- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Диагностические методики изучения классного коллектива
Диагностические методики изучения классного коллектива
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова Е.В. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Диагностические методики изучения классного коллектива
Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе. Для выявления различных характеристик детского коллектива можно использовать следующие методики.
Социометрия. Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.
Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.
Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.
Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь?
Фотография класса. Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, я обращаю внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
Урок физкультуры. Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование - учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут, по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включённости в жизнь класса.
Письмо островитянину. Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудна, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют. Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.
Фильм о моём классе. Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссёра и снять фильм о своём классе. Каждый кадр фильма должен быть снабжён текстом. Для того чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.п. Чтобы ребятам было легче снять фильм, они должны ответить на следующие вопросы:
-
Как называется фильм?
-
Где происходит действие фильма?
-
Кто является главным героем фильма?
-
Кто играет второстепенные роли в фильме?
-
Каким является фильм по жанру?
-
Каков финал фильма?
-
В каком цвете снимался фильм?
Сочинение.Учащимся класса предлагается написать сочинение на следующие темы: Ода моему классу; Мой класс через 5 лет; Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс; Удивительные истории моего класса; Болезни роста нашего класса;. Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчиво педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем
. Еще одна диагностическая проективная методика предлагает учащимся определить свое отношение к одноклассникам. Нужно раздать детям листы с готовыми фразами и попросить их продолжить предложения.
-
Самый близкий мне человек в классе, это...
-
Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от
учебы время, это... -
Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
-
Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
-
Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...
-
Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
-
Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по
необходимости, это... -
Ребята, интересы которых мне чужды, это...
-
Ребята, которые мне неприятны, это...
-
Ребята, которых я избегаю, это...
Тест-опросник родительского отношения к детям
Опросник состоит из 5 шкал.
-
«Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель (РО) уважает индивидуальность ребенка (РЕ), симпатизирует ему. РО стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: РО воспринимает своего РЕ плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что РЕ не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет РЕ и не уважает его
-
«Кооперация»- социально- желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: РО заинтересован в делах и планах РЕ, старается во всем помочь РЕ, сочувствует ему. РО высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности РЕ, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность РЕ, старается быть с ним на равных. РО доверяет РЕ, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
-
«Симбиоз»- шкала отражает межличностную дистанцию в общении с РЕ. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что РО стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: РО ощущает себя с РЕ единым целым, стремится удовлетворить все потребности РЕ, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. РО постоянно ощущает тревогу за РЕ, РЕ кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога РО повышается, когда РЕ начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по воле РО не предоставляет РЕ самостоятельности никогда.
-
«Авторитарная гиперсоциализация»- отражает форму и направление контроля за поведением РЕ. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. РО требует от РЕ безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать РЕ во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия РЕ сурово наказывают. РО пристально следит за социальными достижениями РЕ и требует социального успеха. При этом РО хорошо знает РЕ, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.
-
«Маленький неудачник»- отражает особенности восприятия РЕ родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать РЕ, приписать ему личную и социальную несостоятельность. РО видит РЕ младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства РЕ кажутся РО детскими, несерьёзными. РЕ представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. РО не доверяет своему РЕ, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим РО старается оградить РЕ от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
На вопросы отвечать «да» или «нет».
Вопросы для родителей
-
я всегда сочувствую своему ребенку.
-
я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
-
я уважаю своего ребенка.
-
мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
-
нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
-
я испытываю к ребенку чувство расположения.
-
хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
-
мой ребенок часто неприятен мне.
-
я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
-
бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
-
я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
-
мой ребенок ничего не добьётся в жизни.
-
мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
-
мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
-
для своего возраста мой РЕ немножко незрелый.
-
мой РЕ ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
-
мой РЕ впитывает все дурное, как губка.
-
моего РЕ трудно научить хорошим манерам.
-
РЕ следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
-
я люблю, когда друзья моего РЕ приходят к нам в дом.
-
я принимаю участие в своем РЕ.
-
к моему РЕ «липнет» все дурное.
-
мой РЕ не добьется успеха в жизни.
-
когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой РЕ не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
-
я жалею своего РЕ.
-
когда я сравниваю своего РЕ со сверстниками, они кажутся взрослее и по поведению, и по суждениям.
-
я с удовольствием провожу с РЕ все свое свободное время.
-
я часто жалею о том, что мой РЕ растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
-
я часто ловлю себя на враждебном отношении к РЕ.
-
я мечтаю о том, чтобы мой РЕ достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
-
РО должны приспосабливаться к РЕ, а не только требовать этого от него.
-
я стараюсь выполнять все просьбы моего РЕ.
