• Преподавателю
  • Социальному педагогу
  • «РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА. МЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ»

«РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА. МЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

«РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА. МЕРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ»

I. Нормативно - правовые основы

выявления в образовательных учреждениях несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами

Согласно п.7 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» одной из основных задач государства в сфере образования является всесторонняя забота о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов.

В целях повышения эффективности деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков разработаны «Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях» (Письмо N ВФ-1376/06 от 21 сентября 2005 года).

Согласно данным Рекомендациям, органы управления образованием, образовательные учреждения в пределах своей компетенции:

  1. Выявляют обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача и совершающих иные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, ведут учёт таких обучающихся, проводят с ними индивидуальную профилактическую работу в целях оказания им педагогической, психологической, социальной, медицинской, правовой помощи, предупреждения совершения ими преступлений, правонарушений и антиобщественных действий.

  2. Незамедлительно информируют органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотиков:

  • о выявлении родителей (иных законных представителей) обучающихся и иных лиц, вовлекающих обучающихся в совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

  • о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных обучающимися либо совершенных иными лицами на территории образовательных учреждений.

  1. Закрепляют за конкретными работниками органов управления образованием и образовательных учреждений функции по координации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

  2. Принимают меры по обеспечению охраны территории образовательных учреждений, ограничению свободного входа и пребывания на территории образовательного учреждения посторонних лиц.

  3. Включают в уставы и локальные акты образовательных учреждений положения, регламентирующие организацию работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.

  4. Обеспечивают:

  • разработку и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся, предупреждение и пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях;

  • организацию правовой пропаганды, информационно - просветительской работы с обучающимися и работниками образовательных учреждений, родителями (иными законными представителями) обучающихся по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

  1. Обеспечивают по согласованию с органами внутренних дел и органами по контролю за оборотом наркотиков участие педагогов и психологов в допросах несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых в соответствии со ст.ст. 191 и 425 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации, а также в опросах несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в соответствии со ст. 25.2 и 25.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

И. Возрастные характеристики
накопления интереса к наркотическим средствам

8-10 лет - интересует все, что связано с наркотиками - их действие, способы употребления.

О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьез не воспринимают. Сами наркотики не употребляют, с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

Наркотики пробовали употреблять единицы, возрастных группировок, принимающих наркотики как норму, пока еще нет. Активное употребление чаще всего связано с токсическими веществами (токсикомания).

11-13 лет - основной интерес вызывает возможность употребления легких наркотиков из-за широко распространенного заблуждения об их существовании. Пробовали наркотик немногие - из любопытства, знакомы с потребителями многие.

О наркотиках знают много, информация черпается из опыта знакомых или из рассказов. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих, неорганизованным досугом. Так как в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства, именно они оказываются тем, с чего начинается употребление психоактивных веществ.

14-16 лет - наиболее опасный возраст для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Опыт знакомства с наркотиками на дискотеке, молодёжной вечеринке, в компании друзей - в изолированных от влияния взрослых пространствах.

По отношению к наркотикам формируются 5 групп:

  1. «употребляющие и втягивающие других» - интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без наличия зависимости. Употребление считается признаком независимости, уверенности и силы. Среди членов этой группы много лидеров. Вовлечение других в среду употребляющих наркотики может быть связано с убеждением полезности или быть продиктовано негативными стремлениями: нанесением вреда, материальной выгодой и т.д.;

  2. «употребляющие, но понимающие опасность» - не стремятся распространять наркотики, себя считают жертвами. Многие хотели бы избавиться от пагубной привычки, но им не хватает силы воли преодолеть возникшую зависимость или мешают внешние обстоятельства. В этой группе есть и такие, кто идёт на сознательное саморазрушение;

  3. «радикальные противники» - самая малочисленная группа, их позиция: «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу» - многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности. Иногда эта позиция основана на знаниях, чаще - на эмоциональном отражении. Во втором случае «грамотный наркоман» может поколебать уверенность радикального противника;

  4. «равнодушные противники» - входящие в эту группу отказываются от наркотиков при допущении их употребления другими: «Я наркотики не употребляю, а судьба других меня не касается. Хотят травиться - их дело»;

  5. «не определившие своего отношения к наркотикам» - значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей.

16-18 лет - группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными.


  1. Общие признаки употребления наркотиков.

Определить, употребляет ваш ребенок наркотики или нет, сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз или употребляет наркотики периодически.

Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки могут появляться совершенно по другой причине. И все же стоит насторожиться, если проявляются:

Резкие перепады настроения - энтузиазм, веселость сменяются безразличием, доходящим до апатии. Отмечаются: утомляемость, слабость, сонливость, приступы раздражительности, нетерпимости, агрессивности, плачь без повода.

Меняется ритм сна - днем подросток может быть сонливым, а вечером бодрым. Ложится спать очень поздно.

Меняются ритм и манера еды - подросток может длительное время отказываться от еды, ссылаясь на отсутствие аппетита, а порой готов съесть большое количество пищи. При этом он набрасывается на еду, не прожевывает, а глотает большими кусками («волчий аппетит»).

