Вариативная программа по формированию культуры межнационального общения и толирантности у подростков

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Вариативная программа по формированию культуры межнационального общения и толирантности у подростковВариативная программа по формированию культуры межнационального общения и толирантности у подростков

Муниципальное казенное общеобразовательное учрежднние «Перегребинская средняя общеобразовательная школа № 1»



Программа: «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»Вариативная программа по формированию культуры межнационального общения и толирантности у подростков



Автор: Лукина Екатерина Юрьевна

социальный педагог



Вариативная программа по формированию культуры межнационального общения и толирантности у подростковВариативная программа по формированию культуры межнационального общения и толирантности у подростков

с. Перегребное.



Информационная карта программы

Название программы:«Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса»

Ф.И.О. и должность автора: Лукина Екатерина Юрьевна социальный педагог

Наименование учреждения: МКОУ «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»

Адрес, контактные телефоны: ХМАО- Югра Октябрьский район

с. Перегребное переулок Школьный дом 1 тел. 8(34678)24185



Пояснительная записка.

Высшим результатом образования является терпимость.
Хелен Келлер, американская писательница ХХ в.

Для России, пожалуй, нет проблемы более актуальной, более животрепещущей, чем проблема межнациональных отношений. И это понятно: ведь страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться, если не будет достигнуто межнациональное согласие, основанное на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.

Волна насилия и преступности среди молодежи не спадает. Возрастает количество межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Укрепление такой черты характера подростка, как агрессивность, является одной из серьёзных опасностей, которые возникает на пути личностного развития ребёнка в современном обществе, чреватом человеческими конфликтами. Жестокость, нетерпимость к сверстникам, людям иных национальностей, убеждений, социального положения чаще всего являются недостатком воспитания.

В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.

Подростковый и юношеский возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда в человеке закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому эти возраста является одним из основных этапов воспитания, в котором воспитываются основные принципы гуманной жизни.

У подрастающего поколения необходимо формировать уважение к другим народам и культурам, готовность к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем; нужно научить уважать любого человека, представителя иной социокультурной группы; стимулировать желание познавать разные культуры; формировать толерантность к этническим культурам, учить предотвращать или творчески преодолевать конфликты.

Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы формирования культуры личности, как гармоничного единства физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе. Различным проблемам формирования культуры межнациональных отношений и межнационального общения в рамках образования в полиэтнических обществах посвящены исследования В.Х. Абэляна, И.А. Дадова, И.В. Жуковского, З.Т. Гасанова, Т.Н. Бартеневой.

По их мнению, культура межнациональных отношений зависит от умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Сущности толерантного межкультурного взаимодействия и подготовки к нему посредством образования уделяли внимание многие российские и зарубежные исследователи - А.Г. Асмолов, В.С. Библер, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев,
И.И. Халеева, В.И. Слободчиков, А. Маслоу, М. Мид, Р. Хенви, и др.

В период взросления подросток остро ощущает потребность в совместной общественной деятельности, во вхождении в сообщества. В реальности межличностных отношений он предстает как целое, как живой уникальный субъект во всем многообразии своих индивидуально-неповторимых проявлений и свойств, как социальный индивид, как участник культурной жизни общества, как субъект творческой и сознательной деятельности. Вместе с тем, в современном образовании практически отсутствуют методики для формирования культуры межнациональных отношений в рамках школьного образования.

Этика общения - неотъемлемый компонент культуры общения детей школьного возраста. В ее основе - выработанные человечеством в ходе своего исторического развития этические нормы и правила, предписывающие проявление приветливости, внимательности, доброжелательности, учтивости. Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль.

Таким образом, проблема формирования культуры межнациональных отношений в практической работе в образовании остаётся всё еще мало разработанной.

Общая характеристика программы: в силу возрастных особенностей

подростки не имеют необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнические проблемы. Современные дети живут в новом мире, где в условиях этноса, к которому они принадлежат, поневоле включаются в ситуации пересечения многих культур(контакты со сверстниками других национальностей), в ситуации не двуязычия, а многоязычия. Это не всегда может регулироваться родителями, школой, обществом. Проблема формирования толерантного отношения, межкультурных, межэтнических отношений является остроактуальной и значимой. (Приложение №1) Данная программа должна указать приоритеты воспитательной работы с многонациональными классами.

