Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ


(фрагмент)









Пояснительная записка

ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном периодах.

Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов, параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев недостаточностью психических процессов.

Выраженные двигательные, перцептивные, когнитивные, аффективные и речевые расстройства, как правило, сложные, иногда изолированные, но чаще сочетанные, затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности.

Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям.

Двигательные нарушения:

  • ограничена предметно-практическая деятельность;

  • недостаточное развитие предметного восприятия;

  • затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;

Для детей с нарушениями ОДА характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Это проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.

Наиболее часто наблюдаются диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что интеллектуальное достаточное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. У ребенка формируется иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности т.к. ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.

Актуальность проблемы

В последнее время число детей с церебральным параличом (группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений), становится больше.

Одним из важнейших аспектов работы с детьми с ДЦП является создание условий для полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями в ходе психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации с последующей интеграцией их в современное общество.

Главная задача поддержки ребенка с проблемами в развитии - помочь ему так построить познание самого себя, чтобы оно стало действенной силой благоприятного саморазвития и саморегуляции.

Эти дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психологической коррекции. Необходимо приспособить детей к условиям социальной среды, так как для них характерны расстройства эмоциональной сферы, слабо развитой мелкой моторики и мимических мышц, поведение в целом.

Цель программы: помощь детям с нарушениями ОДА при ДЦП справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

В связи с этим психокоррекционная работа включает в себя следующие задачи:

  • стимулирование и активизирование мышечного тонуса;

  • снятие эмоционального напряжения;

  • помощь в преодолении негативных переживаний;

  • создание позитивного настроя;

  • воспитание уверенности в себе;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • развитие способности распознавать эмоции по внешним признакам.

В работе с детьми с ДЦП используются краткосрочные и долгосрочные формы работы. Это, прежде всего, оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, что является очень эффективным, так как в этот момент люди особенно чувствительны к помощи.

Задача социального педагога в этот момент, путем оказания непосредственной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия клиентов на преодоление кризиса.

Среди различных видов и форм социально-педагогической помощи наиболее эффективными являются коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультирование, патронаж, психотерапевтические мероприятия - тренинги, релаксационные сеансы, занятии с использованием методов сказкотерапии, арттерапии, игротерапии и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

1. Патронаж.

Представляет собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая устанавливать и поддерживать длительные связи с клиентом, своевременно оказывать помощь. В его рамках осуществляются услуги Социально-бытового характера, медицинские услуги, услуги по развитию навыков общения, коррекции внутрисемейных отношений. Он дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, своевременно разрешать проблемы. Необходимо вуалировать диагностические и контрольные цели патронажа, чтобы сохранить доверие семьи, ее открытость. Патронаж может быть как единичным так и долговременным в зависимости от ситуации в семье. На первом году инвалидности необходимо посещать семью регулярно, затем периодически.

2. Консультативные беседы.

Занимают важное место среди технологий социально-педагогической деятельности. Представляют собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или подготовке к предстоящим событиям. Консультация может быть любой направленности и выполнять различные задачи. Конечная цель консультативной работы- с помощью специально-организованного процесса общения активизировать семью, повысить ее реабилитационную культуру, отрегулировать отношение к ребенку. Главным здесь выступает уровень доверия между специалистом и клиентом.

3. Тренинг.

Является одним из самых эффективных групповых методов работы по психолого-педагогическому образованию родителей. Тренинги дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы, что очень важно для родителей ребенка-инвалида. Тренинг должен быть максимально насыщенным и интенсивным. Основная задача социального педагога в тренинге - умелая организация дискуссии участников, при которой все являются активными участниками не подавляя друг друга.

4. Игротерапия

Хорошей формой работы психолога с детьми является использование разного вида игр. Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т.д.

Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Во-первых, создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему "Я", повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний.

Игротерапия ценна тем, что позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить.

В своих играх дети постоянно возвращаются к пережитым стрессовым ситуациям и будут переживать их до тех пор, пока не привыкнут к тому, что они пережили. Постепенно переживания станут менее острыми и сильными, и дети смогут переносить свои переживания на другие объекты. Но для этого нужно научить детей способам нового поведения и другим переживаниям.

Для проведения реабилитационной работы хорошо включать структурированный игровой материал, который провоцирует детей на выражение собственных желаний, овладение социальными навыками, усвоение способов поведения. Для этого эффективным является использование человеческих фигурок, символизирующих семью, машин, предметов и кукол, наборов игрушек и т.д.

5. Арттерапия

Данный метод построен на использовании искусства, как символической деятельности.

Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия. В качестве терапии средствами искусства можно применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, оригами и т.д. Детям предлагаются задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала.

