- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Совместная работа семьи и школы
Совместная работа семьи и школы
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гуренкова Э.В. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Не менее важным является и совместная работа семьи и школы по профилактике безнадзорности и правонарушений. Только комплексная работа может привести к положительным результатам.
А.С. Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом. На данный момент в МБОУ «Азовская СОШ «ОВЦ» работа с родителями осуществляется следующим образом.
Взаимодействие семьи и школы.
Цель: создать благоприятные бесконфликтные условия взаимодействия педагогов и родителей, способствовать активному включению родителей в учебно-воспитательный процесс.
Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы охватывают всех или большинство членов коллектива. Ряд видов и, соответственно, форм деятельности ориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей. Вот некоторые формы совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые на практике:
родительские собрания, совместные праздники, родительские рейды, День открытых дверей, круглый стол.
Одной из основных задач деятельности педагогического коллектива
МБОУ "Азовская СОШ"ОВЦ" является обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи, создания максимально благоприятных условий для развития ребенка. С этой целью были определены основные направления работы с родителями:
-
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
-
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
-
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
-
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике правонарушений и наркомании и других негативных проявлений среди детей.
-
Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса.
Содержание деятельности:
-
Проведение родительских собраний - 1раз в четверть, по мере необходимости.
-
Систематическая индивидуальная работа с родителями.
-
Выявление проблемных семей. Оказание родителям психолого-социальной и педагогической поддержки в воспитании детей.
-
Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных
мероприятий.
-
Создание условий для вовлечения родителей к управлению образовательным процессом школы. Деятельность Управляющего совета школы, родительского комитета.
-
Посещение семей с целью изучения жилищных условий.
Программа «Семья»
Взаимодействие педагогов с родителями учащегося должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы. Семья выполняет формирующую роль в становлении личности ребенка, которая зависит от ценностных ориентаций ее членов. Педагог должен владеть информацией о том, какие отношения в семье и как они могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции и с учетом этого выбирать направления и формы работы.
Главные идеи:
-
семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
-
ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия.
Цель программы:
Установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой.
Задачи воспитания:
-
создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
-
позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных
семейных ценностей;
-
преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;
-
создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей
Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем обществе особенно остро. В настоящее время уровень подростковой преступности остается очень высоким. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:
1. Процессы, происходящие в обществе:
- безработица (явная и скрытая);
- отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;
- пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
- отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им по итогам диспансеризации помощь;
- доступность табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.
2. Состояние семьи, ее атмосфера:
- неполная семья;
- материальное положение семьи;
- низкий социально-культурный уровень родителей;
- отсутствие семейных традиций;
- стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);
- удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);
- злоупотребление родителей алкоголем;
- попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
К внутренним факторам риска относятся: ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей. Признаками проблемных детей могут являться:
1. Уклонение от учебы вследствие:
- неуспеваемости по большинству предметов;
- отставания в интеллектуальном развитии;
- ориентации на другие виды деятельности;
- отсутствия познавательных интересов.
2. Низкая общественно-трудовая активность:
- отказ от общественных поручений;
- пренебрежительное отношение к делам класса;
- демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
- пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
3. Негативные проявления:
- употребление спиртных напитков;
- употребление психотропных и токсических веществ;
- курение.
4. Негативизм в оценке действительности.
5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
- грубость;
- драки;
- пропуски занятий;
- недисциплинированность на уроках;
- воровство;
- нарушение общественного порядка.
6. Отношение к воспитательным мероприятиям:
- равнодушное;
- скептическое;
- негативное;
- ожесточенное.
Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в МБОУ «Азовская СОШ «ОВЦ» проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, фельдшерско-акушерский пункт села Азовы, медицинский работник школы, сельский дом культуры села Азовы. В начале каждого учебного года в школе создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации,в группе «риска» и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы, проводятся рейды по с целью выявления детей, не приступивших к занятиям 1 сентября, составляется план работы Службы сопровождения, совместной план работы школы и ОМВД по Шурышкарскому району. В школе ведется папка работы по профилактике девиантного поведения учащихся, где фиксируются все данные об учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН и ЗП, а также данные о семьях, находящихся в социально-опасном положении. В ней ведется учет сведений о проведенной работе с учащимися из «группы риска», записываются выводы и рекомендации специалистов: заместителя директора по воспитательной работе школы, классных руководителей, психолога.
На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости учащихся, на которых поступили жалобы. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних планируется провести Месячник профилактики правонарушений с приглашением сотрудников полиции, КДН и ЗП, пожарной службы, медицинских работников, психолога.
В школе проводится работа по формированию у учащихся здорового образа жизни: анкетирование учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска, анализ отношения детей разного возраста к психически активным веществам. Школьным библиотекарем оформляется выставки специализированной литературы.
Большое внимание в школе должно уделяться организации досуга учащихся. В школе работают бесплатные кружки. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в школе работает спортивная секция по настольному теннису, лыжам, волейболу, в ученическом самоуправлении работает Министерство культура и спорта. Учащиеся школы участвуют в общешкольных и районных соревнованиях.
Все эти мероприятия направлены на повышение правовой грамотности родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Ведь только общими усилиями семьи и школы можно воспитать личность.