Главными направлениями являются:

- познание и принятие себя ( толерантность к себе ), принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье;

- определение и принятие культуры Малой Родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры, формирование толерантности к своему народу (только уважающий свою культуру будет уважать культуру другого);

- понимание мультикультурного пространства России и формирование толерантности к представителям народов и народностей России;

- постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве. Деятельность по данным направлениям может быть организованна последовательно.

Подобный подход не означает, что в процессе воспитательной работы учитель или классный руководитель не обращается к тому или иному направлению или не затрагивает темы и разделы, изучаемые ранее. Умения и навыки постоянно пополняются, усовершенствуются с каждым новым направлением.

Идея программы: формирование культуры межнационального общения в образовании со смешанным национальным составом будет эффективным, если:

- четко определено соотношение национального и интернационального в воспитании;

- выявлены инвариантные и вариативные компоненты традиционных культур, функционирующих в процессе формирования культуры межнационального общения;

- представлена конкретная целевая установка образовательных учреждений на формирование национального самосознания подростков;

- методически обеспечены пути содержания педагогического руководства процессом воспитания у подростков культуры межнационального общения.

Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:

1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение подростков знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;

2) эмоциональный (эмоционально-психологический) - развитие

эмоционально-психологических характеристик;

3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.

Жизненная необходимость воспитания культуры межнационального общения объясняется тем, что население России и ее регионов по своему составу многонационально. Необходимость регулирования отношений между людьми разных национальностей объясняется и тем, что межнациональные отношения остаются сложнейшими. Обострилась межнациональная обстановка и в России. Необходимо включить в учебный план образовательных учреждений программу, которая поможет восполнить этот пробел и это поможет избежать ошибок, способствовать развитию дружбы народов России.

Цель программы - подбор и внедрение в образовательную, воспитательную систему подрастающего поколения оптимальную совокупность средств, способствующих формированию культуры межнациональных отношений.

Задачи программы:

1) воспитывать глубокое уважение к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;

2) культивировать бережное отношение к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;

3) воспитывать в духе мира и уважения ко всем народам Земли;

4) воспитывать в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечивать мирное разрешение возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.

Контингент участников программы: учителя, классные руководители, родители, учащиеся 5-9классов, общее количество- 121 подросток и взрослые. Возраст участников вариативной программы 10-15 лет (подростковый период).(Приложение №1) Данный возрастной этап характеризуется интериоризацей (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество), поэтому в содержание программы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя.

Условия участия в программе: организаторами выступают учителя, классные руководители, социальный педагог и психолог. Необходимо отметить, что процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание и в которой «обитает» ребенок. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования программы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде. Поэтому данная программа предполагает активное участие в ее реализации семей подростков, сотрудников школы и учреждений смежных ведомств.

Ресурсное обеспечение реализации программы: в целях научно-методического, программно-методического и информационного обеспечения реализации программы в структуре управления создается методическая служба. Деятельность методической службы направлена на развитие творческого потенциала педагогов, осуществляющих непосредственно воспитательный процесс в рамках программы. Основными функциями методической службы являются: обобщение и распространение опыта работы педагогического коллектива - участника программы; создание банка данных соответствующего управленческого и педагогического опыта; подготовка методических рекомендаций по направлениям программы; проведение экспертизы разработанных материалов.

Для организации и проведения исследований, связанных с выполнением целей и задач программы; подготовки конференций, научно-практических семинаров, дискуссий и пр.; создания банка методических материалов по вопросу организации содержательного досуга детей и взрослых; подготовки публикаций, рекламных и информационных материалов для СМИ в структуре методической службы создаются временные группы.

Материально-техническое и финансовое обеспечение реализации программы производится на основе целевого выделения денежных средств на финансирование мероприятий программы согласно смете расходов(приложение 3 Районного конкурса вариативных программ по профилактике экстремистской деятельности и ксенофобии).

Сроки реализации: сентябрь 2013г. - сентябрь 2016г. Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей в производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников. Поэтому воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в младших классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. Кроме того, в этом возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним, основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.

Этапы и сроки реализации программы:

1.Организационный этап(2013-2014г.г.): разработка организатором программы «Формирование культуры межнационального общения и толерантности у подростков в рамках воспитательного процесса». Создание рабочей группы, которая будет разрабатывать методы, научно-методические и технологические способы профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, формирования толерантного сознания и поведения. Обобщение имеющегося опыта формирования толерантного сознания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Выработка критерий оценки эффективности заявленной программы и разработка методики оценки уровня толерантности у школьников.