-
при принятии семейных решений следует учитывать мнение РЕ.
-
я очень интересуюсь жизнью своего РЕ.
-
в конфликте с РЕ я часто могу признать, что он по-своему прав.
-
дети рано узнают, что РО могут ошибаться.
-
я всегда считаюсь с РЕ.
-
я испытываю к РЕ дружеские чувства.
-
основные причины капризов моего РЕ - эгоизм, упрямство и лень.
-
невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с РЕ.
-
самое главное - чтобы у РЕ было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
-
иногда мне кажется, что мой РЕ не способен ни на что хорошее.
-
я разделяю увлечения своего РЕ.
-
мой РЕ может вывести из себя кого угодно.
-
я понимаю огорчения своего РЕ.
-
мой РЕ часто раздражает меня.
-
воспитание РЕ - сплошная нервотрепка.
-
строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
-
я не доверяю своему РЕ.
-
за строгое воспитание дети потом благодарят.
-
иногда мне кажется, что ненавижу своего РЕ.
-
в моем РЕ больше недостатков, чем достоинств.
-
я разделяю интересы своего РЕ.
-
мой РЕ не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
-
мой РЕ вырастет неприспособленным к жизни.
-
мой РЕ нравится мне таким, какой он есть.
-
я тщательно слежу за состоянием здоровья моего РЕ.
-
нередко я восхищаюсь своим РЕ.
-
РЕ не должен иметь секретов от РО.
-
я невысокого мнения о способностях моего РЕ и не скрываю этого от него.
-
очень желательно, чтобы РЕ дружил с теми детьми, которые нравятся его РО.
Ключи к опроснику
«Принятие-отвержение»: 3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,53,55,56,60
Образ социальной желательности поведения: 6,9,21,25,31,33,34,35,36
«Симбиоз»:1,5,7,28,32,41,58
«Авторитарная гиперсоциализация»:2,19,30,48,50,57,59
«Маленький неудачник»:9,11,13,17,22,28,54,61
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
1шкала-отвержение,
2шкала-социальная желательность,
3шкала-симбиоз,
4шкала-гиперсоциализация,
5шкала-инфантилизация.
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
1 шкала.
Тестовый балл
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Процентный ранг
0
0
0
0
0
0
0,63
3,79
12,02
31,01
53,79
68,35
77,21
84,17
88,6
90,5
92,4
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
93,67
94,3
95,5
97,46
98,1
98,73
99,36
100
100
100
100
100
100
100
100
100
2 шкала.
Тестовый балл
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Процентный ранг
1,57
3,46
5,67
7,88
9,77
12,29
19,22
31,19
48,82
80.33
3 шкала.
Тестовый балл
0
1
2
3
4
5
6
7
Процентный ранг
4,41
19,53
39,06
57,96
74,97
86,63
92,93
95,65
4 шкала
Тестовый балл
0
1
2
3
4
5
6
Процентный ранг
4,41
13,86
32,13
53,87
69,3
83,79
95,74
5 шкала
Тестовый балл
0
1
2
3
4
5
6
7
8
Процентный балл
14,55
45,57
70,25
84,81
93,04
96,83
99,37
99, 83
100
Когда нынешние восьмиклассники были в шестом классе я вместе с Татьяной Ивановной (психологом школы) проводила пед. консилиум для учителей, работающих в классе. В задачи консилиума входило:
¯ коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся класса с помощью школьной психологической службы
¯ выявление причин, вызывающих резкое снижение успеваемости
¯ разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин
¯ выявить учащихся с определенными наклонностями в обучении: гуманитарно- естественного, политехнического, спортивного и эстетического.
Участники: психолог, классный руководитель, учителя, работающие в классе
Подготовительная работа:
1. изучение успеваемости в классе
2. психолого-педагогическое изучение педагогически запущенных учащихся с помощью бесед, анкетирования, наблюдения
3. подготовка карты класса и отдельных учащихся с предварительными характеристиками и рекомендациями психолога
4. изучение межличностных отношений в классе с помощью социометрической методики и отношения учащихся к отдельным учителям
5. составление карты здоровья учащихся
Все учителя были поделены на группы:
Ä науки гуманитарно-естественного цикла (можно разделить)
Ä цикл движение и гармония
Ä науки политехнического цикла
По ходу заседания каждый учитель заполнил анкету по своему направлению.
Вопросы анкеты:
1. ребята высокого уровня
2. справляются с программой (соответствуют стандарту)
3. ребята, которым необходима помощь (предмет)
4. какая требуется помощь со стороны родителей
5. рекомендации родителям от учителей