Программа Основы шахматной игры

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «РОСТОК»

В Д. РОКОТУШКА» НОВОСПАССКОГО РАЙОНА

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


РАССМОТРЕНО

На заседании Педагогического совета

Протокол № ____от _______________

УТВЕРЖДЕНО

Директором ОГКУСО СП «Росток»

Приказ №_____от________________



ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ ШАХМАТНОЙ ИГРЫ»

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)

Возраст детей 9 -14 лет

Срок реализации - 6 месяцев



Автор-составитель:

Т.С.Рыбалко, социальный педагог



д.Рокотушка

2015


СОДЕРЖАНИЕ


1

Пояснительная записка


3

2

Тематический план


7

3

Содержание программы


8

4

Методическое обеспечение программы

12

5

Список литературы

16

6

Приложение

18



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование необходимости программы

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы - одна семья».

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна. Важное значение для обучения имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Шахматы - это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей.

Объем и реализация дополнительной общеразвивающей программы

Программа рассчитана на шесть месяцев, что обусловлено пребыванием воспитанников в социальном приюте.

Количество часов на освоение программы: 72 часа

Возраст детей: 9 - 14 лет.

Цель - обеспечение личностного развития ребёнка посредством шахматной игры.

Задачи:

  1. Научить:

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил необходимого кодекса;

  • рокировать, объявлять шах, решать элементарные задачи на мат в один ход;

  1. Активизировать мыслительную деятельность воспитанника, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание;

  2. Выработать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер;

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация);

- практический (освоение приемов игры, турнирная практика).

Формы организации деятельности - групповая.

Формы проведения занятий:

  • занятие-игра;

  • викторина;

  • турнир.

Формы оценки качества знаний:

- викторина;

- турнир.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование кабинета:

  • дидактические игры для обучения игре в шахматы;

  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

  • настольные шахматы разных видов;

  • шахматные часы;

  • обучающие видеоуроки по шахматам.

Ожидаемые результаты освоения программы

Воспитанники должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

  • правила хода и взятия каждой фигуры;

  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

Воспитанники должны уметь:

  • расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • рокировать, объявлять шах, ставить мат.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Программой предусматривается 72 шахматных занятия, по 1 часу 3 раза в неделю.


п/п

Тема

Теория

Практика


Всего


ШАХМАТНАЯ ДОСКА

1


1

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

1


1

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

1

1

2

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

10

18

28

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

2

8

10

ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

1

3

4

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ И ТУРНИРНЫЕ ПАРТИИ


26

26



Итого:

15

57

72
















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками…).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей 6-7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.






МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991. - с. 132-135). Дидактическое задание "Диагональ".

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая",

НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

ФЕРЗЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

КОНЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

ПЕШКА. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".

ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля).

КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

ШАХ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

MAT. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

MAT. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода".

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Тренировочные и турнирные партии.

Список литературы

  • Авербах, Юрий Львович. Путешествие в шахматное королевство [Текст] / Ю.Л. Авербах, М.А. Бейлин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 255 с. : ил.

  • Алексеев, Н. Г. Игра мудрецов [Текст] : [Обучение игре в шахматы на фак. занятиях в сред. шк.] / Н.Г. Алексеев, Ю.С. Разуваев // Практ. журн. для учителя и администрации шк. - 2002. - N 4. - С. 28-30

  • Багдасарова, Аида Арамовна. Учебник шахмат для самых маленьких [Текст] / А.А. Багдасарова, Олег Андреевич Губенко. - Ессентуки : Б.и., Б.г. (1995). - 95 с. : ил.

  • Волков, С. Уроки шахмат в школе [Текст] : [Опыт сред. шк. N 218 Москвы] / С. Волков // Пед. калейдоскоп. - 1996. - N42 (00.10). - С. 4

  • Волков, С. Уроки шахмат в школе [Текст] : [Опыт учителя по шахматам сред. шк. N 218 Москвы] / С. Волков // Спорт в шк.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». - 1997. - N18 (00.05). - С. 9. - Продолж. Нач. см. : Там же. - 1997. - N 1

  • Габбазова, Асыл Якуповна. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / А. Я. Габбазова . - М., 2005. - 22 с. : ил.