2.Деятельностный этап(2014-2015г.г.): реализация системы открытых мероприятий, конференций круглых столов для воспитания подростков в духе мира, терпимости, гуманного межэтнического, межкультурного и межконфессионального взаимодействия в школе.

3.Оценочно-регулятивныйэтап(2015-2016г.г.): создание системы контроля и анализа выполненных мероприятий программы. Выявление проблем и пути их решения. Обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации программы. Составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

Особенности проведения программы, виды деятельности участников:

Результаты и успехи программы зависят от качества участия в совместной деятельности участников. Опыт совместной деятельности у детей и взрослых очень разный, и часто, к сожалению, негативный. Поэтому наша программа направлена на формирование и обогащение у участников совместной деятельности опыта группового взаимодействия и опыта рефлексии по результатам решения поставленных задач.

В ходе проведения программы запланированы мероприятия: - ежегодная корректировка по результатам исполнения мероприятий;

- информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий;

- проведение просветительской работы среди педагогов, учащихся, родителей, направленной на распространение адекватных знаний об истории и культуре народов России и мира с целью уважения к мировым культурным ценностям;

- проведение исследовательских работ, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации программы.

Данная программа предполагает реализацию определенных форм и методов воспитания.(Приложение № 2)

Формы взаимодействия организаторов программы с участниками и другими субъектами: определенная роль в формировании межэтнической толерантности у школьников принадлежит внеклассной и внеучебной работе. Она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопознания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства местных авторов, национальных театров дает возможность непосредственно чувственному восприятию тех или иных видов национального искусства. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, хорошо продуманные школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира. Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия. Ребенок «впитывает» родную культуру буквально с первых лет жизни благодаря членам семьи, и прежде всего матери. Затем он продолжает познавать ее с помощью родных и близких. Поэтому большинство детей России примерно с четырех лет, а иногда на более раннем возрастном этапе начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Основной путь воспитания этики межнационального общения - приобщение детей к культуре разных народов. Детям доступен следующий примерный объем знаний о культуре нескольких народов:

- место жительства каждого из них; труд, по возможности с учетом его специфики; быт (жилище, предметы быта, национальные кушанья);

- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки, подвижные игры и игрушки, музыка, колыбельные песни);

-искусство(песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства, в том числе живописи и декоративно-прикладного искусства);

- общечеловеческие нравственные качества.

Организатор программы должен учитывать особенности восприятия, мышления детей, их сравнительно небольшой жизненный опыт, а значит, исходить из национального состава группы, ближайшего национального окружения, действуя по принципу «от близкого к далекому». Педагоги должны не только перечислять, но и обосновывать, раскрывать средства воспитания этики межнационального общения: общение с представителями разных национальностей (непосредственное и опосредованное); устное народное творчество (принцип отбора народных сказок и пословиц, методика ознакомления детей с ними); художественная литература (принцип отбора художественных произведений, методика их использования); игра (все виды детских игр), народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; миниэтнические музеи в образовательных учреждениях.(Приложение № 3)

Вариативная программа, участниками которой являются социальные службы, родители, педагогический коллектив, учащиеся создана для эффективного взаимодействия семьи и школы.

Предполагаемые формы взаимодействия:


  1. информирование родителей о деятельности ОУ;

  2. сопровождение родителей в решении возникающих проблем;

  3. организация образовательной деятельности родителей;

  4. вовлечение родителей в информационное пространство ОУ.

В школе существует информационное пространство для эффективного взаимодействия с родительской общественностью:

  1. ежедневно обновляется информация на информационном стенде;

  2. ведется работа по развитию школьного сайта;

  3. проводятся общешкольные родительские тематические собрания с привлечением социальных партнеров;

  4. организуются консультации и беседы с родителями.

Но на сегодняшний день информационное направление недостаточно востребовано родителями. Необходимо вводить новые формы информационного взаимодействия с родителями. Вся воспитательная система школы, субъектами которой являются учителя, учащиеся и их родители, строится на принципах гуманно-демократических воспитательных отношений, один из которых гласит: единое информационное пространство является основой процесса взаимодействия педагогов, родителей и учащихся. Существуют направления взаимодействия.

Образовательное направление.

Цель - способствовать активному участию родителей в обучении и воспитании ребенка.

Содержание деятельности:

  1. привлечение родителей к участию в обучении и воспитании ребенка;

  2. обеспечение родителей актуальной информацией о достижениях ребенка;

  3. организация, при необходимости, просвещения родителей о способах адекватного взаимодействия с ребенком и возможностях его развития.

