Статья по психологии на тему Семья-как фактор психологического развития

Раздел Социальному педагогу
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семья-это первичная среда,

где человек должен учиться

творить добро.

В.А.Сухомлинский

Семья и школа - это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, курс в которое прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.

Семья-первоисточник формирования межличностных отношений ребенка, а мам и папа - образцы для подражания. Не существует другого такого сообщества, кроме семьи, так точно определяющего закономерности формирования будущего человека. Именно там закладывается основа характера человека, предопределяется его отношение к труду, моральным и культурным ценностям, формируется его психическое здоровье. Многие родители заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют семья- 50%; средства массовой информации- 30%; улица- 10%; школа-10%.

Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно ничем заменить. Истинные духовные ценности человека хранятся именно в ней.

Сегодняшние дети взрослеют гораздо раньше. Переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценностей собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учебе ребенка, но и на всем образе жизни, его поступках и поведениях.

Какую роль в этот период должна играть семья? Как она может помочь пережить этапы взросления своего ребенка?

Целесообразно было бы, если значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и их родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя усилия для достижения более высоких результатов. Требования, предъявляемые к жизни родителями; форма, в какой эти требования осуществляются; выбор слов; организация в семье досуга; отношения с ребенком, друзьями и соседями, разговоры об этом имеют особое значение для ребенка. Если внутрисемейные взаимоотношения построены на любви, поддержке и на взаимоуважении членов семьи, то такой стиль общения ребенок переносит и в среду своих сверстников, так как его опыт, приобретенный в семье, становится единственным критерием отношения к окружающему социуму, людям.

Но в настоящее время, в условиях семьи воспитание может быть деформированным. Это обусловлено такими факторами, как бескультурье родителей; отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы; возникновение конфликтной ситуации в семье; аморальный образ жизни родителей; отсутствие взаимопонимания и любви между родителями и детьми.

Только семья способна обеспечить ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненужности, заброшенности. Необратимые последствия влечет за собой равнодушие и нелюбовь родителей, так как их мнение для ребенка имеет большое значение.

Благодаря эмоциональной связи, любящие детей и понимающие свои обязанности родители, с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с социально - психологическим здоровьем детей, что в последнее время также стало актуальной темой. Поэтому от характера внутрисемейных отношений, верного стиля воспитания и разумной любви родителей к своим детям, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка, его эмоциональное здоровье, отношение к жизни.

У выдающего педагога А.С.Макаренко есть такие замечательные слова: «Ваше собственное поведение - сама решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете , или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома». Хотелось бы, чтобы эти слова родители бережно хранили в душе. Не зря говорят: «Что посеешь, то и пожнешь».



© 2010-2022