статуса семьи необходимо указать состояние и социальные проблемы по следующим направлениям:
социально-бытовой статус (состояние жилищных, санитарных условий, наличие продуктов питания, мебели, одежды и обуви у детей, мест учебы и досуга, игрушек, учебных принадлежностей, социально-бытовые проблемы семьи);
социально-экономический статус (место работы, доходы семьи, наличие проблем трудоустройства);
социально-правовой статус семьи (реализация гражданских прав в семье (льготы, социальные выплаты), наличие проблем с документами, судимости, совершение правонарушений);
социально-психологический статус семьи (отношения в семье, психолого-педагогические проблемы детей и родителей, уровень педагогической компетентности родителей, наличие психологических проблем у детей, микроклимат);
социально-медицинский статус (состояние здоровья, наличие заболеваний, проблемы в лечении или обследовании, проблемы с лекарственным обеспечением).
2.3.
Формулировка целей и задач ИПР
Обязательно заполнение и формулировка целей ИПР (цель ориентируется на конечный результат) и задача ИПР (задачи - путь, способ достижения цели, конкретные мероприятия).
2.4.
План реабилитационных и профилактических мероприятий
В плане мероприятий должны быть заполнены все графы и строки в соответствии с формой. Не допускается дублирование мероприятий разными субъектами ИПР. В данном случае кураторам необходимо объединить их и включить два или более исполнителей.
2.5.
Описание эффективности и результатов ИПР
Анализ эффективности проводится по форме с описанием всех проблем и реабилитационных мероприятий по состоянию и улучшению социального статуса семьи.
3.
Использование профессиональной психолого-педагогической и социально-реабилитационной терминологии в описательных частях ИПР:
При составлении ИПР необходимо использование профессиональной терминологии, правильное, точное, ясное и грамотное формулирование предложений. Недопустимы лексико-грамматические и орфографические ошибки (используйте словарь).
В описании необходимо использование терминологии из области педагогики и психологии, социальной реабилитации, правовой сферы, медицины и здравоохранения.
4.
Соответствие целей и задач ИПР социальной проблематике семьи.
Цели, как конечный планируемый результат, и задачи, как способ достижения цели, конкретное мероприятие, должны соответствовать социальным проблемам семьи, которые должны быть обозначены в описании социального статуса. Необходимо соблюдать единообразие в оформлении содержания (выявлена проблема в каком-либо направлении, ставится цель как конечный результат решения данной проблемы и задачи как мероприятия с помощью которых планируется достигать цель, например: социально-бытовое направление, проблема антисанитарных условий жилья, цель - соответствие жилищных условий санитарным нормам, задачи - проведение профилактических бесед со взрослыми о санитарно-гигиенических нормах и условиях проживания несовершеннолетних и т.п.).
5.
Соответствие реабилитационных мероприятий целям и задачам ИПР.
Реабилитационные и профилактические мероприятия должны соответствовать логической цепочке:
Направление - проблема - цель (конечный результат) - задача (способы достижения цели) - конкретные мероприятия субъектов ИПР.
6.
Соответствие планируемого и достигнутого результата плана мероприятий.
Важными пунктами оформления плана мероприятий является описание планируемого и достигнутого результата. Не допускается подмена в описании результата отметкой об исполнении. Результат - это конечная цель, как состояние определенного уровня, как положение семьи, или отдельных членов семьи. Можно при этом ориентироваться на индикаторы эффективности ИПР, например, изменение критического состояния семьи в социально-бытовом аспекте функционирования на удовлетворительный: соответствие жилищных условий санитарно-гигиеническим нормам проживания несовершеннолетних (цель) - жилье соответствует санитарно-гигиеническим нормам проживания несовершеннолетних (результат) в результате проведенных мероприятий: оказания социальной помощи при организации ремонта жилья, проведение косметического ремонта жилья.
7.
Анализ результатов ИПР в соответствии с индикаторами эффективности.
