ПРОГРАММА ПМ Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

министерство образования и науки РСО-Алания

ГБОУ СПО «Эльхотовский аграрный техникум»


ПРОГРАММА ПМ Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС

Рассмотрено

на заседании МО

протокол № 1

«29» августа 2014г .

ППРОГРАММА ПМ Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖСредседатель

З.П. Саралиева

ПРОГРАММА ПМ Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС










ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Социальная работа с лицами из групп риска,

оказавшимися в трудной жизненной ситуации



ПРОГРАММА ПМ Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС





2014 г.



Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 040401 (39.02.01)_ Социальная работа_____

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Эльхотовский аграрный техникум» РСО -Алания



Разработчики:

Саралиева З.П., заместитель директора по научно-методической работе ГБОУ СПО «Эльхотовский аграрный техникум», «Почетный работник НПО РФ».

Дзгоева А.А. , преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО «Эльхотовский аграрный техникум»



СОДЕРЖАНИЕ



1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………

  1. Область применения программы

  2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля

  3. Рекомендуемое количество часов

стр.


4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ...................

6

3.СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля............

3.1. Тематический план профессионального модуля

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

8

4.условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………….

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

4.2. Информационное обеспечение обучения

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

12

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) ………………………………………………………………………



13


1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации


1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее - программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО: 39.02.01 Социальная работа, входящей в укрупненную группу специальностей 39.02.01 Социальные науки, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

Программа профессионального модуля может быть использована при повышении квалификации специалистов учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения, не имеющих высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа», а также при их специализации и аттестации. Для расширения и углубления овладения указанным видом профессиональной деятельности использована вариативная часть, в объеме 149 часов.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска;

- осуществления их социального патроната;

- создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц групп риска (лиц без определенного места жительства; мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС; лиц, страдающих психическими заболеваниями и членов их семей; лиц, инфицированных ВИЧ; наркозависимыми и членами их семей; военнослужащими и членами их семей; безнадежно и тяжелобольными и др.);

уметь:

- выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения;

- строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации;

- проводить анализ ТЖС у лиц из групп риска;

- определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ТЖС, и строить взаимодействие с ними;

- осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента;

- анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях;

- анализировать и корректировать свою работу;

знать:

- основные законодательные акты и нормативные документы, регламентирующие работу с лицами из групп риска;

- особенности проблем каждой из этих категорий;

- специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС;

- особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан;

- учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ситуации.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего - _555 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 411 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 274 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 137 часов;

учебной и производственной практики - 144 часов.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2.

Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3.

Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5.

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 3.1 - 3.5

Раздел 1. Применение нормативно-правовой базы в социальной работе с лицами из групп риска.

94

63

15

-

31

-

-

-

ПК 3.1 - 3.5

Раздел 2. Применение технологий социальной работы с лицами из групп риска.

163

109

24


-

55


-

-


ПК 3.1 - 3.5

Раздел 3. Осуществление социального патроната к лицам из групп риска.

153

102

20

-

51

-

-


Производственная и учебная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

144


108

Всего:

555

274

59

-

137

-

36

108



3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Применение нормативно-правовой базы в социальной работе с лицами из групп риска.


63


МДК 03.01. Нормативно-правовые основы социальной работы с лицами из групп риска.


48

Тема 1.1. Люди из групп риска как объект социальной работы.

Содержание

6

1.

Понятие лица группы риска, их виды (мигранты и беженцы, военнослужащие, лица с девиантным поведением, лица без определенного места жительства, психические больные, ВИЧ-инфицированные, безработные и т.д.).

Лица групп риска, попавшие в ТЖС как объект социальной работы.

Региональные социально-экономические особенности, влияющие на увеличение числа людей групп риска, попавшие в ТЖС.

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Тема 1.2. Социальное и правовое положение граждан БОМЖ в России.

Содержание


1.

Понятие «гражданин без определенного места жительства (БОМЖ)» в законодательстве РФ.

