• Преподавателю
  • Социальному педагогу
  • Публикация на тему: Организация совместной работы специалистов центра здоровья на базе общеобразовательного учреждения по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних на основе детального анализа причин его формирования

Публикация на тему: Организация совместной работы специалистов центра здоровья на базе общеобразовательного учреждения по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних на основе детального анализа причин его формирования

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация совместной работы специалистов центра здоровья на базе общеобразовательного учреждения по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних на основе детального анализа причин его формирования.

Социальный педагог МБОУ «Волоконовская СОШ №2»: Шаповалова Наталья Юрьевна


Основной целью деятельности специалистов центра Здоровья на базе МБОУ «Волоконовская СОШ №2» является создание благоприятных условий для сохранения психического, соматического и социального здоровья участников образовательного процесса; для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального); оказание комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.

Одной из задач нашего центра - обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в нашу школу.

У каждого специалиста сопровождения есть четко очерченный круг своих должностных обязанностей, и круг совместных обязанностей. Главной сферой своей деятельности я считаю социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетной в своей работе (особенно в современных условиях) считают сферу отношений в семье и ближайшем окружении ребенка в школе. Всегда стремлюсь по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении.

  • Взаимодействие внутри центра в основном идет по направлениям:

осуществление психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации обучающихся к жизни в социуме вцелом и к новым условиям обучения в частности; профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся, наркопрофилактика, работа с «трудными» детьми, разрешение конфликтных ситуаций. Социальные педагоги оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам, а психологи осуществляют психологическое консультирование учащихся, родителей и педагогов, проводят диагностику для повышения эффективности дальнейшей работы.

В своем выступлении хочу остановиться на некоторых аспектах работы социального педагога и поделиться накопленным методическим и практическим опытом. Социальные педагоги:

1. Осуществляют проверку посещаемости занятий учащимися и контроль опозданий на учебные занятия.

2. Составляют социальный паспорт учебного заведения на основе социальных паспортов классов, социальных паспортов семей учащихся, определяя учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся «группы социального риска»

3. Помогают классным руководителям в индивидуальной работе с учащимися группы «социального риска»

4. Проводят профилактические беседы с «трудными» учащимися и их родителями

5. Руководят работой Совета профилактики правонарушений, участвуют в ПМПк, административных совещаниях, педсоветах ,освещая вопросы в рамках профессиональной компетентности.

6. Организуют взаимодействие учебного заведения с субъектами профилактики.

7. Оказывают социально-правовую помощь и поддержку учащимся и их родителям (законным представителям)

Организуя работу специалистов нашего центра по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних учащихся, мы проводим эту работу на основе детального анализа причин формирования такого поведения.

В своей работе мы, прежде всего, опираемся на знаниях физиологических составляющие подросткового возраста, который характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Вместе с тем происходит и нравственное развитие, формирование убеждений, становление личности подростка.

Особое внимание уделяем категории подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противоречию с окружающими, к конфликтами с ними и даже к противоправным действиям. Это. так называемые трудные подростки, или, педагогически запущенные дети «группы риска». Они физически здоровы, но невоспитанны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение. Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, делают только то, что им интересно. В учебном заведении они нарушают дисциплину, не хотят учиться, конфликтуют с учителями и сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, считают себя неудачниками. Такие подростки бродяжничают, курят, употребляют алкоголь и наркотики, нарушают законы. Педагогическая запущенность усугубляется социальным беспределом.

Контингент трудных подростков неоднороден. Можно разделить его на три группы, и, проведя психолого-педагогическую диагностику этих детей, понять и причины проявления запущенности этих детей.

Первая группа - это психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от своих сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. В школе такие обучающиеся паясничают, демонстративно не подчиняются, пропускают занятия.

Пример: Артем К. - зацелованный, заласканный с детства ребенок, которого до 15 лет в семье считали «маленьким». Причем в семье все трое взрослых: отец, мать, бабушка, имея свои резко отличающиеся взгляды на воспитание ребенка, сформировали неустойчивую психику подростка, отгородили его от реальных оценок педагогов, всячески полемизируя и не соглашаясь с ними, не обращая внимания на рекомендации педагогов по воспитанию ребенка. И, как следствие - отставание Артема в общем развитии, постоянная болезненность, нравственная невоспитанность, неподготовленность к обучению в школе и в итоге пробелы в знаниях и не желание учиться.

Вторая группа - это подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью.

Пример: Алексей Ч. - неблагополучие в семье, разлад между родителями. Заласкивание и чрезмерная опека со стороны матери, подавление, побои, постоянные унижения со стороны отца и как следствие общая неподготовленность к занятиям в школе и жизни в детском коллективе.

Эти подростки бурно реагируют на любой запрет родителей, воспитателей, не подчиняются правилам общения со сверстниками.

Третья группа - подростки с расторможенностью влечений: им свойственны гиперсексуальность, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ.

Подростки, относящиеся к данной группе раздражительны, жестоки, злобны, агрессивны. Причины и проявления запущенности в воспитании этих детей кроются в недостаточном знании ребенка, неподготовленности родителей, индивидуальная работа с ребенком у которых, сводится к минимуму. Вследствие подобной педагогической запущенности у подростков проявляются отклонения в поведении, которые позволяют причислить их к категории трудновоспитуемых детей.

Пример: Алена И. - распад семьи, мать, занимаясь своей личной судьбой, ведет асоциальный образ жизни, не заботится о воспитании дочери. Предоставленная сама себе девочка, вынужденная проводить большую часть времени на улице со старшими подростками, начинает употреблять спиртные напитки.

Среди трудных подростков распространены побеги из дома. Основная причина побегов - плохое обращение в семье, проявления жестокости со стороны родителей, причем чаще со стороны матери, чем со стороны отца.

В соответствии с характером отклонений в поведении, требуется и разный подход социального педагога и педагога - психолога к подросткам «группы риска». Одному необходимо обрести самостоятельность и стойкость, другого нужно занять общественной работой, чтобы он стал лидером или включить в такую деятельность, чтобы он мог проявить смелость и уверенность в себе. Некоторые подростки не любят захваливания, других необходимо увлечь творчеством и трудом. У ребят замкнутых, эмоционально холодных нужно развивать культуру общения. Некоторые подростки быстро утомляются, раздражительны, склонны к депрессии, у них преобладает плохое настроение, они постоянно сосредоточены на мрачных сторонах жизни.

В чем выражается психолого-педагогическая поддержка трудного подростка? Социальный педагог совместно с педагогом- психологом Учреждения помогают трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Работу с подростком необходимо спланировать так, чтобы он уверовал в реальность поставленной цели.

Эти задачи можно решить только при знании личности, задатков и способностей подростка, для чего проводятся опрос, анкетирование интересов, диагноз способностей и самооценки подростка. С целью социализации подростка, его профессиональной ориентации социальный педагог активно взаимодействует с педагогом -психологом Учреждения. Большой популярностью пользуется в лицее работа в трудовом отряде старшеклассников. Мальчишки, большинство из которых из числа обучающихся «группы риска», и проживающих в неблагополучных семьях, работают на благоустройстве Учреждения по договорам, получая первую в своей жизни зарплату. И надо видеть, с каким энтузиазмом они трудятся, как гордятся своим трудом. В большинстве случаев, после работы в трудовом отряде, многие подростки пересматривают свое поведение и встают на путь исправления.


© 2010-2022