6. Музыкотерапия.

Отдельным видом психологической помощи может быть специально организованная работа с использованием музыкальных произведений и инструментов. Хорошо зарекомендовали в таком виде работы произведения Баха, Листа, Шопена, Рахманинова, Чайковского, Шуберта и некоторые виды духовной музыки. Предлагаемый вид работы направлен на организацию умения слушать музыку. Использование музыкотерапии способствует созданию условий для самовыражения детей, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния.

7.Библиотерапия.

Метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. С этой целью подбираются литературные произведения в которых описаны страхи детей, формы переживания стрессовых ситуаций..

Прослушав прочитанное, или рассказанное произведение, дети понимают, что такие чувства, как страх, тревога, бывают у многих детей, они понимают, чем вызваны такие чувства, различают разного вида угрожающие ситуации, причины страха. Вместе с героями литературных произведений дети переживают те же состояния и одновременно учатся, как можно поступить в той или иной ситуации, что позволяет детям расширить свою социальную компетенцию.

8.Логотерапия

Это метод разговорной терапии, который отличается от разговора по душам, направленного на установление доверия между взрослым и ребенком. Логотерапия предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию его эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.

В социально-педагогической работе различные формы и методы взаимно дополняют друг друга. Однако наиболее эффективным является комплексное использование различных форм и методов, так как эффективное решение проблем требует участия многих специалистов.

Методы диагностики

Для определения уровня перцептивного и умственного развития у детей с ДЦП используются различные методы.

1. Изучение продуктов деятельности проблемных детей. Этот метод широко применяется в практике. Анализируя детские рисунки, поделки, учебные работы, диктанты, упражнения, решение задач и т. д.), можно изучить процесс деятельности ребенка. судить о воображении ребенка, сформированности у него зрительных представлений, развитии мелкой моторики рук, степени сформированности навыков учебной деятельности, В продуктах деятельности проблемных детей, как и при нормальном развитии, отражается отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, а зачастую и отношение к своему дефекту.

2. Метод наблюдения. Наблюдение позволит судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка. Оно должно обеспечивать естественность психических проявлений ребенка, но при этом быть целенаправленным. Наблюдение за игрой проблемных детей как метод изучения используется в различных целях. Наблюдение дает возможность зафиксировать уровень развития игры у ребенка и степень его работоспособности. Результаты наблюдения за игрой ребенка очень важны для оценки его речевых возможностей. Начиная обследование с игры, можно, расположив ребенка, постепенно перейти к экспериментальным заданиям. Таким образом наблюдение за игрой ребенка подготавливает возможность использования метода эксперимента.

3 Метод беседы. При изучении особенностей психического развития детей метод беседы используется как начальный этап для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов при изучении особенностей развития личности ребенка с проблемами. От умения построить беседу зависит установление контакта, что подготавливает ребенка к обследованию при помощи специальных заданий. Программа беседы с проблемным ребенком строится с учетом его особенностей приема и переработки информации, а также с учетом возможных проявлений речевого негативизма. Беседа дает представление об уровне познавательной деятельности и свойствах личности. Содержание беседы варьируется в зависимости от запроса родителей и ребенка, возраста ребенка и его индивидуальных особенностей, от конкретных условий обследования.

4. Метод эксперимента. В экспериментах, которые проводятся с проблемными детьми, есть своя специфика. Она состоит в том, что его содержание должно быть доступно и интересно. Кроме того, сама подача задания должна идти особым образом. В большинстве случаев оно предлагается ребенку в игровой форме. В своей психодиагностической работе я использовала методы, которые применялись разными исследователями при обследовании детей с проблемами психического развития.

Этапы работы с семьёй

этапы

цель

задачи

методы

1

Выявление и знакомство

Определение необходимости и возможности работы с ребёнком и его семьёй

Установление доброжелательного контакта, создание ясных представлений о методах работы

Обследование жилищно-бытовых условий семьи.

Составление акта.

2

Вхождение в семью

Организация работы с семьёй.

3

Изучение семьи и ребёнка.

Организация адекватного отношения к ребёнку, его болезни и статусу в семье, к его образу жизни и к будущему в целом.

Сбор сведений о семье

Беседы, анкетирование, тестирование, тренинги.

4

Анализ информации.

Выбор направлений, способов и средств работы.

Обработка информации и выбор методов и форм работы

Обсуждение в сети взаимодействия.

5

Организация работы с семьёй и ребёнком

Организация совместной деятельности и общения со здоровыми сверстниками

Реализация мероприятий по поддержке социумом самостоятельности и инициативности ребёнка с ОВЗ.