Причины бездомности. Основные категории лиц без определенного места жительства.

Детская бездомность.

Статус лиц без определенного места жительства. Права человека на место жительство и свободу передвижения.

Право на приют и социальную помощь.

Виды социальной помощи лицам БОМЖ.

Региональные программы помощи лицам без определенного места жительства.

14

1,2

Практические занятия

-


Лабораторные работы

-

Тема 1.3. Девиантное поведение как проблема права.

Содержание

6


1.

Понятие дивиантного поведения. Девиантное поведение как отклонение от норм права.

Виды девиантного поведения (наркомания, правонарушения, насилие, суицидальное поведение и т.д.) и их отражение в законодательстве Российской Федерации.

Дети с девиантным поведением.

2

2.

Меры наказания лиц с девиантным поведением, предусмотренные законодательством РФ.

Правовая и социальная защита людей, подвергшихся воздействию со стороны лиц с девиантным поведением.

Особенности государственной социальной политики в отношении лиц с девиантным поведением.

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

5

Законодательно-правовые основы социальной работы с лицами с девиантным поведением.

Тема 1.4. Государственная миграционная политика. Права мигрантов и беженцев.

Содержание

8

1.

Понятие миграция. Виды и причины миграции населения. Миграция населения как проблема социальной работы. Беженцы и вынужденные переселенцы.

Особенности миграционной политики России и ее субъектов. Права мигрантов и их отражение в международном и российском законодательстве.

Права мигрантов на социальное обслуживание, обозначенные в Национальных стандартах. Федеральные и региональные миграционные программы.

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Тема 1.5. Законодательно-правовые основы социальной работы с молодежью.

Содержание

6

1.

Молодежь как особая социально-демографическая группа. Государственная молодежная политика в РФ. Современное положение молодежи в России.

Документы, направленные на обеспечение прав и интересов молодежи: международные, федеральные, региональные. Основные направления государственной поддержки молодежи в России. Целевые программы, направленные на социальную поддержку молодежи.

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Тема.1.6. Законодательно-правовые основы социальной работы с военнослужащими и членами их семей.

Содержание

4

1.

Особенности правового статуса военнослужащих в России.

Основные права, обязанности и социальные гарантии военнослужащих. Правовые гарантии для военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Социальная защищенность военнослужащих.

Социальные гарантии военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей.

1,2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Тема1.7. Нормативно-правовые основы системы труда и занятости.

Содержание

4

1.

Занятость населения в России. Понятие и виды безработицы, определенные трудовым законодательством.

Государственная политика в области занятости населения. Государственные гарантии безработным гражданам. Программы содействия занятости населения.

1,2

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

5

1.

Нормативно-правовые основы социальной защиты граждан из групп риска, оказавшихся в ТЖС.

Самостоятельная работа при изучении Раздела 1.



31

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Дискриминация бездомных

  2. Образ жизни бездомных людей.

  3. Распространение отклоняющегося поведения в современной России.

  4. Отражение общечеловеческих норм в правовых и других нормативных документах.

  5. Динамика и структура миграционных потоков.

  6. Международные правовые акты, защищающие права мигрантов.

  7. Правовые основы поддержки молодежных общественных объединений.

  8. Нормативно-правовые основы социальной работы с ВИЧ-инфицированными.

  9. Права и интересы тяжело и неизлечимо больных людей.

10 Социальная защищенность военнослужащих.

Раздел 2. Применение технологий социальной работы с лицами из групп риска.

109

МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска.

60

Тема 2.1. Особенности диагностики трудной жизненной ситуации лиц БОМЖ.

Содержание

4

1.

Особенности социальной диагностики ТЖС граждан БОМЖ. Основные проблемы таких граждан: медицинские, социальные, жилищные и т.д.

Изучение ТЖС и причин ее возникновения применительно к конкретной личности и территории. Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами БОМЖ.

Осуществлять сбор и анализ информации о ТЖС людей без определенного места жительства.

2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Тема 2.2. Социальные технологии в решении проблем лиц без определенного места жительства.

