Обощение опыта Элементы сказкотерапии в коррекционной работе

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Центр образования «Возрождение»









Элементы сакзкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.





























Элементы сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Введение

«У кого в детстве не бывает сказки,

тот вырастает сухим, колючим человеком,

и люди об него ушибаются, как о лежащий

на дороге камень,

и укалываются как о лист осота»

И. Токмакова

В наш просвещенный век трудно представить себе, как далекие предки обходились без знания высшей математики, филологии, юриспруденции… Но тем не менее, они от этого не были менее "социально адаптированными". Возникает вопрос - почему. Может быть потому, что наши далекие предки придавали большее значение развитию "практического интеллекта", передаче и накоплению жизненного опыта. Может быть потому, что они имели такие знания, к которым мы на рубеже тысячелетий интуитивно стремимся?..

Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая произошла недавно. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории и являются особенно ценными, терапевтическими. Именно эти истории являются основой сказкотерапии. Странно, но сегодня на прием к психологу обращается немало родителей одаренных, интеллектуально развитых детей. Оказывается, и у них могут быть проблемы! Часто их источником оказывается чрезмерно развитая интеллектуальность в ущерб элементарным житейским представлениям и навыкам. Чего же не хватило этим одаренным детям? Конечно, сказок!

Известно, что наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали историю, из которой становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. К сожалению, сегодня не многие знают обычаи, не понимают их смысла, считают "пережитком прошлого".

Детям с ограниченными возможностями здоровья в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной интеграции в обществе. Поэтому образовательная система коррекционной школы ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности учащихся положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного процесса (создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности и положительная мотивация), создание условий для осмысленных действий учащихся, поощрение инициативы и самостоятельности.

Для того, чтобы дети быстрее и легче усвоили программный материал, на уроках я применяю кроме традиционных методов элементы альтернативных технологий, такие как элементы технологии имитационного моделирования и сказкотерапии.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, для целостного развития личности ребенка.

Использование данных методов даёт возможность ребёнку проявить себя как личность, способствует социокультурному самоопределению, успешной социализации.

Элементы технологии имитационного моделирования и сказкотерапии я применяю в начале урока для привлечения внимания, в середине - для того, чтобы сменить вид деятельности и заинтересовать учащихся, и в конце урока - для закрепления пройденного материала.

Привлекательность сказкотерапии для учителей можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:

Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки учитель получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

Сказка экологична.Не анализируя реальную ситуацию, а, находясь в драматической реальности, как ребенок, так и учитель эмоционально защищены. Тем самым снижается риск эмоционального срыва, возникает доверие ребенка к психокоррекционному процессу.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка наглядна. Обращаясь к сказкотерапии, учитель может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности ребенка (рисунки, аппликации, поделки), психологический кукольный и драматический театр.

Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сессиях ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, формирует свой социальный навык взаимодействия с людьми.

Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку новые способы и алгоритмы выхода из сложившихся ситуаций.

Сказочная ситуация, которая задается детям, должна отвечать определенным требованиям:

- Ситуация не должна иметь готового правильного ответа;

- Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему (преодоление препятствий, оказание взаимопомощи, прогнозирование своих действий);

- Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Комплексные уроки с применением русской народной сказки я провожу один раз в неделю. Планируя их, я учитываю цели, актуальные для данного урока. С помощью таких уроков у ребёнка развивается речь, обогащается словарный запас за счёт имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий.

Учащиеся согласовывают прилагательное с существительным в роде, числе, падеже, учатся образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (заяц-зайчик- зайчонок- зайчишка).

Возьмём, к примеру, сказку "Лиса и кувшин".

На уроках письма и развития речи дети с помощью учителя учатся образовывать относительные прилагательные.

- Кувшин из глины - значит он глиняный.

- Ложка из дерева - значит она деревянная.

- Банка из стекла - значит она стеклянная, и так далее.

В сказке "Смоляной бычок" школьники учатся образовывать притяжательные прилагательные.

- Кочан капусты, чей подарок?

- Заячий.

- Мешок орехов, чей подарок?

- Волчий.

- Улей мёду, чей подарок?

- Медвежий.

На уроках математики на материале русских народных сказок учащиеся сравнивают предметы по форме, цвету, величине, осваивают порядковый и количественный счёт. Развивается внимание, восприятие, память, мышление, мелкая моторика. Дети учатся составлять и решать задачи.

Познакомившись со сказкой "Пузырь, Соломинка и Лапоть", дети сравнивают её персонажей с геометрическими фигурами. Лапоть похож на овал, Пузырь - на круг, а Соломинка - на прямую линию. Задаю учащимся следующие вопросы:

- Пузырь толстый, а Соломинка, какая?

- Соломинка высокая, а Лапоть, какой?

- Пузырь лёгкий, а Лапоть, какой?

С помощью персонажей сказки "Гуси-Лебеди" дети так же учатся ориентироваться в пространстве.

- Кто стоит крайний слева, а кто крайний справа?