  • Габбазова, Асыл Якуповна. Учимся играть в шахматы [Текст] : учеб. пособие / А.Я. Габбазова ; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск : УлГТУ, 2002. - 95,[1] с.

  • Гайнулина, В. М. О шахматах и педагогике - с любовью и надеждой / В. М. Гайнулина. // Педагогика. - 2007г. № 10. - С.98-109

  • Гик, Евгений Яковлевич. Занимательные игры и развлечения [Текст] / Е.Я. Гик. - М. : Дет. лит., 2001. - 238 с.

  • Гик, Евгений Яковлевич. Полтыщи веселых шахматных историй [Текст] / Е. Гик. - М. : Физкультура и спорт, 2002. - 319,[1] с. : ил.

  • Зак, Владимир Григорьевич. Я играю в шахматы [Текст] : веселое учеб. пособие для детей мл. шк. возраста / В.Г. Зак; Худож. В. Цикота. - 3-е изд., доп. - СПб. : Санта, 1994. - 216, [7] с. : ил.

  • Казак, Анатолий А.Маленьким о шахматах [Текст] / А.А. Казак. - М. : Владос, 1994. - [18] с.

  • Кондырева, Маргарита Геннадьевна. Шахматы [Текст] : курс занятий с детьми 5-6 лет / М.Г. Кондырева, Владимир Борисович Кондырев. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1996. - 83 с.

  • Костров, Всеволод ВикторовичЭта книга научит играть в шахматы детей и родителей [Текст] : учеб. для 1-2 кл. нач. шк.В 2 кн. / В.В. Костров, Д.А. Давлетов. - СПб. : Литера, 2001 Ч.2 / Д.А. Давлетов. - 2001. - 150 с.

  • Костров, Всеволод ВикторовичЭта книга научит играть в шахматы детей и родителей [Текст] : учеб. для 1-2 кл. нач. шк.В 2 кн. / В.В. Костров, Д.А. Давлетов. - 5-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Ювента, 2001 - . Ч.1 / Д.А. Давлетов. - 2001. - 127 c : ил.

  • Костров, Всеволод Викторович. Рабочая тетрадь к шахматному учебнику [Текст] / В.В. Костров, Р. Самсонова. - СПб. : Литера, 2005. - [32] с.

  • Костров, Всеволод Викторович. Шахматная рабочая тетрадь [Текст] : задания к учеб. «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей» / В. Костров. - СПб. : Литера, 2002. - [32] с. : ил.




Приложение №1

Шахматные фигуры

Программа Основы шахматной игры

Король

Ходит на одно поле в любом направлении. Кроме того, может участвовать в рокировке. Самая важная фигура, поскольку невозможность защитить короля от атаки противника (эта ситуация называется «мат») означает проигрыш партии. В комплекте шахматных фигур король обычно - самая высокая фигура, либо одна из двух самых высоких фигур (вторая - ферзь).

Ферзь

Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали (соединяет в себе ходы ладьи и слона). В общем случае, самая сильная фигура на шахматной доске. Изначально (в старом арабском шатрандже) ферзь ходил лишь на одно поле по диагонали; превращение его в наиболее сильную фигуру произошло уже в европейских шахматах. В современной шахматной теории ферзь относится к «тяжёлым фигурам», наряду с ладьёй. Внешний вид фигуры в традиционных «стаунтоновских» шахматах аналогичен королю, но фигура увенчана небольшим шариком и обычно несколько ниже, в отличие от короля, который, как правило, выше ферзя и увенчан крестом.

Ладья

Ходит на любое число полей по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке. Игрок начинает партию с двумя ладьями, стоящими на крайних полях первой горизонтали. Как и ферзь, относится теорией к «тяжёлым фигурам». Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни (что соответствует европейскому её названию, с разных языков переводящимся именно как «крепостная башня»). В старых русских шахматных комплектах имела вид стилизованного корабля (ладьи). По некоторым предположениям, различные наименования данной фигуры связаны с её первоначальным названием и видом. В чатуранге она называлась «колесница», то есть «ратх». В арабском шатрандже название превратилось в «Рух» (имелась в виду мифическая птица). Её стилизованные изображения, по предположениям шахматных историков, на Руси были приняты за изображения визуально похожей русской ладьи, от чего и произошло русское название фигуры. В Европе же изображение фигуры было связано с названием, созвучным с «rook» (утёс, башня), в результате соответствующая европейская шахматная фигура стала изображаться в виде крепостной башни.

