Индивидуально-педагогическое сопровождение социальных групп учащихся

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в ситуациях школьного взаимодействия.

В нашей школе взаимодействие классного руководителя, учителей, психолога, социального педагога обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся группы социального риска, то есть учащихся, которые находятся в неблагоприятных социальных условиях (проблемы в семье, неуспех в учебе, миграции и др.), испытывающие на себе воздействие негативных социальных факторов развития. У таких детей и подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на 1 и 2 уровнях помощи не будет обеспечена необходимая помощь и поддержка.

После выявления «группы риска» классный руководитель, социальный педагог, психолог приступаем к сбору дополнительной информации об особенностях социальных условий тех учащихся, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и сотрудников службы .

Сбор, анализ информации с целью выявления у учащихся социально-эмоциональных, а также других проблем заканчивается разработкой программы индивидуального сопровождения. Примерная схема сбора информации :

  • беседа учителями и с классным руководителем;

  • беседа с родителями;

  • изучение особенностей развития;

  • сбор информации о состоянии здоровья совместно с сотрудником медицинской службы;

  • изучение данных об успеваемости подростка, анализ учебных проблем;

  • изучение особенностей классного коллектива ( наблюдение, беседы с учителями и классным руководителем, анализ карты сопровождения класса);

  • анализ социального портрета класса;

  • анкетирование родителей (анкета «Особенности семейного воспитания»).

Показать анкету

Задача, стоящая перед социальным педагогом и классным руководителем - предупредить попадание ребенка в «группу риска», отслеживание «потенциальной группы риска».

Одним из инструментов решения данной задачи является социальный портрет класса, который составляется социальным педагогом совместно с классным руководителем

Показать социальный портрет класса

важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в «группу риска» является постоянный контакт учителей со специалистами службы сопровождения и своевременное обращение классного руководителя в случаях:



  • Появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правила, агрессия и др.)

  • Наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.)

  • Пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;

  • Употребления или возможного употребления ими спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ

  • Кризисных ситуаций в семье

  • Резкого ухудшения состояния здоровья

  • В других случаях, когда классный руководитель считает необходимым обратиться в службу сопровождения

важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в «группу риска» является постоянный контакт учителей со специалистами службы сопровождения и своевременное обращение классного руководителя в случаях:



  • Появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правила, агрессия и др.)

  • Наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.)

  • Пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин;

  • Употребления или возможного употребления ими спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ

  • Кризисных ситуаций в семье

  • Резкого ухудшения состояния здоровья

  • В других случаях, когда классный руководитель считает необходимым обратиться в службу сопровождения

  • О проблемах учащихся классный руководитель может сообщить социальному педагогу или психологу как непосредственно, так и отвечая на вопросы традиционной анкеты , прилагающейся к отчету об успеваемости.

Показать анкету

Пять ступеней, ведущих к переориентированию
негативного поведения

1. Установите и сохраните отношения взаимного уважения.

2. Определите цель или причину негативного поведения подростка.

3. Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.

4. Создайте ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.

5. Поощрив ученика, предоставьте ему возможность:

  • совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;

  • объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что совместным трудом можно добиться большего;

  • принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов;

  • сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия;

научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.



© 2010-2022