Статья Осуществление профессиональной подготовки школьников в учреждениях дополнительного образования

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Осипова Наталья Валентиновна

Осуществление профессиональной подготовки

школьников в учреждениях дополнительного образования.

В наши дни на рынке труда существует жесткая конкуренция, в ней выигрывает тот, кто более коммуникативен, активен, способен быстро реагировать на изменения в окружающей его действительности. В свою очередь большинство студентов и школьников, заканчивающих различные учебные заведения, являются не конкурентно способными, потому что часто не только не имеют опыта трудовой деятельности, но вообще с трудом представляют, чем им придется заниматься. Особенно это касается школьников, которые, заканчивая 9-е, 11-е классы вынуждены либо искать работу (чаще всего низкооплачиваемую и временную), любо определяться с выбором дальнейшего учебного заведения. Выбирая учебное заведение, школьники зачастую руководствуются не собственными интересами и потребностями, а рекомендациями родителей, это в свою очередь приводит к тому, что часть студентов и учащихся бросают место своей учебы, понимая, что данная профессия их не привлекает, другие все таки заканчивают учебные заведения, но ищут работу не по специальности (так же испытывая ряд трудностей). Помочь школьникам в данной ситуации может школа и учреждения дополнительного образования.

В большинстве школ работают опытные психологи, одной из задач которых является выявление склонностей их воспитанников к определенным профессиям. Во многих школах имеются классы профподготовки, в них учащиеся могут получить консультацию, там же школьников знакомят с перечнем действующих в области или регионе различных учебных заведений. Но все-таки этого не достаточно дети должны получать не только теорию, но и опыт (ведь часто то, что ты слышишь, в теории сильно отличается оттого, что видишь потом на практике). Такие авторы как О.С. Газман, А.Е. Голомшток, В.Ф. Мартынова, Т.И. Сущенко утверждают, что наибольшие возможности для обеспечения профессионального самоопределения старшеклассников существуют у учреждений дополнительного образования, так как именно во внешкольных организациях реализуются следующие принципы:

- добровольность участия и выбор вида деятельности;

- вариативность организационных форм занятий;

- возможность корректировки программы и времени посещения кружка с учетом запросов и возможностей ребенка;

- сотрудничество между педагогом и воспитанниками;

- индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся и др.

Данные принципы как раз и помогают решить проблему профориентации в рамках современных внешкольных учреждениях.

Работу по профориентации школьников в учреждениях дополнительного образования можно разделить на два этапа: допрофессиональная подготовка и начальная профессиональная подготовка. Модель организации работы по двум этим направлениям предлагает А.В. Золотарева в своей книге «Дополнительное образование детей». Каждое из этих направлений имеет свои особенности, свои методы и свои результаты.

Допрофессиональная подготовка в УДО может включать в себя:

- профессиональную информацию, процесс ознакомления детей с основными профессиями и специальностями: их содержанием, условиями труда, его организацией, перспективами развития, формами и сроками освоения, возможностями трудоустройства;

- профессиональную активизацию, процесс организации различных видов деятельности, активное участие в которых стимулирует проявление внутренних возможностей детей, вызывает к жизни новые силы, совершенствует знания, умения и навыки, развивает интересы, склонности и способности, формирует более высокий уровень готовности к сознательному выбору профессии;

- систему профессиональных проб, процесс ознакомления с группой профессий, формирования допрофессиональных знаний, умений и навыков, оказание помощи в профессиональном самоопределении;

- профессиональное самоопределение, процесс осознанного выбора будущей профессии.

Начальная профессиональная подготовка в УДО может включать в себя:

- профессионально-учебную адаптацию, процесс постепенного приспособления, «привыкания» новичка к требованиям, режиму работы, содержанию профессиональных обязанностей, особенностям рабочего места;

- начальное профессиональное образование, про­цесс получения знаний, умений и навыков в конкретной профессии;

- учебно-производственная деятельность детей, процесс участия детей в производственной деятельности УДО в составе детских производственных бригад.

Методы также можно подразделить на методы допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.

Методы допрофессиональной подготовки:

- для дошкольников - игра, общение, доступный ручной труд, позволяющие с ранних лет накапливать положительный трудовой опыт, развивать эмоциональную сферу в процессе выполнения доступных трудовых заданий;

- для младших школьников - интеграция трудового обучения и занятий: уроки творчества, проба сил в различных видах труда (техническое и художественное творчество, прикладное творчество и др.);

- для средних школьников - дифференциация по видам осваиваемых трудовых операций (например, обработка металла, древесины, других природных материалов, кулинарные работы и т. д.) в соответствии с желаниями и потребностями детей;

- старшеклассники должны иметь возможность свободного выбора интересующего их профиля. При этом конкретное содержание трудовых знаний, умений и навыков должно определяться так, чтобы оно способствовало углубленному изучению избранных предметов и одновременно позволяло решать общие задачи допрофессиональной подготовки.

Методы начальной профессиональной подготовки. До уровня начальной профессиональной подготовки доходят в основном старшеклассники. Основными методами для них будут: ведение научно-исследовательской работы, создание проблемных ситуаций, самостоятельное изготовление продукта, творчество, работа в детских производственных бригадах и др.

Результат на уровне допрофессиональной подготовки: появление у ребенка профессионального интереса, профессиональное самоопределение.

Результат на уровне начальной профессиональной подготовки: адаптация к избранной профессии, получение знаний, умений и навыков по профессии; решение социальных и финансовых проблем через участие в детской производственной деятельности. (А.В. Золотарева Дополнительное образование детей.- Ярославль, 2004.)

Модель А.В. Золотаревой очень хорошо показывает возможности учреждений дополнительного образования, она же приводит пример организации профориентационной работы в Ярославской области. По схожим моделям работают многие кружки, научные общества, клубы по учебным интересам и Курской области. Таким образом учреждения дополнительного образования помогают школьникам найти себя и реализовать свои интересы и потребности.


© 2010-2022