А) организация консультаций для детей и членов их семей;

Б) организация досуга детей (секции, кружки), развитие их творческих способностей.

В) помощь в учёбе и личностном росте.

6

Помощь в реабилитации ребёнка.

Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки.

Решение конкретных проблем семьи.

А) оказание конкретной материальной помощи через ОСЗН

(управление социальной защиты населения)

б) профориентационная работа

в) организация каникулярного отдыха.

Этапы работы с детьми с ОВЗ.

Формы работы

Метод индивидуальной работы

Ответственные

1

Знакомство с ребёнком

  • беседа с классным руководителем;

  • беседа с медицинским работником;

  • индивидуальная беседа с ребёнком.

Классный руководитель, медицинский работник, социальный педагог.

2

Диагностика

Анкетирование, тестирование, социометрия.

Социальный педагог, психолог.

3

Реабилитационная работа

- вовлечение в кружки, секции, …

  • оказание помощи в учебной деятельности (выработка единых педагогических требований)

  • групповая работа в микросоциуме

  • вовлечение детей в общественную жизнь школы, класса

(олимпиады, конкурсы, концерты, семинары, конференции,…)

Классный руководитель, социальный педагог, учителя, психолог

4

Оказание реальной социальной помощи и поддержки

  • ходатайства в различные организации

  • организация каникулярного отдыха, медицинского обследования, санаторно-курортного лечения.

Социальный педагог, медицинский работник, классный руководитель.

5

Правовая поддержка

Соблюдение прав ребёнка, социально-правовое консультирование.

Социальный педагог.




План

работы с семьёй

этапы

цель

задачи

методы.

ответственные

1

Выявление и знакомство

Определение необходимости и возможности работы с ребёнком и его семьёй

Установление доброжела-тельного контакта, планирование конкретных мероприятий.

Обследование жилищно-бытовых условий семьи.

Составление акта.

Классный руководитель, социальный педагог

2

Вхождение в семью

Организация работы с семьёй.

3

Изучение семьи и ребёнка.

Организация адекватного отношения к ребёнку, его болезни и статусу в семье, к его образу жизни и к будущему в целом.

Сбор сведений о семье

Беседы, анкетирование, тестирование, тренинги.

Классный руководитель, социальный педагог, фельдшер, психолог, учителя - предметники.

4

Анализ информации.

Выбор направлений, способов и средств работы.

Обработка информации и выбор методов и форм работы

Обсуждение в сети взаимодействия.

Классный руководитель, социальный педагог, фельдшер, психолог, учителя - предметники

5

Организация работы с семьёй и ребёнком

Организация совместной деятельности и общения со здоровыми сверстниками

Реализация мероприятий по поддержке социумом самостоятельности и инициативности ребёнка - инвалида.

А) организация консультаций для детей и членов их семей;

Б) организация досуга детей (секции, кружки), развитие их творческих способностей.

В) помощь в учёбе и личностном росте.

Классный руководитель, социальный педагог, фельдшер, психолог, учителя - предметники, руководители кружков и секций, администрация школы.

6

Помощь в реабилитации ребёнка.

Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки.

Решение конкретных проблем семьи.

А) оказание конкретной материальной помощи через ОСЗН

(управление социальной защиты населения)

б) профориентационная работа

в) организация каникулярного отдыха.

Классный руководитель, социальный педагог, фельдшер, психолог, учителя - предметники,

руководители кружков и секций, администрация школы.


План

работы с детьми - инвалидами.

Формы работы

Метод индивидуальной работы

Ответственный

Сроки.

1

Знакомство с ребёнком

  • беседа с классным руководителем;

  • беседа с медицинским работником;

  • индивидуальная беседа с ребёнком.

Классный руководитель, медицинский работник, социальный педагог.

1 четверть

2

Диагностика

Анкетирование, тестирование, социометрия.

Социальный педагог, психолог.

В течение года

3

Реабилитационная работа

- вовлечение в кружки, секции, …

  • оказание помощи в учебной деятельности (выработка единых педагогических требований)

  • групповая работа в микросоциуме

  • вовлечение детей в общественную жизнь школы, класса

(олимпиады, конкурсы, концерты, семинары, конференции,…)

Классный руководитель, социальный педагог, учителя, психолог,

В течение года

4

Оказание реальной социальной помощи и поддержки

  • ходатайства в различные организации

  • организация каникулярного отдыха, медицинского обследования, санаторно-курортного лечения.

Социальный педагог, медицинский работник, классный руководитель.

В течение года

5

Правовая поддержка

Соблюдение прав ребёнка, социально-правовое консультирование.

Социальный педагог.

В течение года





© 2010-2022