Совместная работа семьи и школы

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Не менее важным является и совместная работа семьи и школы по профилактике безнадзорности и правонарушений. Только комплексная работа может привести к положительным результатам.

А.С. Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом. На данный момент в МБОУ «Азовская СОШ «ОВЦ» работа с родителями осуществляется следующим образом.

Взаимодействие семьи и школы.

Цель: создать благоприятные бесконфликтные условия взаимодействия педагогов и родителей, способствовать активному включению родителей в учебно-воспитательный процесс.

Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы охватывают всех или большинство членов коллектива. Ряд видов и, соответственно, форм деятельности ориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей. Вот некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые на практике:

родительские собрания, совместные праздники, родительские рейды, День открытых дверей, круглый стол.

Одной из основных задач деятельности педагогического коллектива

МБОУ "Азовская СОШ"ОВЦ" является обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи, создания максимально благоприятных условий для развития ребенка. С этой целью были определены основные направления работы с родителями:

  1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.

  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.


  1. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

  2. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике правонарушений и наркомании и других негативных проявлений среди детей.

  3. Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса.

Содержание деятельности:

  • Проведение родительских собраний - 1раз в четверть, по мере необходимости.

  • Систематическая индивидуальная работа с родителями.

  • Выявление проблемных семей. Оказание родителям психолого-социальной и педагогической поддержки в воспитании детей.

  • Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных

мероприятий.

  • Создание условий для вовлечения родителей к управлению образовательным процессом школы. Деятельность Управляющего совета школы, родительского комитета.

  • Посещение семей с целью изучения жилищных условий.

Программа «Семья»

Взаимодействие педагогов с родителями учащегося должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы. Семья выполняет формирующую роль в становлении личности ребенка, которая зависит от ценностных ориентаций ее членов. Педагог должен владеть информацией о том, какие отношения в семье и как они могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции и с учетом этого выбирать направления и формы работы.

Главные идеи:

  • семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;

  • ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия.

Цель программы:

Установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой.

Задачи воспитания:

  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

  • позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных

семейных ценностей;

  • преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

  • создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем обществе особенно остро. В настоящее время уровень подростковой преступности остается очень высоким. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:

1. Процессы, происходящие в обществе:

- безработица (явная и скрытая);

- отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

- пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

- отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им по итогам диспансеризации помощь;

- доступность табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

2. Состояние семьи, ее атмосфера:

- неполная семья;

- материальное положение семьи;

- низкий социально-культурный уровень родителей;

- отсутствие семейных традиций;

- стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

- удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);

- злоупотребление родителей алкоголем;

- попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

К внутренним факторам риска относятся: ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей. Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы вследствие:

- неуспеваемости по большинству предметов;

- отставания в интеллектуальном развитии;

- ориентации на другие виды деятельности;

- отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

- отказ от общественных поручений;

- пренебрежительное отношение к делам класса;

- демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

- пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

- употребление спиртных напитков;

- употребление психотропных и токсических веществ;

- курение.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

- грубость;

- драки;

- пропуски занятий;

- недисциплинированность на уроках;

- воровство;

- нарушение общественного порядка.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

- равнодушное;

- скептическое;

- негативное;

- ожесточенное.

Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.

Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в МБОУ «Азовская СОШ «ОВЦ» проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, фельдшерско-акушерский пункт села Азовы, медицинский работник школы, сельский дом культуры села Азовы. В начале каждого учебного года в школе создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации,в группе «риска» и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы, проводятся рейды по с целью выявления детей, не приступивших к занятиям 1 сентября, составляется план работы Службы сопровождения, совместной план работы школы и ОМВД по Шурышкарскому району. В школе ведется папка работы по профилактике девиантного поведения учащихся, где фиксируются все данные об учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН и ЗП, а также данные о семьях, находящихся в социально-опасном положении. В ней ведется учет сведений о проведенной работе с учащимися из «группы риска», записываются выводы и рекомендации специалистов: заместителя директора по воспитательной работе школы, классных руководителей, психолога.

На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости учащихся, на которых поступили жалобы. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних планируется провести Месячник профилактики правонарушений с приглашением сотрудников полиции, КДН и ЗП, пожарной службы, медицинских работников, психолога.

В школе проводится работа по формированию у учащихся здорового образа жизни: анкетирование учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска, анализ отношения детей разного возраста к психически активным веществам. Школьным библиотекарем оформляется выставки специализированной литературы.

Большое внимание в школе должно уделяться организации досуга учащихся. В школе работают бесплатные кружки. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в школе работает спортивная секция по настольному теннису, лыжам, волейболу, в ученическом самоуправлении работает Министерство культура и спорта. Учащиеся школы участвуют в общешкольных и районных соревнованиях.

Все эти мероприятия направлены на повышение правовой грамотности родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Ведь только общими усилиями семьи и школы можно воспитать личность.

© 2010-2022