- Кто стоит между мамой и Машей?

- Кто стоит между Ваней и папой?

- Кто ниже всех?

- Кто выше всех?

С помощью счётных палочек учащиеся выкладывают домик, гусей и лавочку у себя на парте, перенеся изображение с образца на доске.

Необходимым условием является подсчёт палочек. Например: для одного гуся понадобится три счётные палочки, для лавочки - четыре. Сколько палочек понадобится для домика? (10). Гуси в погоне за Машей несколько раз меняют направление.

- Полетели гуси вправо от домика, летели- летели - нет Маши с Ваней. Поднялись гуси высоко над облаками, смотрят сверху - нет Маши с Ваней, опустились низко - тоже не увидели беглецов и полетели назад.

- В какую сторону полетели гуси? (Влево).

Затем дети переносят созданную конструкцию на лист бумаги в крупную клетку.

Таким образом, происходит формирование восприятия у учащихся, умения ориентироваться как в пространстве, так и на листе бумаги.

Для того чтобы научиться соотносить количество и цифру, учащиеся считают гусей и количество яблок, упавших на землю, находят нужную цифру и обводят её. При этом развивается зрительное восприятие и мелкая моторика.

Сказка "Смоляной бычок" помогает научить детей сравнивать предметы по длине, ширине, цвету. Они выбирают ленточку для Танюшки по моему предложению.

- Найдите самую длинную ленточку, какого она цвета?

- Выберите самую широкую ленточку…и т.д.

Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят «мертвыми», потому что учителя часто недооценивают ценность самого слова, а тем более, если это слово - грамматический термин.

Сделать многие понятия в русском языке «живыми» для учащегося можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие положительную мотивацию к изучению русского языка.

Обращение к лингвистической сказке на уроках русского языка способствует в первую очередь формированию языковой компетенции учащихся, облегчает им усвоение теоретического материала за счет необычной, непривычной формы (авторы сказок: В.В.Волина, Т.И.Газеева, Е.И.Никитина, Т.Рик, и др.).

Я использую на уроках дидактические сказки Татьяны Рик . Ею придумана страна под названием «Части речи», в которой путешествуют дети семьи Апельсинкиных вместе со своей учительницей Светланой Даниловной. Они встречаются с дедушкой волшебником Именем Существительным (самая «старая» часть речи), который может превратиться в любой ПРЕДМЕТ. С его дочкой художницей, Именем Прилагательным. Которая, как послушная дочь, во всем слушается своего родителя (имя прилагательное имеет те же грамматические характеристики, что и существительное, с которым оно связано). С Глаголом, который без конца что-то делал, и казалось, что у него не по две руки и ноги, а несколько.

Используя современные образовательные технологии, учитель может организовать групповую или парную работу по тексту. (Если же читательские навыки учащихся пока сформированы не на достаточно хорошем уровне, учитель может прочесть сказку сам.)

Пример использования грамматической сказки при изучении морфологии, темы: «Имя существительное» (отрывок из книги Т.Рик. «Здравствуйте, Имя Существительное!»)

Учащимся при знакомстве с частями речи предлагается отрывок для самостоятельного чтения. Работая в парах, детям предлагаем найти ответы на вопросы:

- КОГО ВСТРЕТИЛИ РЕБЯТА?

- КАК ЕГО ЗОВУТ?

- ЧЕМ ОН ПОКАЗАЛСЯ ВАМ ИНТЕРЕСЕН?

«…Они подошли к аккуратному маленькому домику. На калитке висела табличка:

За забором все увидели маленького седобородого старичка в высоком остроконечном колпачке. В руке у него была тоненькая палочка.

- Неужели волшебная? - подумала вслух Катюша. В ответ на это старичок взмахнул палочкой и… превратился в кошку!

- Ох! - дружно вздохнули Апельсинкины.

- Дедушка! - закричала Катюша.

- Существительное! Его зовут Имя Существительное! - подсказала Светлана Даниловна

- Дедушка Имя Существительное, а вы можете превратиться … ну в дерево, например?

- Пожалуйста, - ответил дедушка Существительное и превратился в дерево.

- А в коня? В коня - можете? - восхищенно завопил Женька.

- Нет проблем! - и дедушка Существительное стал конем….

- Я могу превратиться в любой предмет.

- Что это такое - предмет? Я не понял! - это Женька сказал.

- Очень просто, - отвечала Светлана Даниловна, - ПРЕДМЕТАМИ НАЗЫВАЮТ ВСЕ ВЕЩИ, ВСЕ РАСТЕНИЯ, ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ, ГОРОДА, СЁЛА, МАШИНЫ. ЛЮДИ, ЖИВОТНЫЕ, НАСЕКОМЫЕ - ЭТО ТОЖЕ ПРЕДМЕТЫ…

Во все эти предметы и превращается наш друг волшебник Существительное.

ИТАК, запомни, мой дружок, ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ - ЭТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Вслушайся в имя волшебника: Существительное - то есть обозначающее всё, что существует…»

Есть один седой старик.