Слон

Ходит на любое число полей по диагоналям. В чатуранге и шатрандже ходил через одно поле по диагонали, являясь, как и конь, «прыгающей» фигурой (при ходе перешагивал через свои и чужие фигуры, стоящие на пути). В начале игры у игрока есть два слона - белопольный и чёрнопольный. В силу геометрии шахматной доски, слоны перемещаются только по диагоналям своего цвета. Относится к классу «лёгких фигур», вместе с конём. Фигура обычно ниже короля и ферзя, верхняя часть имеет вид капли (или капюшона) заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и протестантских священников, что соответствует английскому названию «bishop» - «епископ».

Конь

Ходит русской буквой «Г» (или буквой "L") - сначала на два поля по вертикали или горизонтали, потом ещё на одно поле по горизонтали или вертикали перпендикулярно первоначальному направлению. Единственная фигура в современных шахматах, которая ходит не по прямой линии и является «прыгающей» - может «перепрыгивать» через свои и неприятельские фигуры. Одна из двух фигур (вторая - король), ход которой не изменился со времён чатуранги. В начале партии у каждого игрока два коня, стоящих на вторых слева и справа полях первой от него горизонтали. Относится к «лёгким фигурам». Фигура имеет вид головы коня на подставке. Английское название «knight» - рыцарь.

Пешка

Ходит на одно поле по вертикали вперёд. Из исходного положения может сделать один ход на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника (т. н. взятие «энпассан»). Единственная фигура в шахматах, у которой тихий ход и ход со взятием различаются. В комплекте фигур у каждого игрока по восемь пешек, в начальной позиции пешки стоят на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля. За редкими исключениями, обычно пешку превращают в ферзя. Фигура самая маленькая из всех в комплекте. Несмотря на слабость, пешки очень важны в шахматной партии, так как зачастую составляют основу оборонительной структуры игрока, являясь и «наполнителем» поля, и «пушечным мясом». В эндшпиле роль пешек многократно возрастает обычно за счёт того, что часть из них являются так называемыми «проходными пешками», потенциально способными достигнуть последней горизонтали и превратиться в фигуру.

Классификация

  • Лёгкие фигуры - конь и слон.

  • Тяжёлые фигуры - ладья и ферзь.

  • Король - из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.

  • Пешка - так же, как и король, не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.

В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки.



Сравнительная сила фигур

Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории силу фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие примерные соотношения:

Фигуры

Символ

Ценность

Пешка

Программа Основы шахматной игры

1

Конь

Программа Основы шахматной игры

3

Слон

Программа Основы шахматной игры

3

Ладья

Программа Основы шахматной игры

5

Ферзь

Программа Основы шахматной игры

9

На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от ситуации. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю, двумя конями - нет. В шахматах действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться - нужно либо отходить королем, либо забирать коня.

Ударная сила фигур

Способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей шахматной доски свободной от других фигур называется ударной силой этой фигуры.

Фигура

В центре

На краю

В углу

Пешка

2

1

-

Конь

8

3-4

2

Слон

13

7

7

Ладья

14

14

14

Ферзь

27

21

21

Король

8

5

3

Кроме ладьи централизация фигур повышает их ударную силу.

В дореволюционной России были приняты следующие названия фигур:
Ладья - тура, слон - офицер, ферзь - королева

Туры могли сойти за рюмки, король - за самовар или генерала. Шишаки офицеров походили на электрические лампочки. Пару вороных и пару белых коней можно было запрячь в картонные пролетки и устроить биржу извозчиков или карусель. Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея…

Приложение № 2

Словарь шахматных терминов

  • «Армагеддон» - решающая партия (как правило, на тай-брейке), которая играется на необычных условиях: белые имеют 5 минут на обдумывание, а черные - 4 минуты (или белые 6 минут, чёрные - 5), однако белых устраивает только выигрыш (в случае ничьей чёрные признаются выигравшей стороной).