Содержание

4

1.

Основные социальные технологии, применяемые в практической социальной работе с лицами БОМЖ: социальная реабилитация, социальный контроль, социальная терапия, психолого-социальное консультирование, профориентационная и трудовая реабилитация.

Социальная профилактика возникновения бездомности.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

10

1.

Социальная профилактика возникновения бездомности.

Тема 2.3. Особенности диагностики трудной жизненной ситуации лиц с девиантным поведением.

Содержание

8

1.

Причины девиантного поведения. Основные теории возникновения девиантного поведения.

Особенности социальной диагностики ТЖС лиц с девиантным поведением.

Основные проблемы таких граждан: медицинские, социальные, правовые, педагогические и т.д.

Изучение ТЖС и причин ее возникновения применительно к конкретной личности и территории.

Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами с девиантным поведением.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Тема 2.4. Социальные технологии в решении проблем лиц с девиантным поведением.

Содержание

4

1.

Основные социальные технологии, применяемые в практической социальной работе с лицами с девиантным поведением: социальная реабилитация, социальный контроль, социальная коррекция, система социальных санкций.

Развитие соседской и общинной системы взаимопомощи.

Особенности социальной работы с семьями людей с девиантным поведением.

Профилактика как способ воздействия на причины девиантного поведения.

2

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

10

1.

Технология оказания социальной помощи лицам с девиантным поведением их семьям.

Тема 2.5. Особенности технологии социальной работы с мигрантами и беженцами.

Содержание

8

1.

Особенности социальной диагностики ТЖС мигрантов и беженцев. Основные проблемы мигрантов и беженцев: жилищные, медицинские, правовые, педагогические и т.д.

Основные социальные технологии в работе с мигрантами: консультирование, информирование, психологическая и социальная коррекция, реабилитация и т.д.

Основные направления социальной поддержки мигрантов.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Тема 2.6. Технологии социальной работы с молодежью.

Содержание

10

1.

Диагностика ТЖС молодежи и ее основные аспекты.

Социальные технологии, применяемые в практической социальной работе с молодежью: консультирование, арттерапия, музыкотерапия, трудотерапия, социальная коррекция и т.д.

Формы взаимодействия семьи и детей. Создание реабилитационного пространства.

Развитие волонтерства в молодежной среде.

Социальная работа с молодой семьей.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

10

1.

Социальные технологии, применяемые в практической социальной работе с молодежью

Тема 2.7. Технологии социальной работы с военнослужащими и членами их семей.

Содержание

8

1.

Особенности социальной диагностики ТЖС военнослужащих и их семей.

Основные проблемы таких граждан: медицинские, социальные, правовые, жилищные и т.д. социальные технологии в работе с военнослужащими и членами их семей: адаптация, реабилитация, социальная коррекция.

Профессиональная переподготовка и трудоустройство бывших военнослужащих. Решение жилищных проблем военнослужащих.

Социальная реабилитация военнослужащих, уволенных с военной службы.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Тема 2.8. Особенности технологии социальной работы с безработными гражданами.

Содержание

4

1.

Особенности социальной диагностики ТЖС безработных и их семей. Основные проблемы этой категории.

Психологическая поддержка безработных, консультирование.

Служба занятости, ее основные направления деятельности. Порядок регистрации безработных граждан.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Тема 2.9. Особенности технологии социальной работы с осужденными.

Содержание

10

1.

Диагностика и анализ социальных проблем осужденных и членов их семей. Реабилитация и ресоциализация осужденных.

Воспитательная и психолого-террапевтическая работа.

Юридическая, педагогическая и психологическая помощь.

Взаимодействие с семьей осужденного.

Установление контакта специалистом по социальной работе с осужденным и его семьей.

2

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

10

1.

Технология оказания социальной помощи лицам групп риска, которые оказались в ТЖС.

Самостоятельная работа при изучении Раздела 2.




55


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Социальная (муниципальная, региональная) политика по решению проблем лиц БОМЖ.