Превращаться он привык

В шляпу, в бабушку, в котлеты,

В кактус, в зонтик, в сигареты,

В тапочки, в слона, в конфеты -

Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.»

Имя Существительное

  • Дети, отвечая на предложенные вопросы, приходят к выводу, что самый первый житель страны «ЧАСТИ РЕЧИ», это волшебник Имя существительное, который может превратиться в любой предмет.

  • Так, в увлекательной форме через сказку, дети получают конкретные научные сведения о самой первой части речи - имени существительном. А если учитель покажет ещё и авторский рисунок, запомнят эту часть речи уже точно, поскольку учитель задействовал все каналы восприятия.

  • Подобную работу учитель может организовать, знакомя и с остальными частями речи.

Также сказкотерапия является эффективным психокоррекционным методом в воспитательном процессе.

Методические рекомендации по работе со сказкой.

  1. Создают или подбирают сказку с героем близким ребенку по полу, возрасту, характеру.

  2. Описывают жизнь героя в сказочной стране так, что бы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

  3. Героя помещают в проблемную ситуацию и приписывают герою все переживания ребенка.

  4. Показывают поиск ребенком выхода.

  5. Герой становится на путь изменений.

Создавая или подбирая сказку, надо знать скрытую причину «плохого» поведения ребенка.

Рекомендации по использованию методов арттерапии.

Детям гиперактивным, расторможенным, агрессивным рекомендуется «Рисование по точкам», «Волшебные пятна». Учитывайте, что карандаши буду ломаться.

  1. Детям с высокой тревожностью, «зажатым» - рисование мелом, пальцами, широкие свободные движения на больших листах и большими кистями.

  2. Детям со страхом несоответствия ожиданиям взрослого, с низкой самооценкой, психологическими защитами - рисование пальцами рук и ног, завиральные истории, этюды на смещение стереотипов (волк - трусливый, заяц - наглый).

  3. Детям со страхами - предлагать и тему, и форму рисунка.

  4. Детям с низкой самооценкой - предлагать сводные темы и формы рисунков «Нарисуй что хочешь и как хочешь»

  5. Детям, имеющим конфликты и отвержение сверстников - коллективные темы рисунков «Наш город», «Цветы на полянке». Психотехнические игры.

  6. При нарушении родительско-детских отношений - сочинение сказки вдвоем с родителем.

При неблагополучной ситуации дома - сочинение сказки-мечты.

Метод «Сказки по-новому»;

Трудно представить себе занятия сказкотерапии без пересказа. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения. Разнообразие видов пересказов вносит оживление в занятие (пересказ, близкий к тексту, выборочный, сжатый, пересказ по опорным словам, пересказ устное рисование картин, и пр.)

Лепка и аппликация также используются на занятиях сказкотерапии, что способствует развитию творческих способностей. Наиболее эффективным заданием творческой работы считают составление кроссвордов по прочитанным сказкам. Их составление повышает интерес детей к сказкам, к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать прочитанные сказки.

Драматизация-этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное иллюстративное средство. При помощи драматизации образы из сказок показываются в действии. Показ можно провести: 1. только с помощью слова, т.е. в форме чтения в ролях и коллективной декламации; 2. Только средствами движения, т.е в виде пантомимы; 3. Соединением движения и слова, т.е. в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда обстановка специально для этого создается.

Возможны следующие формы драматизации на занятиях сказкотерапии: пальчиковый театр, театр на ладошке, кукольный театр костюмированные представления по известным сказкам, музыкальные инсценировки, театр на столе.

Для развития речи обучающихся могут быть использованы разные методики, в том числе и методика скороговорения. На занятиях сказкотерапии используются следующие формы работы со скороговоркой: скороговорные разминки; скороговорные пятиминутки.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду.

Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям школьников.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

Использование традиционных и альтернативных технологий на уроках и внеурочной деятельности в коррекционной школе многогранно и безгранично.

Каждый педагог в зависимости от возраста и уровня развития учащихся самостоятельно определяет, где и как их использовать. Исключительно важную роль играет творческий потенциал и желание педагога применять те или иные методы.

И мне хочется закончить своё выступление такими словами:

А вы забудьте - и станет легче...

А вы простите - и будет праздник...

Не огорчит вас недобрость речи

Людей случайных, плохих и разных.

А вы желайте - и вам удастся...

И повторяйте, и возродится...

Не поскупитесь - и вам воздастся...

И вам вернётся, и наградится.

А вы поверьте - и будут верить...

Начните сами - кругом начнётся...

А вы откройте влеченью двери.

А вы ЛЮБИТЕ! - и вам зачтётся.

Спасибо за внимание!

Литература:

Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. Санкт-Петербург. Речь 2004.

Введение в психологию сказки. Школьный психолог №12/2001.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной. Изд. центр "Академия", 1997.

umnyedetki.ru/skazki.html

Т.Рик. «Здравствуйте, Имя Существительное!»)



© 2010-2022