  • Батарея - две (или более) фигуры, объединение которых усиливает потенциал атаки (давления), например, батарея «ферзь + слон», «ладья + ферзь» и т. п.

  • Блиц - молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).

  • Блока́да - стратегия ограничения подвижности пешек и фигур противника.

  • Быстрые шахматы (рапид) - партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).

  • Вертикаль - поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль f).

  • Вечный шах - ситуация, в которой одна из сторон (как правило, сильнейшая) не может избежать серии повторяющихся шахов. Партия при этом, как правило, оканчивается ничьей после троекратного повторения позиции.

  • Взятие на проходе - Взятие пешкой пешки противника на поле, которое она пересекла, делая свой «двойной ход». Возможно в том случае, когда пешка находится на 5-й (для белых пешек) или 4-й (для чёрных пешек) горизонтали и пешка противника, делая двойной ход, пересекает поле, находящееся под боем у данной пешки. Возможно только следующим за этим двойным ходом.

  • Вилка - ход, после которого под боем оказываются две (и более) фигуры противника.

  • Гамбит - разновидность дебюта, в котором осуществляется жертва материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.

  • Гарде́ (фр. gardez «берегите(сь)») - нападение на ферзя (устаревшее; объявление «гарде» не обязательно).

  • Горизонталь - поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).

  • Дебют - начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.

  • Демаркационная линия - линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.

  • Диагональ - поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.

  • Детский мат - мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея - объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и черные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.

  • Жертва - неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.

  • Задача шахматная - произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.

  • Зевок - грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.

  • Игра вслепую - игра не глядя на доску, одна из разновидностей показательных выступлений. В последнее время для повышения зрелищности игра «вслепую» включена в программу международных турниров («Амбер-турнир»). Однако в нём игрокам разрешается использовать для удобства изображение пустой шахматной доски (на дисплее компьютера).

  • Инициатива - преимущество активной стороны, могущей навязать обороняющейся стороне стиль и темп борьбы, подготовить и осуществить атаку и т. п.

  • «Капкан» - ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или другой фигуры.

  • Качество - «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив) за неё лёгкую фигуру.

  • Конь- лёгкая шахматная фигура по силе примерно равная трём пешкам. Конь ходит на поле, находящееся в двух клетках по горизонтали и одной по вертикали, либо в двух клетках по вертикали и одной по горизонтали от исходного положения, при этом он имеет возможность «перепрыгивать» фигуры и пешки, находящиеся между его начальным и конечным положением при ходе. Особенностью коня является то, что он постоянно меняет цвет поля, на котором находится. В исходной позиции у каждого игрока по два коня которые находятся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, рядом с ладьями.

  • Король - главная шахматная фигура, с которой связан исход шахматной партии. Король может ходить на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали, на любое неатакованное поле, не занятое своей фигурой или пешкой, а также участвовать в рокировке. У каждого игрока по одному королю, в исходной позиции находящиеся на полях e1 (белый) и e8 (чёрный) Особенностью королей является то, что их количество (по одному на каждого игрока) не может меняться на протяжении всей партии, то есть король не может быть взят и пешка не может быть превращена в короля по достижении последней на своём пути горизонтали. Цель игры - атаковать короля таким образом, чтобы у него не было возможности защититься от этой атаки (мат).

  • Ладья- тяжёлая шахматная фигура, по силе примерно равная пяти пешкам. На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали или вертикали, а также участвовать в рокировке. В исходной позиции, у каждого из игроков по две ладьи, находящиеся по углам доски.

  • «Ласкеровская компенсация» - компенсация за ферзя в виде ладьи, пешки и лёгкой фигуры (как правило, слона). Термин образован от фамилии второго официального чемпиона мира по шахматам Эм. Ласкера, неоднократно и с успехом осуществлявшего подобный размен сильнейшей фигуры.

  • Ловушка - один из приёмов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку, рассчитывает на опрометчивость противника, который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.

  • Мат - в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.

  • Мат спёртый - мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.

  • Матч - форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент.

Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления Чемпиона мира.

  • Миниатюра - 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны;
    2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).

  • Миттельшпиль - середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.