Анализ результативности и эффективности ИПР следует проводить, ориентируясь на индикаторы эффективности ИПР: уровни функционирования семьи, факторы и условия проживания несовершеннолетних согласно форме.
8.
Соответствие профессиональных рекомендаций социальной проблематике семьи в ходе реализации ИПР.
Если в ходе реализации ИПР, при проведении промежуточного анализа эффективности выявились неразрешенные социальные проблемы, либо проблемы усугубились, то следует в анализе указать данные проблемы, а в рекомендациях в соответствии с направлением указать рекомендации в отношении задач и мероприятий по изменению или решению проблем.
Перечень документов, подтверждающих нахождение семьи (несовершеннолетнего) в социально опасном положении
1. Письменное сообщение о несовершеннолетнем(семье) находящимся(ейся) в социально опасном положении, ТЖС (Приложение №5).
2. Акт обследования жилищно-бытовых условий с указанием всех членов семьи (Ф.И.О., год рождения, адрес, телефон) (Приложение №6).
3.Характеристика несовершеннолетнего из образовательного учреждения, характеристика родителей(семьи) от образовательного учреждения, главы сельсовета муниципального образования.
4. Ходатайство о постановке на учет несовершеннолетнего (семьи) в КДН(СОП) (Приложение №7).
Приложение №5
Письменное сообщение о несовершеннолетнем(семье), находящемся(ейся) в социально опасном положении), ТЖС
(передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав)
1.Ф.И.О., дата рождения, место работы:
Матери________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отца____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Ф.И.О., дата рождения, занятость детей ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Домашний адрес: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Причина нахождения в социально-опасном положении:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Данные специалиста, заполнившего письменное сообщение (Ф,И,О., должность, место работы): _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения: ___________________________________подпись_________________
Приложение №6
акт для первичной и промежуточной диагностики:
АКТ
материально-бытового обследования семьи,
находящейся в социально опасном положении
1. Дата и время проведения обследования ______________________________________
2. Комиссия в составе:
_____________________________________ ____________________________________
(ф.и.о.) (должность)
_____________________________________ ____________________________________
(ф.и.о.) (должность)
_____________________________________ ____________________________________
(ф.и.о.) (должность)
Произвела обследование материально-бытовых условий семьи:_____________________________ проживающей ___________________________
3. Сведения о родителях
Ф.И.О.
Мать:
Отец:
Дата и место рождения
Образование
Адрес по месту прописки
Адрес фактического проживания
Паспорт, серия, кем и когда выдан
Место работы, должность
Категория семьи
Основание для патронажа: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сведения о детях
№
Ф.И.О. ребенка; свидетельство о рождении, паспортные данные
Дата рождения
Занятость
5. Другие члены семьи
Родственные отношения
Ф.И.О.
Паспортные данные
Занятость
6. Доход семьи ________________________________________________________________
Другие виды самообеспеченности семьи___________________________________________
При обследовании установлено:
7. Санитарное состояние жилья: удовлетворительное, неудовлетворительное
8. Характеристика жилья: Количество комнат_____________ общая площадь ________
Собственность __________________ Подворье___________________________________
Приусадебный участок ________________________________________________________
Транспорт______________________________
9. Сведения о жилищно-бытовых условиях семьи
Не
соответствует
Недостаточ ное
Отсутствует
В норме
Наличие питания для детей
Наличие отдельной комнаты ребенка
Наличие отдельной кровати ребенка
Наличие постельного белья
Наличие сезонной одежды ребенка
Наличие игрушек / школьных принадлежностей
I
Наличие места для игр / места для приготовления уроков
Наличие твердого топлива (сезонное)
Примечание __________________________________________________________________
Вывод по ЖБУ: условия удовлетворительные; условия неудовлетворительные
10. Факторы, угрожающие жизни и здоровью ребенка
Имеющиеся факторы на момент обследования
Да
Нет
1. Родитель применяет физическое насилие по отношению к ребенку, либо другие жестокие наказания;
2. Отсутствие еды, питья;
3. Оставление ребенка без присмотра, создающее угрозу для ребенка (обязательно учитывайте возраст ребенка);
4. Эмоциональная депривация и/или пренебрежение нуждами ребенка;
5. Эксплуатация ребенка;
6. Отсутствие необходимого базового ухода за ребенком (особенно для детей до трех лет);
7. Отсутствие необходимого медицинского ухода за ребенком, которое может привести к серьезным последствиям для здоровья;
8. Бездействие, невмешательство родителей при угрозе или наличии жестокого обращения со стороны третьих лиц;
9. Аварийное, непригодное для проживания жилье, представляющее непосредственную угрозу;
10. Не соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил безопасного поведения в быту
11. Наличие косвенных признаков жестокого обращения с ребенком (физического, психического, сексуального насилия, и/или пренебрежения нуждами);
12. Ранее в семье были факты жестокого обращения по отношению к ребенку;
13. Поведение родителя неадекватно и представляет угрозу для ребенка (в том числе вследствие алкогольного/наркотического опьянения);
14. другое (указать, что).