  2. Профилактика профессионального выгорания у специалистов, работающих с лицами БОМЖ.

  3. Критерии классификации девиантного поведения.

  4. Взаимосвязь социальных институтов и девиантного поведения в современной России.

  5. Исторический опыт социальной помощи людям из групп риска в России.

  6. Зарубежный опыт социальной работы с людьми из групп риска.

  7. Детские и молодежные движения в России.

  8. Особенности социальной работы с молодыми инвалидами.

  9. Особенности социальной работы с ВИЧ-инфицированными.

  10. Особенности социальной работы с тяжело больными и членами их семей.

Раздел 3. Осуществление социального патроната к лицам из групп риска.

102

МДК 03.03. Социальный патронат лиц из групп риска

62

Тема 3.1. Особенности патроната к лицам из групп риска и членам их семей.

Содержание

24

1.

Патронат как система мер по оказанию помощи нуждающимся в ней лицам из групп риска и их семьям.

Патронат - технология социальной работы.

Необходимость осуществления патроната к лицам из групп риска и их семьям.

Сопровождение, опекунство, попечительство, как формы патроната к лицам из групп риска.

Выявление людей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Система учета таких граждан и их семей.

Составление индивидуального плана оказания социальной помощи.

2

2.

Виды государственной и негосударственной социальной помощи лицам из групп риска.

Определение объема необходимой помощи.

Региональный опыт выявления и учета лиц из групп риска и их семей.

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

16

1.

Выявление лиц группы риска, оказавшихся в ТЖС.

Составление индивидуального плана оказания помощи.

Определение объема необходимой помощи.

Тема 3.2. Учреждения социального обслуживания лиц из групп риска.

Содержание


1

Учреждения социальной помощи лицам группы риска, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: дома ночного пребывания, социальные гостиницы, приюты, центры срочной социальной помощи, кризисные центры, «телефоны доверия», социально-реабилитационные центры и т.д.

Порядок приема граждан в учреждение социальной помощи и оказание им помощи. Услуги, оказываемые в этих учреждениях.

Особенности региональной системы социального обслуживания граждан из групп риска.

20

2

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

10

1.

Учреждения, оказывающие социальную помощь лицам групп риска.

Тема 3.3. Негосударственные учреждения, оказывающие социальную помощь лицам из групп риска.

Содержание

16

1.

Общественные объединения, ассоциации, фонды, оказывающие помощь лицам групп риска и их семьям.

Волонтерское движение.

Региональные негосударственные организации, оказывающие помощь лицам групп риска, которые находятся в ТЖС.

2

Лабораторные работы

-


Практическое занятие

10

1.

Определение учреждений и организаций, способных помощь в преобразовании трудной жизненной ситуации людей из групп риска.

Самостоятельная работа при изучении Раздела 3

51

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Особенности осуществления патроната лиц групп риска за рубежом.

  2. Учреждения социального обслуживания лиц групп риска в европейских странах.

  3. Особенности оказания социальной помощи людям групп риска в разных регионах России (сравнительный анализ).

  4. Коррекция собственной деятельности

Учебная практика

Виды работ:

  1. Выявление людей групп социального риска, находящихся в ТЖС.

  2. Определение объема помощи, необходимой людям групп социального риска.

  3. Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации лиц групп риска.

  4. Осуществление социального патроната к лицам с групп социального риска.

  5. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих соблюдение и защиту прав и интересов лиц из

групп риска.

  1. Определение прав лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС.

  2. Определение прав на социальное обеспечение лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС.

  3. Анализ региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей социальную работу с лицами из

групп риска, оказавшихся в ТЖС.

  1. Осуществление социальной диагностики трудной жизненной ситуации лиц групп риска.

  2. Выявление проблем и затруднений у лиц из групп риска, которые оказались в ТЖС.

  3. Применение различных социальных технологий в разрешении ТЖС лиц групп риска.

  4. Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами из групп риска и членами их семей.




36

Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю

Виды работ

  1. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих соблюдение и защиту прав и интересов лиц из групп риска.