  • Ничья - результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.

  • Нотация шахматная - общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход - и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращённой нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 - чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).

  • Откладывание партии - процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.

  • Открытая линия - вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.

  • Пат - позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет возможности сделать ход.

  • Пешка - минимальная боевая единица в шахматах, одновременно - базовая единица измерения шахматного материала (в среднем лёгкая фигура равна трём пешкам, ладья - пяти и т. п.). Ф. Филидор называл пешки «душой шахмат».

  • План игры - стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль) и эндшпиль. План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы (борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов, необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.

  • Поддавки (шахматные) - игра, где побеждает сторона, первая отдавшая все свои фигуры и пешки (включая короля).

  • Позиция - положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.

  • Поле - единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной позиции предопределяет позиционное преимущество.

  • Превращение - замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).

  • Превращение «слабое» - превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью. При этом «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).

  • Проходная пешка - пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.

  • Преимущество - превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).

  • Размен - ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.). В свое время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.

  • Рокада - вертикаль, открытая для маневров ладьи.

  • Рокировка - ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной - на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.

  • Ряд - то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд - вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых тяжёлые фигуры могут «полакомиться» пешками.

  • Связка - положение, когда фигура не может сделать ход из-за того, что после её хода поле, на котором стоит король, будет атаковано. Связанной может также быть фигура, ход которой приведет к потере ферзя или проигрышу качества.

  • Сеанс одновременной игры - средство популяризации шахмат, мероприятие, в ходе которого сильный шахматист (сеансер) играет одновременно ряд партий (от нескольких партий до нескольких сотен партий) с шахматистами более низкой квалификации.

  • «Слабое» превращение - превращение пешки не в ферзя, а в ладью или легкую фигуру.

  • «Слепота» шахматная - «затмение» во время игры, при которой игрок не видит очевидных выигрывающих продолжений или совершает грубый зевок, ведущий к проигрышу или утрате решающего перевеса.

  • Слон - лёгкая шахматная фигура, по силе примерно равная трём пешкам. На свободной доске может передвигаться на любое число полей по диагонали. В исходной позиции у каждого игрока по два слона, находящиеся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, на полях рядом с конями. Особенностью слона является то, что он может ходить только по полям определённого цвета, поэтому различают белопольных и чернопольных слонов, по цвету полей, по которым они передвигаются.

  • Тактика шахматная - система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты» и пр.).

  • Теория шахматная - сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).

  • Турнир - разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором несколько участников играют друг с другом. Типичный пример - круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.

  • Турнирная таблица - документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).

  • Угроза - нападение на один из объектов позиции неприятеля с созданием реальной опасности для его положения.

  • Фаланга - пешечная цепь.

  • Ферзь - Самая сильная фигура в шахматах, по силе примерно равная девяти пешкам. На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали, вертикали или диагонали. В исходном положении белый ферзь находится на поле d1, чёрный - d8.

  • Ход - передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру или пешку на поле и отпустил её. Ходы шахматной партии, сыгранной в официальных соревнованиях, записываются посредством шахматной нотации. В случае рокировки и взятия в ходе могут участвовать две фигуры. См. также полуход.

  • Цейтнот - нехватка времени на обдумывание хода.

  • Центр - поля с индексами e4-e5-d4-d5. Понятие расширенного центра включает также смежные с указанными поля.

  • Цугцванг - положение, при котором у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных ходов, так что любой ход игрока ведёт к ухудшению его собственной позиции.

  • Часы шахматные - особая разновидность часов, в которых совмещены два циферблата и при совершении хода особый механизм переключает часы таким образом, что идут часы того, кто обдумывает ход. Нехватка времени вызывает цейтнот, а его исчерпание (в случае, если не сделано предусмотренное количество ходов) означает просрочку времени и поражение.

  • Шах - позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой.

  • Двойной шах - позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.

  • Шахматная композиция - область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.

  • Эстетика шахмат - способность шахматной игры доставлять эстетическое удовольствие (красота и парадоксальность возникающих в ходе игры позиций, красота замысла, красота отдельного хода или партии в целом, красота борьбы и т. п.).