Комментарии:
_____________________________________________________________________________
11. Определение уровня функционирования семьи.
Раздел
Уровень функционирования семьи
Кризисный
Неблагопол учный
Удовлетвор ительный
Благоприят ный
1 . Жилье/ Занятость/ Доход
2 . Здоровье и безопасность
3 . Микроклимат в семье
4 . Навыки самообслуживания и социальные навыки
5 . Образование
12. Заключение комиссии
Слабые стороны Сильные стороны
13. Рекомендации (действия, которые необходимо предпринять)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписи членов комиссии:
Подпись родителя:
Приложение №7
Председателю комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их
прав МО Идринский район
Л.М. Соболевской
Ходатайство
Реквизиты учреждения (МКОУ Идринская сош) просит Вас, рассмотреть вопрос о постановке на учет в КДН и ЗП МО Идринский район семью(несовершеннолетнего),находящуюся(егося) в социально опасном положении.
Указать Ф.И.О., дата рождения, адрес проживания
Основания постановки на учет в КДН и ЗП (СОП):
Подпись, печать руководителя органа, учреждения субъекта профилактики
Приложение №8
Примерный перечень документов в личном деле семьи (несовершеннолетнего), находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в КДН и ЗП МО Идринский район
1.Постановления: КДН и ЗП МО Идринский район:
- о постановке на учет семьи(несовершеннолетнего), находящихся в СОП и проведении индивидуальной профилактической работы;
-об утверждении программы реабилитации семьи(несовершеннолетнего) находящихся в СОП.
.
3.Копия приказа координатора(руководителя учреждения субъекта профилактики) о назначении куратора ИПР, членов рабочей группы учреждения.
4. Пакет документов специалиста по выявлению:
-письменное сообщение о несовершеннолетнем(семье) находящимся(ейся) в социально опасном положении;
-акт обследования жилищно-бытовых условий;
- копии документов подтверждающих личность;
- Характеристика несовершеннолетнего из образовательного учреждения, характеристика родителей(семьи) от образовательного учреждения, главы сельсовета муниципального образования.
- Ходатайство о постановке на учет несовершеннолетнего (семьи) в КДН(СОП
5 .Учетная карта семьи(несовершеннолетнего), находящихся в СОП(приложение №9)
6.Индивидуальная программа реабилитации семьи(несовершеннолетнего) в СОП, утвержденная КДН и ЗП (приложение №10)- формируется из предложений членов межведомственной рабочей группы, оформляется- куратором ИПР
7. Примерная диагностическая карта семьи(несовершеннолетнего), находящихся в СОП.(приложение №13)
8. Таблица описания проблем семьи(несовершеннолетнего) на основе проведенной диагностики.
