- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Детское воровство. Причины и профилактика
Детское воровство. Причины и профилактика
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цыденова Г.Б. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Детское воровство. Причины и коррекция.
(Рекомендации для родителей, воспитателей и классных руководителей)
Детское воровство - одна из самых мучительных проблем, над причинами которой ломают головы тысячи недоумевающих родителей во всем мире.
«Если ситуация безвыходная, выходи через вход» - говорит народная мудрость. Зная причины воровства ребенка, можно благополучно с этим явлением бороться.
Каковы же причины детского воровства? Оказывается, причин этого явления множество, и первое, что необходимо знать всем родителям, - в каждом возрасте они свои.
Возраст
Причины
Возрастные особенности
Коррекция
Младшие дошкольники
1-3 года
Непреодолимое желание владеть понравившейся вещью.
Система морально-этических норм маленького ребенка еще только зарождается, а понятия «мое» - «не мое» для него еще абстрактны, а потому малодоступны пониманию.
-
Ни в коем случае не называть малыша воришкой.
-
Формировать моральные нормы - понятия «своё» и «чужое», «можно» и «нельзя», что «такое - хорошо, что такое - плохо».
Пример: Эта игрушка - чужая, и поэтому брать ее нельзя.
Поговорим о том, какие игрушки твои, а какие Сашины или Олины. Какие вещи твои, а какие мамины, папины. Расскажем ребенку, какие чувства испытывают люди, которые лишились любимой вещи. Таким нехитрым способом вы со временем сформируете у малыша понятия «можно» - «нельзя», «мое» - «не мое».
-
Необходимо как можно раньше научить ребенка отстаивать, защищать свои собственные вещи от посягателей.
Дошкольники постарше и младшие школьники
4-7 лет
Привлечь внимание одноклассников, расположить их к себе. Или, наоборот, воровство как результат желания «жестоко покарать» своего обидчика.
В этом возрасте ребенку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы, и кража - один из них.
-
Необходимо работать с причиной данного поступка, а причина здесь в несформированности навыков общения, часто в низкой самооценке (выходит, что личность ребенка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть - вот это ребенку и нужно объяснить).
-
Стоит обсудить тему дружбы, поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр., - все это нужно объяснять ребенку, а еще лучше проиграть с ним соответствующие ситуации.
-
Если причина воровства - вредительство, то лучший способ борьбы с ней - обсуждение и проигрывание с ребенком конфликтных ситуаций и адекватных способов их разрешения.
Младшие школьники
8-10 лет
Недостаток развития воли.
Ребенку в этом возрасте все еще очень тяжело на свое «хочу!» самому себе ответить твердое «нет». Детям пока еще трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.
Развивать волю ребенка:
-
Никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Или же пусть в его обязанность входит ежедневная покупка свежего хлеба, полив цветов, или присмотр за младшим братиком. Объясните как это важно для вас и для всей семьи.
-
Чаще предлагайте ребенку самому ставить цели и учите достигать их, при этом проговаривайте, с помощью каких шагов эта цель может быть достигнута и в какие сроки. Начните с краткосрочных целей: что сегодня сделаешь? куда пойдем в воскресенье? И не меняйте его программу, позвольте ребенку ее реализовать.
-
Запишите ребенка в спортивную секцию, ни что как спорт не приучит его к дисциплине и порядку, а также сформирует его внутренние волевые качества.
Подростковое воровство
12-15 лет
Воровство - осознанный шаг, а то и хуже - вредная привычка.
Помните, что для подростковой среды очень характерны так называемые кражи престижа: ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения кражи поддержанием статуса в группе, другими словами, «на спор».
-
Профилактику детского воровства начните с доверительной беседы. Только зная причины поступка ребенка, вы сможете успешно бороться с этим явлением.
-
Четко выразим отрицательную оценку действиям ребенка с конкретным запретом на воровство («Ты сделал очень плохо, это называется кража, так поступать нельзя ни в коем случае»).
-
Формируем правильную самооценку.
-
Говорите с ребенком о краже наедине и в спокойной обстановке. Народная мудрость гласит: «Хвали при всех, ругай наедине».
-
Откажитесь от ярлыков типа «вор», «преступник», и слов «кража», «воровство». Замените их понятиями: «взять чужое», «брать без спроса». Применение подобных определений по отношению к ребенку может понизить его самооценку и в дальнейшем привести к новым правонарушениям.
-
Убедите ребенка, в необходимости вернуть украденную вещь. Если ему будет стыдно или страшно это сделать самостоятельно, пойдите вместе.
-
Не возвращаемся к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), в противном случае вы только закрепите данный поступок в сознании ребенка.
-
Обсуждая случившееся, помним, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет стыдными, плохими.
-
Не бойтесь давать ребенку карманные деньги, это убережет его от желания воровать и научит экономить.
-
Обращайтесь к специалисту.
Так или иначе, регулярные случаи воровства у подростка требуют особенно серьезного подхода, поскольку влекут за собой не только морально-нравственные последствия, но и правовые, часто не обойтись здесь без помощи специалистов.
Как предотвратить детское воровство?
Ответ и прост и сложен одновременно: любить свое чадо, на протяжении всего процесса взросления быть в непрерывном теплом, понимающем контакте с ним, делиться своим опытом преодоления различных трудностей.
Общение не должно ограничиваться разговором о том, как прошел день в школе. Быть внимательнее - значит проводить свободное время вместе: читать книги, играть в совместные игры, беседовать на различные «житейские» темы. Делитесь с ребенком своими мыслями, рассказывайте о собственном детстве, и переживаниях юности. Со временем вам откроется внутренний мир вашего чада, вы узнаете: о чем он мечтает, с кем дружит, какова сфера его интересов.
Очень полезно проводить совместные выходные дни, желательно с выездом на природу. При этом не плохо прихватить и парочку друзей вашего отпрыска - дело хлопотное, но оно того стоит. В совместной деятельности да еще рядом с товарищами, ребенок не только проникнется доверием и уважением к вам, но и будет преисполнен гордости за таких родителей.
Чтение на ночь - еще один способ наладить контакт с ребенком. Обсуждая прочитанные книги, обмениваясь впечатлениями, вы раскрываете свой внутренний мир ребенку, тем самым сближаясь с ним. Важно чтобы ребенок проникся доверием к родителям, ощутил искренность их намерений. И тогда в атмосфере любви и взаимопонимания проблема воровства уйдет сама собой.
Важно соблюдать следующие принципы:
-
последовательность и непротиворечивость воспитания;
-
слова родителей не должны расходиться с делом (бесполезно внушать ребенку, что брать чужое нельзя, а самим приносить с работы то, что «плохо лежит»);
-
с раннего детства избегаем вседозволенности, приучаем ребенка к наличию определенных правил и границ поведения;
-
отказываемся от тотального контроля над жизнью ребенка, вместо него поощряем детскую инициативу и обучаем навыкам планирования.
И помните слова американской писательницы Эрмы Бомбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».
Социальный педагог: Цыденова Г.Б.