Для реализации данного направления предлагается систематически проводить:

  1. «День открытых дверей», где будут демонстрироваться достижения ребенка, учителя и родителя, которые должны быть партнерами в образовательном процессе.

  2. Индивидуальные консультации родителей по воспитанию ребенка, в рамках которых им будет предоставляться информация о возможностях и способностях ребенка.

  3. Встречи со специалистами службы психолого-педагогического сопровождения для снятия индивидуальных проблем учащихся.

Спортивно-оздоровительное направление.

Цель - формировать у учащихся и их родителей идеологию здорового образа жизни через взаимодействие школы, учащегося и его семьи.

Содержание деятельности:

  1. привлечение родителей к совместным спортивно-оздоровительным мероприятиям;

  2. проведение бесед с родителями о важности и необходимости вести здоровый образ жизни;

  3. обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся, учителей и родителей за счет создания безопасных и комфортных условий обучения.

Профориентационное направление.

Цель - привлечь родителей к активному участию в профессиональной ориентации детей.

Содержание деятельности:

  1. организация родителями экскурсий на предприятия, на которых они работают;

  2. проведение родителями встреч с интересными людьми;

  3. создание семейных проектов.

Художественно-эстетическое направление.

Цель - формировать культуру как часть общего духовного развития всех участников образовательного процесса.

Содержание деятельности:

  1. приобщение к национальному и мировому наследию;

  2. стимулирование эмоционально-ценностного отношения учащихся и родителей к отечественной культуре;

  3. организация деятельности учащихся и родителей в творческих делах.

Хозяйственно-трудовое направление.

Цель - приобщить учащихся с родителями к трудовой деятельности, которая способствует социализации личности.

Содержание деятельности:

  1. организация совместных с родителями трудовых десантов и субботников;

  2. проведение «Ярмарки семейных дел»;

Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности организаторов мероприятий программы реализуется ряд принципов:

1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;

2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества).

3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;

4.Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;

5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.

При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:

-Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

- Национальный состав коллектива учащихся;

-Проблемы в отношениях между детьми и их причины;

-Культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Убеждению соответствует самоубеждение - метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции. Метод внушения может реализоваться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и т.д. Процесс внушения часто сопровождается самовнушением, когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или родители?»

Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребёнок изменяет своё поведение в позитивную сторону.

В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести своё поведение с другими, самоконтроль и др. К методам воздействия на сферу саморегуляции можно отнести метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример педагога, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Это методы воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми. Воспитатель умышленно создаёт лишь условия для возникновения ситуаций. Когда в ситуации возникает проблема для ребёнка и существуют условия для самостоятельного её решения, создаётся возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. Формирование сознательного отношения к своим действиям требует любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти. Она проводится с помощью приемов.(Приложение № 3).

В основе педагогической деятельности учителя должно быть живое общение с детьми на основе живого слова. И это важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию. Если педагог толерантен, то он открыт, доброжелателен. Он уважает «самость» ребёнка, его индивидуальность, понимает, что поведение ученика имеет для него субъективный, аутентичный смысл. Взаимопонимание рождается в диалоге, в котором учитель постигает своеобразие и целостность личности ребёнка, проникает в глубину его переживаний, опираясь на чувство исследователя и интуицию.

В средних классах используют интерактивные методы обучения - модель открытого обсуждения, развивающую в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

Интерактивное обучение - это погружение в процесс общения, основанного на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

Цели этой методики - развивать эмпатические способности у педагогов, детей и родителей; воспитывать терпимость к инакомыслию; развивать коммуникативные способности как основной признак личности, обладающей толерантным сознанием; воспитывать у детей среднего школьного возраста неприятие к жестокости, насилию к природе, людям, ко всему окружающему миру.

Практикуются уроки - тренинги, цель которых в том, чтобы создать условия для полноценного общения.

Занятия строят в игровой форме. К такому виду работы теперь готовы и дети, и учитель. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Структура тренинга «информация - взаимодействие - восприятие» позволяет последовательно выработать у каждого участника общения умение находить своё место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые мотивы их поведения.

Игры помогают развивать уважение и самоуважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учит умению поддерживать друг друга, доверять и доверяться самому, преуспевать без соперничества, верить, что всё это необходимо не только в школе, но и в жизни.