  • Эндшпиль - заключительный этап шахматной партии.

  • Этюд шахматный - произведение шахматной композиции, искусственно составленная позиция, в которой необходимо найти единственно верный путь (как правило, неочевидный, парадоксальный) для достижения поставленной задачи (достижение выигрыша или ничьей).


Приложение №3

АНАГРАММА

Сначала надо ответить на вопросы и отметить нужные буквы. Затем определить, что за слова (а это - названия шахматных фигур) изображены рядом с вопросами, и расставить эти слова в алфавитном порядке. Тогда отгаданные буквы, соответствующие этим словам, составят ключевое слово - имя музы шахмат.

АЕШПК 1. Шахматы появились в Индии приблизительно в 570 году нашей эры. Через арабов игра попала в Европу, но еще раньше, через Среднюю Азию, - в Киевскую Русь. Известны былины, в которых Добрыня Никитич сражается в шахматы с царем Калином, а Садко - с морским царем. Наверное, неслучайно, из тринадцати официальных чемпионов мира восемь - наши с вами соотечественники. А первым чемпионом мира стал в 1866 году уроженец Праги, живший в то время в Лондоне. Буква, с которой начинается его фамилия, - то, что мы ищем.

АДЛЯЬ 2. В России шахматы с давних времен считались царской игрой, все наши самодержцы умели играть, а Иван Грозный даже умер за шахматной доской, причем, когда расставлял фигуры, его король упал. Вообще шахматы любили многие великие и известные люди. Среди поклонников этой игры завоеватель Тамерлан и король Иоанн Безземельный, политик Ленин и писатель Тургенев, композитор Прокофьев и мыслители Вольтер и Лютер. Шахматистом был царь Петр, неплохо играла Екатерина Великая. "И Ленский пешкою ладью берет в рассеяньи свою..." Кто автор этой цитаты, тоже, кстати, любивший играть в шахматы? Запомним из его фамилии предпоследнюю букву.

ОНСЛ 3. Императору французов Наполеону хватало забот, но он тоже в свободное время любил поиграть в шахматы. В 1809 году в Австрии ему довелось сразиться с шахматным автоматом. По Европе разъезжал венгерский изобретатель Кемплен и демонстрировал настоящее чудо: механического игрока, одетого в турецкий наряд. Никто не мог понять, как действует этот автомат, передвигавший фигуры не только самостоятельно и осмысленно, но и очень сильно. На самом деле это была хитрая конструкция - внутри ящика стола прятался человек, хорошо игравший в шахматы. Сложной системой зеркал создавалось впечатление, что ящик пуст. Спрятанный игрок узнавал по перемещению магнитов, какой ход делает противник механического турка. Турок вел себя очень интересно: троекратным кивком головы объявлял шах, замирал, если противник делал неправильный ход. Рассказывают, что Наполеон намеренно делал неправильные ходы, и на третий раз автомат, разволновавшись, сбросил фигуру с доски. Император был очень доволен. Но в конце концов партию проиграл. Вспомним, на каком острове родился Наполеон, и подчеркнем в названии четвертую букву.

ООЬЛРК 4. Многих поражает способность умелых шахматистов играть вслепую, не глядя на доску. Есть здесь и свои рекорды. Американец Колтановский в 1961 году играл вслепую одновременно 56 партий. Не менее впечатляют достижения мастеров, которые дают сеансы одновременной игры на многих досках. Чех Властимил Горт 20 лет назад дал в Кельне сеанс на 663 досках, 86% партий он выиграл, а за 32 часа игры прошел 43 километра. Конечно, у выдающихся шахматистов и память выдающаяся. Но прямой зависимости тут нет. Например, великий Галилео Галилей не был знаменитым игроком, но в молодости очень успешно играл вслепую. В какой стране он это делал? Нужна третья буква слова.

ЬОНК 5. Маленький американский мальчик Сэмми горько плакал, когда проигрывал партию. Неудивительно - ему было всего восемь лет. Но если учесть, что он проводил сеанс одновременной игры со взрослыми игроками и проигрывал из десяти партий только одну... Мальчик вырос и стал международным гроссмейстером Сэмюэлем Решевским. Есть случаи, когда талант просыпается очень рано. Таких детей называют... В переводе с немецкого это означает "удивительный ребенок". Возьмем из слова седьмую букву.