. 9.Оценка результативности и эффективности реализации программы ИПР
10. Заключение экспертного Совет по оценке качества ИПР семьи(несовершеннолетнего), находящихся на учете в КДН и ЗП(СОП)
11.Ежеквартальный отчет о реализации ИПР
11.Аналитический отчет о реализации Программы ИПР
12 Накопительная информация о семье(несовершеннолетнем) находящимся на учете в КДН и ЗП (СОП):
-Акты ЖБУ- составляются куратором, членами межведомственной рабочей группы;
-запросы, письма, ходатайства в субъекты профилактики, ответы на них;
-листы патронажа семьи(несовершеннолетнего);
-результаты промежуточных проведенных диагностических обследований семьи(несовершеннолетнего);
- информационные справки о семье- состовляются специалистами учреждений субъектов профилактики;
- заключения диагностики состояния семьи- составляется психологом, социальным педагогом;
Ходатайство о снятии с учета СОП семьи(несовершеннолетнего), экспертное заключение о результатах проведенной профилактической работы -готовится координатором, куратором ИПР.
Приложение №9
Учетная карта(1 вариант)
Несовершеннолетнего(семьи), находящихся в трудной жизненной ситуации, социально -опасном положении
(для проведения индивидуальной профилактической работы)
1.Несовершеннолетний(ие): Ф.И.О., дата рождения, занятость
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Родители: Ф.И.О., дата рождения, место работы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Местожительства:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Категория семьи: многодетная
Одинокая мать
Малообеспеченная
Неблагополучная(не исполняет обязанности по воспитанию)
Пьющая
Опекаемая
Приемная
Другое
5.Сведения о семье:
Количество членов семьи________________________________________________________
Количество детей в семье - ____________в том числе от 1,5 до 6,5лет_________________
Источник дохода семьи/сумма___________________________________________________
Дополнительная информация о семье(образ жизни, психологический климат и т.д.)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Причина постановки на учет в банк данных
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Сведения о несовершеннолетнем (если причина постановки на учет в нем):
Состоит на учете в ПДН
Условно осужден
Совершает правонарушения
Пропускает занятия в школе Уходит из дома
Употребля6ет спиртные напитки
Курит
Употребляет наркотические вещества
Имеет инвалидность
Испытывает насилие в семье
8. Сведения о проделанной работе:
С несовершеннолетним:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С родителями:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись специалиста заполнившего карту_________________________________
(Ф.И.О., должность
Второй вариант
ЗАПОЛНЯЕТСЯ УЧЕТНАЯ КАРТА семьи ( по Закону Красноярского края №4-608, от 31.10.2002 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»):
УЧЕТНАЯ КАРТА семьи
Наименование организации (учреждения), направляющей сведения____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Категория семьи
многодетная
Одинокая мать
Малообеспеченная
Неблагополучная(не исполняет обязанности по воспитанию)
Пьющая
Опекаемая
Приемная
Другое
Ф.И.О. матери__________________________________________________________________________________
дата рождения ___________место рождения___________________________________________________
место жительства___________________________ прописка _____________________________________
документ, удостоверяющий личность __________серия _______номер ________________
кем выдан _______________________________ дата выдачи____________________________________
имеет инвалидность _______________________________________________________________________
имеет хронические заболевания _____________________________________________________________
употребляет:
наркотические вещества _______
токсические вещества _______
алкогольные напитки _______
не исполняет родительские обязанности ____
занятость ________________________________________________________________________________
состоит на учете в учреждениях
с_________по___________ состоял на учете в ______________________________________________
привлечена к административной ответственности по ___________________________________________
_________________________________________________________________________________________
привлечена к уголовной ответственности _________________________________________________________________________________________
осуждена _________________________________________________________________________________________
Ф.И.О. отца______________________________________________________________________________
дата рождения__________ г.рождения , место рождения ________________________________________
место жительства _______________________ прописка__________________________________________
документ, удостоверяющий личность_____________ серия ________номер_________________________
кем выдан __________________________дата выдачи ___________________________________________
имеет инвалидность _______________________________________________________________________
имеет хронические заболевания _____________________________________________________________
употребляет:
наркотические вещества _______
токсические вещества _______
алкогольные напитки ________
не исполняет родительские обязанности