Зрачки - они или очень узкие («игольное ушко») или очень широкие («тарелки»). Самое главное, что они почти не реагируют на свет. Это можно заметить, если подвести ребенка из темноты к свету.

Следы от уколов в различных местах тела - чтобы скрыть от окружающих следы уколов, подростки делают инъекции в такие места, которые легко спрятать под одеждой. Часто дети маскируют уколы искусственным расчесыванием. Нередко подростки носят в любую погоду одежду с длинными рукавами.

Резко меняется отношение к жизни - школьные и домашние дела подростка не интересуют. Он может забросить любимое дело, прекращает дружбу со старыми друзьями. О новых друзьях старается ничего не говорить. От вопросов уходит, больше молчит.

Меняется манера разговора - на вопросы отвечает после долгих пауз. Он может что-то делать или даже говорить, но ответа на вопрос так и не давать. Или просто молчать. Это значит, что он не слышит вопрос, его «здесь нет». По телефону он много не говорит, пользуется отрывочными фразами: «Где? Когда? Сколько?». И если вы начнете расспрашивать его по поводу звонка, то он начнет кричать, обвинять Вас в том, что лезете в его жизнь и мешаете ему.

Появление в речи обилия жаргонных слов - такое впечатление, что ребенок говорит на чужом непонятном языке.

Меняется внешний вид - сначала имитируются наколки, появляются странные прически. Одежда, тело могут быть грязными, подростка трудно заставить помыться. Наступает полное безразличие к внешнему виду.

Слезы, слюнотечение, насморк - внешне напоминают симптомы гриппа.

Сухость во рту - в связи с этим также появляется привычка сплевывать.

Поглаживание тела, потягивания, желание распрямиться - это происходит из-за скованности мышц, болей в суставах, головной боли.

Исчезновение из квартиры предметов и денег - подросток может упорно доказывать, что он не брал их, будет при этом клясться.

Появление у подростка денег, часто крупных - ситуация, когда подросток начинает продавать наркотики, чтобы обеспечить свою потребность в них.

Лживость.

Странное поведение - оно может проявляться в различных формах. Например, Вы разговариваете со своим сыном (дочерью) и вдруг понимаете, что он (она) Вас не слышит. Глаза открыты, вроде бы направлены в Вашу сторону, и никакой реакции, и подросток замолкает на полуслове и затихает, как будто спит с открытыми глазами. Может заснуть с куском во рту.

  1. Специфические признаки употребления различных видов наркотиков

  1. Каннабис (препараты конопли):

  • марихуана - высушенное растение (травка, план, дудка, шала, шмаль)

  • гашиш - смола каннабиса (анаша, план, хэш, пластилин, киф, афган, ливанец и т.д.) по консистенции может быть гранулированным или однородным, сухим или рыхлым, пластичным или твёрдым. Гашишу часто придают форму колбасок, лепёшек или плоских кружков;

  • экстракт конопли - сиропообразный раствор черного или чёрно - коричневого цвета с неприятным запахом (гашишное масло, жидкая конопля). Экстракт обычно смешивается с табаком для курения.

Способы применения:

  • курение - основной способ;

  • гашиш иногда пьют как чай, проглатывая мелкие частички;

  • гашиш также смешивают с сахаром, специями, маслом, получая особого рода сладость под названием «давамеск».

Интоксикация коноплей:

Интоксикация начинается через несколько минут и продолжается несколько часов.

Физиологические симптомы

  • большие, расширенные зрачки;

  • конъюнктивит (красные глаза);

  • опухшие веки;

  • учащенный пульс и повышенное кровяное давление;

  • сухой рот;

  • тошнота и рвота.

Психические симптомы

  • нарушение связности мышления;

  • ухудшение памяти;

  • искажение восприятия времени (сложности с оценкой скорости течения времени);

  • эйфория, сопровождаемая хихиканьем;

  • дезориентация, а в тяжелых случаях - беспокойство или галлюцинаторные расстройства и агрессивность.

Что искать?

Рулоны бумаги, сухие растения, папиросы.

2. Опиаты (опиум-свернувшийся млечный сок опийного мака).

Героин - светлый порошок с оттенками от белого или светло - серого до коричневого, по консистенции напоминает пшеничную муку.

Курительный героин похож на маленькие серовато - белые или коричневые камешки.

Способы применения:

  • курение в специальных трубках;

  • в виде таблеток, настоек;

  • инъекции;

  • вдыхание;

Интоксикация опиатами:

Физиологические симптомы

  • суженные или очень узкие зрачки, тяжелый взгляд;

  • полуприкрытые глаза;

  • влажная, холодная кожа;

  • плохие зубы;

  • затруднено сохранение прямой осанки;

  • тошнота и рвота;

  • замедленный пульс и пониженное кровяное давление;

  • редкое дыхание, при тяжелых передозировках возможен паралич дыхания, быстрая смерть.

Психические симптомы

  • апатия или оцепенение, при высокой степени интоксикации - кома;

  • невнятная речь;

  • затруднение речевого контакта;

  • снижение болевой чувствительности;

  • искаженное восприятие времени и пространства.