ЬФЗРЕ 6. Шахматы требуют выносливости. Недаром выдающиеся шахматисты - хорошие спортсмены. Анатолий Карпов любит теннис и плавание. Чемпион мира 30-х годов голландец Макс Эйве выступал на любительском ринге, принимал участие в автогонках, у него был диплом пилота. Гарри Каспаров увлекается футболом, плаванием, велосипедом и легкой атлетикой. А в каком городе родился Каспаров? Нам нужна вторая буква.


ОТВЕТЫ
1. Манила, буква - "И", слово - МИЧМАН.
2. Октябрь, буква - "О", слово - КОРМА.
3. Кронштадт, буква - "К", слово - ЯКОРЬ.
4. Андреевский, буква - "Р", слово - МАТРОС.
5. Путин, буква - "Т", слово - МАЧТА.
6. Шаинский, буква - "К", слово - ГЮЙС.
Ключевое слово - КОРТИК.

Приложение №4

ВИКТОРИНА

Название какой игры в переводе с персидского языка означает «властитель умер»?

(Шахматы.)

Какую страну считают родиной шахмат?

(Индию.)

Верно ли, что на Руси шахматы были включены в перечень запрещённых игр.

(Да. На Руси шахматы появились в IX-Х вв. Несмотря на противодействие церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости и считавшей их «бесовским наваждением», они всё же пользовались огромной популярностью.)

Русские шифровальщики считаются лучшими в мире. Этому способствуют три совершенно необходимых условия - качества, в которых они традиционно сильны: математика, музыка и ... Назовите третье.

(Шахматы.)

Самый умный вид спорта - это…

(Шахматы.)

В какую игру любил играть на досуге крокодил Гена?

(Шахматы.)

Какие девушки-спортсменки внимательнее всех следят за своими фигурами?

(Шахматистки.)

Какую фразу гоголевского Чичикова можно часто услышать от шахматиста? И от любителей шашек, конечно, тоже.

(«Давненько не брал я в руки!..»)

Не только поисковая, геологоразведочная, политическая, оперная, но и шахматная.

(Партия.)

Не только первое выступление артиста на сцене, но и начальная стадия шахматной и шашечной партии.

(Дебют.)

Какое слово хорошо знакомо не только студентам театральных вузов, музыкантам, художникам, но и шахматистам?

(Этюд.)

Как называется игровое шахматное поле?

(Доска.)

Как называют партию по быстрым шахматам?

(Блиц.)

Лёша выиграл 2 партии, Валя проиграл 2 партии. Одну партию они сыграли вничью. Сколько партий в шахматы сыграно?

(Три.)

Удел шахматного тугодума - это… Что?

(Цейтнот.)

Какой шахматной фигуре можно объявить шах?

(Королю.)

Какая шахматная фигура бывает белопольной и чернопольной?

(Слон.)

Какая шахматная фигура носит название непарнокопытного животного?

(Конь.)

Назовите самую «грамотную» шахматную фигуру.

(Конь, он ходит буквой «Г», а значит, её знает.)

Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры?

(Конь.)

На какое максимальное количество клеток может ходить ферзь за один ход?

(На 7.)

Назовите шахматную фигуру, нападающую из-за угла.

(Конь.)

Охранитель шахматных диагоналей - это…

(Слон.)

Не только шахматная фигура, но город России на реке Тобол.

(Тура.)

Как по-другому называют шахматную ладью?

(Тура.)

Какой шахматной фигурой, кроме коня, можно начать партию?

(Пешкой.)

Какая шахматная фигура обозначается латинской буквой «Q»?

(Ферзь.)

Какая шахматная фигура обозначается латинской буквой «P»?

(Пешка.)

Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в начале партии?

(Восемь.)

Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым?

(Белого.)

Фигуры какого цвета в начале шахматной партии находятся на восьмой горизонтали?

(Чёрного.)

Первым ходом даже гроссмейстер может сдвинуть с места только пешку и эту фигуру. Какую?

(Коня.)

Шахматную вилку чаще всего ставят с помощью этой «коварной» фигуры: угрожает сразу двум, а не могут ответить тем же.