занятость______________________________ ___________________________________________________
состоит на учете в учреждениях
с_______________ по _________________________ состоял на учете ______________________________
привлечен к административной ответственности________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Привлечен к уголовной ответственности______________________________________________________
осужден _________________________________________________________________________________
1.Ф.И.О. несовершеннолетнего____________________________________________________________
Пол________________
дата рождения ___________г.рождения , место рождения ________________________________________
место жительства _______________________ прописка__________________________________________
документ, удостоверяющий личность_____________ серия ________номер_________________________
кем выдан__________________________ дата выдачи ___________________________________________
Социальный статус несовершеннолетнего
(оставшийся без попечения родителей; сирота; бродяжничающий; отказавшийся жить в семье или учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проживающий в семье и испытывающий насилие; не имеющий постоянного места жительства; заблудившийся; брошенный родителями; не обучающийся по медицинским показаниям)
имеет инвалидность _______________________________________________________________________
имеет хронические заболевания _____________________________________________________________
употребляет:
наркотические вещества _______
токсические вещества _______
алкогольные напитки ________
занятость______________________________
состоит на учете в учреждениях с_______ по_________ состоял на учете_____
привлечен к административной ответственности
Привлечен к уголовной ответственности________________________________
осужден______________________________________________________________________
2.Ф.И.О. несовершеннолетнего__________________________________________________________
пол _____
дата рождения_________ место рождения ________________место жительства_______________ прописка_______________________________________________________________________________территория ______________________________________________________________________________________документ, удостоверяющий личность_____________________________________________________
кем выдан_____________________________________________________________________________
дата выдачи_______________________________
Социальный статус несовершеннолетнего(оставшийся без попечения родителей; сирота; бродяжничающий; отказавшийся жить в семье или учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проживающий в семье и испытывающий насилие; не имеющий постоянного места жительства; заблудившийся; брошенный родителями; не обучающийся по медицинским показаниям)
имеет инвалидность ___________________________________________________
имеет хронические заболевания _________________________________________
употребляет:
занятость______________________________
состоит на учете в учреждениях
с_______ по_________ состоял на учете_______________________________________________________
привлечен к административной ответственности_______________________________________________________________________________________________________________________
Привлечен к уголовной ответственности_____________________________________________________
____________________________________________________________________________
осужден
Дата выявления семьи «_____» ______________ 2012 года
Основания постановки на учет семьи:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специалист _________________________________________ ______________ (должность лица, оформившего учетную карту) (подпись) (Ф.И.О.)
Подпись одного из родителей
или законного представителя
несовершеннолетнего __________________ ______________________
(подпись) (Ф.И.О.)
ПРИКАЗ
Дата №
О назначении куратора и членов рабочей группы
по разработке ИПР на семью(фамилия) или
несовершеннолетнего(Ф.И.О.)
В соответствии с постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав МО Идринский район от № ___ «О постановке на учет семьи(несовершеннолетнего), находящихся в социально опасном положении», в целях проведения индивидуальной профилактической работы:
Приказываю;
1.Назначить:
- куратором ИПР (Ф.И.О. должность специалиста учреждения);
-членами рабочей группы: Ф.И.О. должность( педагог- психолог, социальный педагог, классный руководитель учреждения);
2.Куратору (Ф.И.О.):
- разработать ИПР на семью(несовершеннолетнего), находящихся в социально опасном положении в срок до( дата) и представить ее для экспертизы членам экспертного совета в срок до (дата).
- направить ИПР для утверждения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав МО Идринский район в срок до (дата).
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Подпись руководителя
С приказом ознакомлены :под роспись
1Направление усилия на поиск возможных путей выхода из проблемной ситуации, а не поиск виновного в случившемся
2Куратор несет профессиональную ответственность не за результат реализации программы ИПР, а за оказание посильного содействия в принятии несовершеннолетним и его семьей мероприятий программы ИПР и их активному участию в этих мероприятиях. Ответственность за позитивные/ негативные изменения семейной ситуации лежат на членах семьи.