Обучение посредством общения основано на умении принять чужую точку зрения в атмосфере, способствующей честности и открытости, на полном согласии я доверии учеников. В данном случае учитель и ученик становятся частью одной команды и работают над достижением общей цели.

В старших классах можно предложить такую методику воспитания толерантности:

- игра в «Ассоциации» (терпение; терпимость);

- обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия - определение понятий «терпение, терпимость, толерантность».

- воспитание способности видеть другого, обсуждение поведенческих характеристик, этических умений «видеть другого»;

-причины конфликтности людей (нетерпимости), способность «Не видеть», «не замечать».

- игра «Почта комплиментов»;

- рефлексия.

Воспитание способности «слышать другого»:

- упражнение «Психология восприятия информации»;

- упражнение «Поза и интонация»;

- упражнение «Заговори, чтобы я увидел»;

- рефлексия.

Воспитание способности «принимать другого»:

упражнение «А не странен кто?».

«Что такое патогенное мышление?»;

- упражнение «Аттракция»;

- рефлексия.

Формы (внутренние с привлечением педагогов, психологов, работников культуры, правоохранительных органов, представителей различных религиозных структур, общин и диаспор):

  • Беседы

  • Дискуссии

  • Игровые тренинги

  • Коммуникативные тренинги

  • Праздники

  • Игровые и конкурсные программы

  • Игры имитационные, деловые, драматизации

  • Викторины, познавательные игры

На данные формы деятельности необходимо инвестирование образовательных учреждений.

- (внешние)

  • Фестивали

Основная цель фестивалей содружества культур в области искусства и с помощью искусства. Главная идея Организаторов собрать творческие коллективы, занимающиеся фольклорным и национальным творчеством (танцевальные, вокальные, инструментальные коллективы и прикладные ремесла) из разных стран мира и разных городов России для тесного общения, представления своей культуры и знакомства с культурой других стран мира, с целью дальнейшего взаимообогащения культур, содействие международному культурному сотрудничеству.

А также идеей фестивалей является передача народных традиций подрастающему поколению, с целью возрождения и дальнейшего развития национальных достижений, развитие новых форм коммуникации и межкультурного общения

  • Праздники национальные, межнациональные

  • Детские межнациональные лагеря

Целью лагеря является воспитание межнациональной толерантности, обучение противостоянию ксенофобии и антисемитизму.

Задача - сформировать сознание того факта, что Холокост - это не еврейская проблема, Депортации - не проблема депортированных народов, Голодомор - не проблема украинцев - это ужасающие примеры геноцида, пример того, к чему может привести нетерпимость. Необходимо воспитать толерантность и сохранить разнообразие мира.

Метод работы лагеря: формирование толерантности через погружение в национальные культуры, каждый день весь коллектив лагеря живет жизнью определенного национального общества.

Участники лагеря каждый день погружаются в атмосферу национальной жизни, обычаев, языка, музыки и танцев, изучают национальные ремесла, едят национальную пищу. Личное знакомство с представителями другой национальности способствует самоидентификации, персонализации ощущений, помогает преодолеть имеющиеся стереотипы в восприятии другого народа, снизить уровень безразличия, агрессивности и даже страха, наладить дружеские отношения между представителями разных этносов.

  • Экскурсии по городам России, в национальные деревни, города - столицы разных республик и краев России

  • Встречи с представителями различных общин и диаспор

В данных формах программы требуется финансовая поддержка всех заинтересованных сторон, и в первую очередь государства.

Основное содержание программы.

Тематическое планирование

Программа содержит восьми разделов:

Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования.

Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде.

Раздел 3. Развитие толерантной среды школы средствами массовой информации.

Раздел 4. Содействие национально-культурному взаимодействию в сельском сообществе.

Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия.

Раздел 6. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в школе.

Раздел 7. Использование ресурсов внешнего сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности.

Раздел 8. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.(Приложение № 4)

Результаты программы можно будет увидеть уже через несколько лет, когда подрастет новое, воспитанное в интернациональном духе, поколение. Для этого общественным организациям, образовательным учреждениям необходимо осознать качественное изменение роли и функций человечества в биосфере Земли в результате возрастающего научного и технологического могущества человека, вытекающей из этого факта ответственности его за будущее планеты и цивилизации.

