Социально - педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей - инвалидов

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















































Тема: Социально - педагогическая помощь семьям,

воспитывающих детей с расстройствами аутического спектра.

Яговкина Мария Сергеевна, социальный педагог, Асбестовская СКОШИ, [email protected]

В школе - интернат обучается 126 учащихся, из них 70 детей - инвалидов. Состав семей сложный, неоднородный: 19 семей - многодетные, 7 - опекаемые, неблагополучные - 8, находящиеся в социально - опасном положении - 3, малообеспеченных - 22. Семьи имеют различный статус: родители с высшим образованием, безработные, на пенсии (по старости), неблагополучные и находящиеся в социально - опасном положении.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, особая категория детей, которая нуждается в специальном уходе. Семьи, воспитывающие таких детей, требуют особого подхода. Помощь детям - инвалидам, заключается в социальной реабилитации, защите прав и интересов таких детей, их семей.

Воспитанники, обучающиеся в нашем учреждении, имеют разные диагнозы по состоянию здоровья. Особого внимания заслуживают дети с расстройствами аутического спектра. На сегодняшний день в нашей школе учатся пять детей с данным заболеванием.

Надо отметить, что данная проблема затронута в трудах известных педагогов, специалистов врачей психиатров, дефектологов, таких как: Лебединской К.С, Башиной В.Н, Никольской О.С., Спиваковской, М.М.Либлинг, Е.Р. Баенской, Каган В.Е. и др.

Существуют проблемы у детей с расстройствами аутического спектра и в семьях, но в связке со специалистами медицины, педагогики, психологии, можно добиться результатов.

И рассматривать я этих детей и семьи буду с этой точки зрения. В нашей школе обучаются дети первой и второй группы расстройства аутического спектра, имеющие характерные признаки, такие как:

-страхи,

- самоагрессия,

- особенность отводить косвенно взгляд, без надобности снимать одежду,

- стереотипии поведения

- эмоциональная изолированность от близких,

- одиночество,

- схематичность, фрагментарность мышления

У данных детей имеются все эти признаки в меньшей степени или они отсутствуют у них совсем.

Вся деятельность социального педагога направлена на работу с семьей:

- чтобы помочь родителям научиться управлять развитием ребенка. Для получения положительных результатов мы, как специалисты ППК, разработали индивидуальные карты развития - ИПР, основываясь на Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание

государственной услуги федерального уровня:

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах

социального обслуживания населения в Российской Федерации";

Федеральный закон от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном

обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной

защите инвалидов в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Каждый ребенок и его семья, рассматривается на командном обсуждении

специалистов, в ходе которого составляется индивидуальная программа

сопровождения семьи, включающая в себя индивидуальные, совместные или

групповые занятия с детьми, а также работу с родителями. Для каждой семьи используются традиционные формы работы такие как:

Домашнее визитирование - эта одна из форм работы социального педагога коррекционной школы - это знакомство с домашней обстановкой,

развивающей средой для ребенка и оказание психологической поддержки

родителям. Для специалиста важно увидеть ребенка в естественных для него условиях, узнать его возможности и сильные стороны, что помогает разработать наиболее адекватные способы помощи семье.

Следующая форма работы - консультирование, которое предусматривает возможность родителям договориться о встрече со специалистом, либо индивидуально поговорить в конце занятия, или побеседовать со специалистом по телефону, чтобы обсудить

особенности и потребности ребенка и семьи, волнующие вопросы. Основными темами консультирования являются личные переживания родителей, вопросы воспитания и развития ребенка раннего возраста, а также внутрисемейные отношения. Все перечисленные формы работы позволяют семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, преодолеть социальную изоляцию, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, ребенка и помогают учащемуся стать более самостоятельным и независимым.

Опыт работы социального педагога по оказанию ранней помощи семье показал, что данная работа является востребованной и необходимой. Она позволяет добиваться положительной динамики в развитии и социализации детей с отклонениями в развитии, а родителям и лицам их заменяющих, активно усваивать психолого-педагогические и другие знания,

которые в дальнейшем они могут самостоятельно использовать в домашних условиях. А теперь мне хотелось бы подробнее остановиться на технологии «визитирования» семей.

Технология «визитирования» семей, имеющих детей-инвалидов или

детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первый визит в семью - это стадия привлечения семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, к практическому сотрудничеству. Для меня, как специалиста, очень важно решить несколько задач: установить определённые отношения с родителями, другими членами семьи, с возможно более широким кругом людей, образующих социальную сеть семьи. В центре этих отношений должны находиться благополучие, безопасность, и эмоциональная защищённость ребёнка. Необходимо определить и понять проблемы, присущие данному случаю и выявить собственные ресурсы семьи для их решения. Очень важно, чтобы специалист и члены семьи пришли к полному взаимопониманию имеющихся проблем и ресурсов; предложить семье помощь в осуществлении перемен, которые позволят решить проблемы; установить контакт, снять страх и напряженность у семьи.