  2. Определение прав лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС.

  3. Определение прав на социальное обеспечение лиц из групп риска, оказавшихся в ТЖС.

  4. Анализ региональной нормативно-правовой базы, регламентирующей социальную работу с лицами из групп риска, оказавшихся в ТЖС.

  5. Осуществление социальной диагностики трудной жизненной ситуации лиц групп риска.

  6. Выявление проблем и затруднений у лиц из групп риска, которые оказались в ТЖС.

  7. Применение различных социальных технологий в разрешении ТЖС лиц групп риска.

  8. Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами из групп риска и членами их семей.

  9. Выявление людей групп социального риска, находящихся в ТЖС.

  10. Определение объема помощи, необходимой людям групп социального риска.

  11. Определение круга учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации лиц групп риска.

  12. Осуществление социального патроната к лицам с групп социального риска.


108

Всего

418


4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов Технологии социальной работы с лицами из групп риска.

Оборудование учебного кабинета:

- стол и стул для преподавателя.

- столы и стулья для студентов;

- доска;

- толковые словари;

- стенды;

- плакаты;

- учебно-методические пособия;

- нормативно-правовые акты.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами [Текст]: Учеб. пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 120 с. - (Высшее образование) ISBN 978-5-16-003015-9

  2. Кошелев Н.С. Социальное обслуживание и права населения [Текст]: практическое пособие/ Н.С. Кошелев. - 2-е изд., прераб. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. - 83 с.: табл. - (Социальная защита) ISBN 978-5-370-01784-1

  3. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст]:Учеб. пособие/ отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 184 с. ISBN 9785-16-003790-5

  4. Платонова Н.М. Социальная работа с бездомными [Текст]:учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 160 с. ISBN 978-5-7695-6834-3

  5. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие/ под ред. д.п.н., проф. Н.ф. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 364с. ISBN 978-5-394-00778-1

  6. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 280с.

Дополнительные источники:

  1. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведения/ Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. - М., 2007г. - 288с

  2. Российская энциклопедия социальной работы. Том 2. - М., 1997 - 406с

  3. Современная энциклопедия социальной работы/ под ред. Академика РАН В.И. Жукова. - 2-е изд., доп. и перера. - М.: Издательство РГСУ, 2008. - 412с.

  4. Справочник социального работника/ В.А. Альперович [ и др.]; под общ. Ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 336с.

  5. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. - 2-е изд.. перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 464с.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Освоение программы данного модуля должно проходить после изучения общепрофессиональных дисциплин «Теория и методика социальной работы», «Организация социальной работы в РФ», «Основы социальной медицины», профессионального модуля по выполнению работ рабочей профессии «Оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидов на дому», профессиональных модулей «Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами» и «Социальная работа с семьей и детьми».

При проведение аудиторных занятий необходимо использовать презентационное оборудование, нормативно-правовую документацию, регулирующую деятельность специалиста по социальной работе при оказании социальной помощи лицам из групп риска.

При работе над выполнением индивидуальных заданий и решении ситуационных задач обучающимся оказываются консультации.

Производственная практика может проводиться в кризисных центрах, центрах реабилитации, приютах, домах ночного пребывания, центрах занятости, службах «телефон доверия», мобильных бригадах и иных учреждениях региона, оказывающих социальную помощь лицам из групп риска.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года

Требования к квалификации кадров, осуществляющих руководство практикой:

Методический руководитель: наличие высшего образования, соответствующего профилю модуля «Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС», прохождение обязательной стажировки в профильных учреждениях не реже 1-го раза в 3 года.

Общий и непосредственный руководитель: высшее или среднее профессиональное образование, опыт работы не менее 5 лет.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

- осуществлять анализ ситуации лиц из групп риска;

- выявлять наличие проблем и затруднений;

- определение возможных вариантов оказания социальной помощи различным категориям лиц из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

- определение права лиц из групп риска на получение тех или иных видов социальной помощи, с использованием нормативно-правовой базы;

- составление алгоритма деятельности специалиста по социальной работе по оказанию помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС.