Принять в качестве цели формирование системы национального и международного непрерывного миротворческого образования и воспитания, выражая убеждение в том, что трагический опыт предшествующих тысячелетий и мировых войн создал у человеческого сообщества основы неприятия войн и насилия как средств решения возникающих проблем, а позитивный опыт предотвращения и разрешения крупных конфликтов во второй половине ХХ века показал реальную возможность мирной жизни в XXI веке и в третьем тысячелетии

Мы утверждаем, что образование в современном мире должно строиться на признании прав и основных свобод человека, независимо от каких-либо различий по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, по национальному или социальному происхождению, имущественному положению или иным обстоятельствам, учитывая должным образом важность традиций, культурного наследия, духовных, социальных и материальных ценностей каждого народа при осуществлении идей миротворческого воспитания.

Выводы.

Мы созданы все разными по характеру, темпераменту и национальности. То, что мы разные, не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже.

Наша задача сохранить и развить это разнообразие. Убедить наших детей в том, что любой другой человек нравственно равен тебе самому, у него нет преимуществ перед тобой, и - наоборот, у тебя нет преимуществ перед другим.

Необходимо воспринимать другого таким, каким он есть, с его традициями, обычаями, темпераментом, настроением, характером. Воспринимать боль каждого народа как свою боль, как боль всего человечества. Собственно это и есть принципы демократического будущего. Принять в качестве цели формирование системы национального и международного непрерывного миротворческого образования и воспитания, выражая убеждение в том, что трагический опыт предшествующих тысячелетий и мировых войн создал у человеческого сообщества основы неприятия войн и насилия как средств решения возникающих проблем, а позитивный опыт предотвращения и разрешения крупных конфликтов во второй половине ХХ века показал реальную возможность мирной жизни в XXI веке и в третьем тысячелетии

Образование в современном мире должно строиться на признании прав и основных свобод человека, независимо от каких-либо различий по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, по национальному или социальному происхождению, имущественному положению или иным обстоятельствам, учитывая должным образом важность традиций, культурного наследия, духовных, социальных и материальных ценностей каждого народа при осуществлении идей миротворческого воспитания



Список использованной литературы

  1. Погодина А.А. «Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива».

  2. Дереклеева Н. И. "Родительские собрания" М., "Вербум", 2001.

  3. Е. Н. Арсенина "Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе" М.: "Глобус", 2001

  4. Н. И. Дереклеева "Справочник классного руководителя" М.: "Вако", 2003.

  5. Л. Н. Яровая "Внеклассные мероприятия" М.: "Вако", 2004

  6. М. П. Нечаев "Практика управления воспитанием в школе" М., 2003,

  7. "Классный руководитель" № 1, 2003.

  8. Е. В. Титова "Если знать, как действовать" М., 1993.

  9. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы), - С-П.: Речь, 2001 - 127 с.

  10. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М; 1998.

  11. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств, - С-П.: Речь, 2001 - 346 с.

  12. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

  13. 4. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.

  14. Козлова С. А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру.- М., 1996.

  15. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, - С-П.6 Речь, 2001 - 189 с.

  16. Ненасилие. Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста, - Череповец, 1999 - 183 с.

  17. Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск - Москва, 1997.

  18. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева, Новосибирск - Москва, 1997 - 197 с.

  19. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий, М: Новая школа, 1993 - 47 с.

  20. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости, - М: Издательство Института Психотерапии, 2002 - 212 с.

  21. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, - М: Генезис, 2001 - 105 с.

  22. Титова Е.В. Если знать, как действовать.

  23. 3. Тишков В.А. "Очерки истории и политики этничности в России". М. 1997 г.

  24. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации, - С-П: Речь, 2001 - 215 с.

  25. Философский энциклопедический словарь, М., 97 с.

  26. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях, - М: Генезис, 2001.

  27. Шучияма Б. Воспитание детей в духе мира и мирового гражданства //Там же;

  28. Самохвалова В. И.

  29. О содержании понятия «толерантность» в современном культурном контексте

  30. intelros.ru/readroom/fg/fg_1/5392-o-soderzhanii-ponyatiya-tolerantnost-v-sovremennom-kulturnom-kontekste.html

  31. nodifference.ucoz.ru/publ/1-1-0-2

  32. pravo.ru/news/view/14081/

  33. molgvardia.ru/nextday/2010/01/25/13479

  34. Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.

  35. Конвенция о правах ребенка. 1989.

  36. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теорияи практика). Сборник научно-методических статей, М., 2002.

  37. Кукушкин B.C. Воспитание толерантной личности в поликультурном
    социуме, Ростов-на-Дону, 2002.

19


© 2010-2022