Что искать?

Метки от игл, шприцы.

  1. Психостимуляторы:

  • кокаин - это белый порошок с горьким вкусом и отчётливо ощущаемым эффектом «замораживания» при пробе на язык (снег);

  • амфетамин - белый порошок, иногда с оттенком желтого, коричневого или серого цвета (федор, фен);

  • метамфетамин - разновидность амфетамина, но с более сильным действием (изготавливается в виде белого порошка, иногда в виде прозрачной кристаллической формы, под названием «айс»).

Способы применения

  • жевание;

  • ингаляции;

  • заваривание чая;

  • инъекционно;

  • глотание;

  • курение.

Интоксикация психостимуляторами:

Физиологические симптомы

  • расширенные зрачки;

  • повышенная температура тела и потливость;

  • истощение;

  • сухость во рту, часто сопровождаемая чмокающими звуками при попытках повысить отделение слюны;

  • судороги и эпилептические припадки (при больших дозах);

  • тремор и подергивание мышц, искажающие выражение лица и ухудшающие мелкую моторику.

Психические симптомы

  • нервозность;

  • раздражительность;

  • изменчивость хода мыслей с бессвязной речью;

  • тревога и паника;

  • помрачение сознания (в тяжелых случаях - параноидный психоз).

Что искать?

Пилюли, капсулы, таблетки, порошок, шприцы, следы инъекций.

  1. Галлюциногены.

Натуральные:

  • псилоцибин (из отдельного вида грибов)

Синтетические:

  • ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) - синтетический наркотик виде белых кристаллов;

  • экстази - белый порошок, в виде таблеток или капсул.

Способы применения:

  • глотание маленькими кусочками;

  • в виде таблеток, марок, которые легко растворяются в воде;

  • курение (фенциклидин) в смеси с табаком или марихуаной;

  • инъекционно.

Интоксикация галлюциногенами:

Физиологические симптомы

  • расширенные или нормальные зрачки;

  • учащенный пульс;

  • повышенное кровяное давление;

  • тремор;

  • тошнота;

  • озноб;

  • мышечные спазмы;

  • нарушения координации;

  • частое (иногда поверхностное) дыхание;

  • кома (фенциклидин, кетамин);

  • полное отсутствие болевой чувствительности (фенциклидин, кетамин).

Психические симптомы

  • разорванность мышления;

  • взрывная непредсказуемая агрессивность;

  • затруднения со вступлением в общение;

  • пассивность;

  • замедленная невнятная речь;

  • провалы в памяти;

  • возбудимость;

  • бред преследования.

Что искать?

Капсулы, таблетки, квадраты промокательной бумаги, марки.

Алгоритм

действий педагогов и администраиии учебного заведения

при подозрении, что подросток находится на территории образовательного учреждения

в состоянии наркотического опьянения

  1. Удалить учащегося из класса и по возможности изолировать его от остальных обучающихся до приезда родителей или законных представителей.

  2. Незамедлительно поставить в известность руководство образовательного учреждения.

  3. Вызвать медицинского работника учебного заведения для определения по видимым признакам состояния одурманивания у подростка.

  4. В случае, когда состояние подростка расценено как состояние наркотического опьянения, незамедлительно известить о случившемся родителей или законных представителей.

  5. Информировать родителей о государственных медицинских учреждениях, оказывающих квалифицированную наркологическую помощь несовершеннолетним.

  6. Освидетельствовать несовершеннолетнего на состояние наркотического опьянения в государственном медицинском учреждении возможно только с согласия и в присутствии родителей или законных представителей.

  7. В случае передозировки наркотическими веществами или общего ухудшения состояния здоровья несовершеннолетнего незамедлительно вызвать бригаду врачей скорой медицинской помощи.

  8. При совершении подростком хулиганских действий прибегнуть к помощи сотрудников правоохранительных органов.

  9. Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом поставлены на внутришкольный учет.

О каждом выявленном факте потребления обучающимися наркотических средств или психотропных веществ сообщать в территориальные органы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Алгоритм

действий педагога

при возникновении подозрения

периодического потребления несовершеннолетним наркотиков

  1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям (законным представителям) несовершеннолетнего.

  2. При подозрении на групповое потребление наркотиков провести повторные беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собрания с приглашением врача психиатра - нарколога, работника правоохранительных органов.

  3. Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом - наркологом.

  4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в данном направлении.

Организаиии и учреждения, которые могут оказать помощь

в решении проблем, связанных с наркоманией


Управление ФСКН России по Оренбургской области

телефон доверия

77-03-51, 34-07-51

УМВД России по Оренбургской области

телефон доверия

79-10-00

Областной наркотический диспансер

телефон доверия

57-26-26, 57-24-68

Детский телефон доверия

8-800-200-01-22,

64-63-07, 36-45-55

Негосударственная реабилитация

- Благотворительный фонд по содействию алко и наркозависимым людям «ВЕРА»

- Некоммерческий фонд «Здоровая страна Оренбург»

8-987-796-12-88

8-987-845-80-84


© 2010-2022