Основываясь на профессиональной этике, в процессе установления

контакта и дальнейшего взаимодействия с семьей я руководствуюсь следующими принципами:

- каждая семья индивидуальна;

- члены семьи имеют право на выражение своих чувств;

- принимать семью такой, какая она есть, не оценивать;

- семья имеет право делать самостоятельный выбор и принимать

самостоятельные решения;

- семья имеет право на конфиденциальность персональных данных, иных сведений.

Наиболее сложной задачей является установление такого контакта с

семьёй, который позволяет семье и специалисту сохранить чувство

собственного достоинства и продемонстрировать друг другу готовность к

сотрудничеству в интересах ребёнка. В моем опыте имеется случай, когда бабушка, являющаяся опекуном своего внука, не могла смириться с отклонениями в развитии мальчика, не прислушивалась к рекомендациям специалистов нашей школы.

Большое значение имеют приемы установления доверительных отношений с семьей и ребенком. Для меня была цель показать семье данного ребенка, что специалист сопровождения не является для нее опасным, и он действительно настроен на сотрудничество.

Во время проведения диалога я не сосредотачивала внимание на проблемах, о которых семья сама не готова говорить, старалась не форсировать события, придавала особое внимание невербальному контакту, являющимся фоном на котором строится диалог. В ходе эффективной профессиональной коммуникации использовала целый набор межличностных помогающих навыков: от роли слушающего, понимающего и отвечающего до роли оказывающего влияние, соблюдая при этом эмпатию, искреннее участие и уважение. Результатом явилась положительная мотивация семьи ребенка на отношение к школе.

Для успешной работы с семьёй специалисту необходимо уметь

составлять карту семьи. При составлении карты нужно очень важно определить у семьи (клиента) восприятие им времени, как члены семьи ориентированы во

времени (прошлое - настоящее - будущее); особенности вербальной и

невербальной коммуникации: язык, стиль, ритм речи, жестикуляция и т.д.;

персональное пространство во время диалога; особенности взаимоотношений

между членами семьи; роль социальной сети и родственников - наличие

контактов, влияние их на семью; убеждения: во что верят члены семьи, какие

убеждения являются значимыми, роль и значимость семьи, роль родителей в

воспитании детей. Эти убеждения уходят корнями в предыдущее поколение и являются зачастую неосознанными.

В практике специалиста сопровождения может встретиться ряд

проблем, с которым приходится сталкиваться любому человеку в своей жизни.

Среди них выделяют следующие: гигиена жилища и места обитания; уход за

детьми; воспитание детей; поиск работы; оформление документов; зависимость (алкоголь и др.); умение решать проблемы.

Таким образом, умение «замотивировать» клиента на перемены, используя приёмы социально-психологического воздействия и стратегию изменений, делают процесс семейного сопровождения плодотворным и успешным. Этому способствует взаимодействие социального педагога с различными общественными инстанциями и структурами. Наша школа тесно взаимодействует с реабилитационным центром «Радуга» для детей - инвалидов, где специалисты центра проводят лечебную реабилитацию, организацию досуга детей просветительскую деятельность. Активно дети вовлекаются в кружки, участвуют в конкурсах, праздниках. Ежемесячно в центре проходят оздоровление по 5 - 6 учеников школы.

Каким бы тяжелым ни было заболевание ребенка, важен жизнеутверждающий настрой, опора на сильные стороны семьи, ориентация ее на преодоление трудностей.

Вообще, индивидуальная программа реабилитации - это система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, которая разрабатывается всей командой специалистов, состоящих из врача, социального педагога, дефектологов, психолога и логопеда. Разрабатывается такая система мероприятий индивидуально для каждого ребенка и семьи, с учетом состояния здоровья и особенностей развития, а также потребностей и возможности семьи для успешного выполнения программы. Два раза в год мною проводится диагностика и в конце года анализируются достигнутые результаты, успехи, то, чего удалось достичь, а чего нет? На основании этих данных, разрабатывается план на следующий год. Что же представляет собой программа. Во-первых, ставится цель, которая разбивается на задачи, поскольку процесс реабилитации касается сразу несколько направлений работы, то у каждого специалиста работающего с семьей будет свой результат. Семьям с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья мною осуществляется социальная помощь в содействии с другими социальными службами, применяются наиболее значимые виды помощи: социально - информационная, социально-бытовая; социально-психологическая; социально-педагогическая; социально-медицинская; социально-правовая, социально - экономическая.

Организуя свою работу по социальному сопровождению я использую

современные социальные инновационные технологии и методики сопровождения

семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями

здоровья.



© 2010-2022