(С помощью коня.)

Какой шахматной фигурой, кроме слона, можно поставить детский мат?

(Ферзь, или королева.)

Сколько очков получает шахматист за ничью в партии на официальных соревнованиях?

(0,5 - пол-очка.)

При каком исходе партии в шахматном турнире игроки получают по пол-очка?

(Ничья.)

В боксе - нокдаун, а в шахматах - …

(Шах.)

Сколько циферблатов имеют шахматные часы?

(Два.)

Сколько клеток насчитывается на самой короткой диагонали шахматной доски?

(Две.)

В какой спортивной игре существует термин «гамбит»?

(В шахматах.)

Гамбит - это вариант начала шахматной партии или её окончания?

(Начала.)

Что приносят на алтарь шахматного гамбита?

(Жертву.)

Сколько видов рокировок существует в классических шахматах?

(Два.)

Сколько рокировок может сделать шахматист в ходе одной партии?

(Одну.)

Вы, конечно, знаете секундантов как свидетелей дуэли. А вот в 1935 году появилась вполне официальная профессия секундантов. Сейчас в мире их несколько десятков. Чем же они занимаются?

(Это помощники ведущих шахматных гроссмейстеров.)

На флаге какой федерации изображена голова лошади?

(ФИДЕ - международной шахматной федерации.)

Над резиденцией Президента Республики Калмыкия развеваются три флага: триколор России, флаг Калмыкии с цветком лотоса и этот. Какой?

(Флаг международной шахматной федерации - ФИДЕ.)

Назовите легендарный завоеватель, обожавшего играть в шахматы.

(Тимур.)

Большая любительница шахмат Екатерина II предпочитала играть по схеме «четверные шахматы». В чём состояло их отличие от обычных?

(Играли двое надвое, и в поражении всегда можно было обвинить партнёра.)

Какой новый этап в жизни шахмат начался партией между королём Англии Генрихом I и королём Франции Людовиком V в 1119 году?

(Шахматы по переписке.)

Назовите сильнейшего шахматиста России 1-й половины 19-го века, автора первого русского учебника шахматной игры.

(Петров Александр Дмитриевич.)

В каком виде спорта прославился Владимир Крамник?

(Шахматы.)

В каком виде спорта прославился Василий Смыслов?

(Шахматы.)

В каком виде спорта используется сицилианская защита?

(Шахматы.)

К какому виду спорта относится термин «Защита Каро-Канн»?

(Шахматы.)

Кем был в юности чемпион мира по шахматам Макс Эйве

(Боксёром.)

Какая профессия роднит российского шахматиста Алёхина А.А. и российского композитора П.И. Чайковского?

(Юрист. И Алёхин, и Чайковский были юристами, учились в Императорском училище правоведения, что на Фонтанке.)

Назовите французского композитора, создателя жанра комической оперы, который был сильнейшим шахматистом Европы второй половины 18 века?

(Филидор Франсуа Андре, 1726-1795 гг., наст. фам. Даникан Филидор. Ему принадлежат труды «Анализ шахматной игры», комические оперы «Садовник и его господин», «Кузнец».)

В ХХ веке мужская команда этой страны выигрывала шахматнуюОлимпиаду 18 раз - рекордное число! Назовите эту страну.

(СССР.)

Центральный дом шахматиста в Ереване вполне логично носит имя этого чемпиона мира. Какого?

(Тиграна Петросяна.)

Какой мюзикл в 2003 году представили общественности в Центральномшахматном клубе имени Тиграна Петросяна?

(«Двенадцать стульев».)

Чья победа над гроссмейстером Гарри Каспаровым стала сенсацией 1994 года?

(Компьютера.)

Назовите российского гроссмейстера, который в октябре 1999 года выиграл в Интернете партию против шахматистов-любителей из 75 стран мира.

(Гарри Каспаров.)

Какую игру называют «шахматами на льду»?

(Кёрлинг.)

Приложение № 5

План-сетка турнира

1

2

3

4

очки

место

1

ФИ



2

ФИ



3

ФИ



4

ФИ





1 очко - выигрыш;

0,5 - ничья;

0 - проигрыш.


© 2010-2022