Родительское собрание Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание

Особенности работы классного руководителя по

профилактике девиантного поведения учащихся.


(Круглый стол с учащимися 9 класса и родителями.)


Вступление:

Сегодня мы собрались обсудить возникшие проблемы в классе:

  1. проблема поведения человека в обществе.

  2. проблема соблюдения прав и свобод человека.

  3. Проблема ответственности человека.

Начнем с первой.

Проблема девиантного поведения, непонимание учащихся друг с другом, непонимание учителей и учеников, родителей и детей.

Осложнение социально-экономических условий населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обуславливает возрастание межличностных конфликтов.

Основная задача школы - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.[1] Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.

Что такое девиантное поведение?

В чем выражается девиантное поведение?

Причины девиантного поведения подростков

Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.

1. генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

учебной декомпенсации - состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;

школьной дезадаптации - состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;

социальной дезадаптации - состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

криминализации среды свободного времяпрепровождения.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи, стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:

1) дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи - одни правила поведения, для общества - совершенно другие;

2) нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.

4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

«Какое поведение ученика (подростка) можно считать нормальным и где начинаются отклонения?»

Анализ научной литературы показал, что большинство современных психологов считают, что «норма» - это что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы, нечто наиболее приспособленное к окружающей среде (М.И. Бобнева, [2] Л.Б. Шнейдер и др.)

При этом важно помнить, что исследования К.Леонгарда [4] и А.Е.Личко [5] выделяют возрастно-специфические психические расстройства (заболевания), с одной стороны, и крайнюю границу нормы - с другой, называя эту границу акцентуациями характера. По этому поводу, обсуждая ситуацию «нормы» и «отклонений» в психическом развитии, Л.С. Выготский [6] писал: «…на деле «норма» не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому, как утверждают авторитетные ученые, никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует».

При этом все отклоняющиеся формы поведения принято делить на кратковременные и случайные, длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания), постоянные дефекты поведения. [7]

В этой связи ряд ученых приходят к общему мнению, что «норма» - это интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень». (Е.Э.Смирнов, В.Ф.Курлов, М.Д.Матюшкин и др.)[8]

В чем проявляется отклоняющееся, девиантное поведение?

Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушениях поведения. Вместе с тем это неотъемлемая часть развития. Так, Л.Б.Шнейдер [9] утверждает, что на практике мы часто встречаемся не с девиантным поведением, а поведением детей, которое отвергается взрослыми. Особенно часто это встречается в педагогической практике, особенно в семейном кругу, когда взрослые в отчаянии могут сказать: «Ты что ненормальный?!» Такие бытовые диагнозы, как известно, ни к чему хорошему не приводят.

А что думают сами дети о своем поведении, о своих эмоциональных состояниях, переживаниях, страхах, тревожности?

Многолетний опыт работы с детьми показывает, что обычно дети считают свои эмоциональные проблемы или особенности «нормой», которая отражает желание чем-то отличиться от других, подурачиться, пошутить, «прикольнуться», испытать границы дозволенного. Да, ребята действительно в своей школьной жизни испытывают различные эмоциональные переживания, которые наполняют их отношения, взаимодействия, деятельность, поведение. Они познают себя и окружающих людей, включаясь в заданные или инициируя собственные эмоциональные состояния. Важно отметить то, что среди гаммы эмоциональных чувств и переживаний нередко встречаются раздражительность, недовольство, агрессивность и др. Негативные эмоциональные состояния могут быть более устойчивыми и менее устойчивыми, адекватными или неадекватными, ситуативными или циклически повторяющимися, управляемыми или неуправляемыми. Исходя из определения данной специфики, мы можем говорить о норме или отклонениях в эмоциональном развитии личности.

Какую реакцию вызывает у окружающих неадекватное поведение?

Такое поведение вызывает у большинства людей отрицательную реакцию, порицание,

Кто виноват в том что ребенок себя так ведет?

1) взрослые: семья.

Одной из важнейших причин отклонений в психосоциальном развитии ребенка, на наш взгляд, являются неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию девиантного поведения учащихся.

К наиболее острым проблемам современной семьи относятся:

--формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, попустительство.

--трудности молодой семьи,

--возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей.

--многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его.

Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.


  1. взрослые в школе.

Задача классного руководителя и учителей в том чтобы:

- контролировать поведение учащегося в школе,

- корректировать поведение (замечания, беседы, объяснения)

- показывать образцы поведения человека в обществе из жизни или книг…

- приобщение ребенка к общественным нормам поведения, путем бесед, игры, тренингов, посещения общественных мест (театров, музеев, )

«Как создать наиболее эффективную психолого-педагогическую среду, в которой ученик приобретает навык саморегуляции, самоуправления мотивами деятельности, поступков, отношений?»

1. Главная задача всех участников воспитательного процесса - вовремя увидеть появление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации и начать работу по исправлению.

2. В нашей школе в начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: проводят анкетирование, устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье.

3. Следующим шагом в работе с семьей является посещение семьи по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи.

4. Кл. рук. планирует работу индивидуально с ребенком и его семьей. Совместно с классными руководителями работают врач, психологи и социальный педагог.

5. В процессе работы выделяем категории таких семей, в которых родители или опекуны не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки), не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.), не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

В данном случае эффективность работы учителя зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации.

Чтобы помочь таким семьям и детям, мы в каждом конкретном случае привлекаем соответствующих компетентных специалистов: социального педагога, психологов, наркологов, работников правоохранительных органов, и др.

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и школы.

6. Сама по себе школа не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Поэтому ежегодно мы планируем мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения учащихся:

--встречи с психологом;

--чтение и обсуждение публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;

--тематические викторины;

---Беседы «Человек - творец своего счастья» (нравственное и духовное здоровье человека);

---выставки рисунков, стенгазет, буклетов, проведение акций, краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек;

----нравственные классные часы;

7. Одновременно организуется и проводится работа с родителями: родительский лекторий, в рамках работы которого организован цикл лекций для родителей, испытывающих затруднения в воспитании своих детей; работа с группами родителей по конкретной проблематике. Выявляются учащиеся «группы риска», анализируются особенности их семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планируется индивидуальная работа и отслеживаются её результаты. Обеспечиваем занятость таких детей в кружках и секциях, привлекаем к участию в общешкольных и городских мероприятиях.

8. Проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

Профилактика девиантного поведения в семье.

--не попустительствовать , если заметили такое поведение у детей, делать замечания в корректной форме.

--почаще беседовать с детьми о правилах поведения и нормах морали в данном обществе.-делиться нажитым опытом.

--совместно посещать общественные места: театры, кино, концерты, музеи...где можно наглядно увидеть как надо себя вести…

--следует читать с ними художественную литературу, где на примерах героев они увидят образцы для подражания…

Обсуждение проблемы «Соблюдение прав человека. Уважение по отношению к другим».

Рефлексия.

Заключение.


© 2010-2022