- экзамен;

-тестирование;

- экспертная оценка решения ситуационных задач

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы;

- экспертная оценка составления алгоритма деятельности специалиста по социальной работе с лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

- экспертная оценка составления схемы учреждений и специалистов, способных оказать социальную помощь лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

- выявлять людей из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

- осуществлять сбор документов, необходимых для оказания различных видов помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

- определять права лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС на различные виды социальной помощи;

- осуществление учета лицам из групп риска в данном микрорайоне (населенном пункте), находящихся в ТЖС;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать социальную помощь лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС.

- экзамен;

-тестирование;

- экспертная оценка решения ситуационных задач

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы;

- экспертная оценка выполнения видов работ в процессе прохождения учебной и производственной практик.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

- выявлять лицам из групп риска, нуждающихся в социальном патронате;

- осуществлять сбор информации о ситуации лицам из групп риска;

- выявлять наличие проблем и затруднений;

- определение форм и методов социального патроната к лицам из групп риска и их семьям;

- оформление необходимой документации для осуществления социального патроната;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении социального патроната к лицам из групп риска и их семьям.

- экзамен;

-тестирование;

- экспертная оценка решения ситуационных задач

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы;

- экспертная оценка составления алгоритма деятельности специалиста по осуществлению патроната лицам из групп риска и их семьям;

- экспертная оценка выполнения видов работ в процессе прохождения учебной и производственной практик.

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

- выявлять людей из групп риска, нуждающихся в социальной адаптации и реабилитации;

- определение форм и методов социальной работы, необходимых для адаптации и реабилитации лиц из групп риска и их семей;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать помощь в осуществлении адаптации и реабилитации лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

- экзамен;

-тестирование;

- экспертная оценка решения ситуационных задач

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы;

- экспертная оценка составления алгоритма деятельности специалиста по созданию условий для адаптации и реабилитации лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС;

- экспертная оценка выполнения видов работ в процессе прохождения учебной и производственной практик.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

- определять права людей из групп риска на льготы, пособия, социальное обслуживание и иные государственные социальные гарантии;

- информировать людей из групп риска и членов их семей о действующих законодательных актах в сфере социальной защиты;

- определение форм и методов социальной помощи лицам из групп риска, оказавшимся в ТЖС.

- экзамен;

-тестирование;

- экспертная оценка решения ситуационных задач

- анализ результатов своей практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

- экспертная оценка выполнения самостоятельной работы;

- экспертная оценка составления алгоритма деятельности специалиста по осуществлению профилактики ТЖС лиц из групп риска и членов их семей;

- экспертная оценка выполнения видов работ в процессе прохождения учебной и производственной практик.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • наличие положительных отзывов с мест производственной практики;

  • активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;

- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;

- Наблюдение и оценка непосредственного руководителя при прохождении производственной практики;

- экспертная оценка портфолио работ и документов;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Правильный выбор способов решения профессиональных задач;

- Рациональная организация собственной деятельности во время выполнения самостоятельной и практической работы, при работе над решением ситуационных задач, прохождение производственной практики;

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- проводить диагностику ситуации;

- определять адекватные варианты решения возникающих проблем;

- выявлять возможные риски;

- обосновывать принятие решения;

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- отбор и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики;

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения.

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики;

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

- проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий;

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики;

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

- проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку.

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики;

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

- рациональная организация рабочего места;

- соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм.

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики;

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

- демонстрация навыков здорового образа жизни.

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики;

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности.

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе учебной и производственной практики.











МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

СЕВЕРО - ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ



КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Разработка проекта рабочей программы»

ПМ 03 Социальная работа с лицами из групп риска,

оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

















Выполнила: Дзгоева А.А.

преподаватель ГБОУ СПО ЭАТ


Приняли: Темиряев А.Т.

Мирзаева Ф.Б.











Владикавказ 2015 год

*

© 2010-2022