Работа социально-психологич. службы в условиях ФГОС

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание деятельности социально-психологической службы школы в рамках реализации ФГОС ООО

СЛАЙД №1 (заставка)

Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения - эти фразы давно на слуху у всех специалистов, работающих в системе образования. Пришло время начать применять новое на практике.

Не может остаться в стороне от изменений в образовании и социально-психологическая служба школы, в которую входят: социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог и дефектолог.

В чем заключается роль СПС? Какие вопросы ставит новый стандарт перед социальными педагогами? К настоящему времени нет готовых ответов. Но одно известно точно- всем нам предстоит огромная и ответственная работа.

Стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества. В широком смысле - это умение учиться.

Осуществляя работу в новых условиях реализации ФГОС, необходимо учитывать, что весь состав социально-психологической службы должен работать сообща, реализуя общую программу психолого-педагогического сопровождения школьника. Главной целью совместной работы является участие в формировании всесторонне развитой, общественно - активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем учащимся, в том числе и трудным. Достижение этой цели возможно только в тесном активном сотрудничестве, в условиях инновационной деятельности по всем направлениям работы.

СЛАЙД№ 2

Социально-психологическая служба является структурным подразделением школы. В ее состав входят следующие специалисты:

СЛАЙД№3

А её деятельность направлена на:

  • социально-психологическую поддержку учащихся и обеспечение их психического здоровья;

  • работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

  • работу с родителями;

  • работу с педагогическим коллективом.

СЛАЙД№4

Начав работу в прошлом году по составлению программы своей деятельности, социально-психологическая служба нашей школы определила цель: создание системы организационно-педагогических условий для успешной социальной адаптации обучающихся, формирование их личностных характеристик, отвечающих требованиям ФГОС, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития.

СЛАЙД№5

Задачи СПС:

  • организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимися;

  • содействие в формировании эмоционально-благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах ОУ, семьях школьников и их социальном окружении ;

  • предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей;

  • осуществление контроля над детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

  • профилактика асоциального поведения, безнадзорности правонарушений среди несовершеннолетних;

  • формирование навыков здорового и безопасного образа жизни;

  • повышение психолого-педагогической культуры всех участников образовательного процесса.

СЛАЙД№6

Новое качество работы связано с процессом «социального сопровождения». Сопровождать необходимо не столько учащегося, сколько его развитие, учитывая два важнейших процесса - социализацию и индивидуализацию.
Процесс сопровождения рассматривается с двух основных подходов.
Первый - определяет сопровождение как «процесс проектирования
образовательной среды, создание условий для максимально успешного обучения конкретного ребенка с опорой на ресурсы его собственного развития, приоритет его потребностей, целей и ценностей» (Битянова М.).
Второй подход основывается на понимании процесса сопровождения как
поддержание существования ребенка в условиях, оптимальных для успешного раскрытия его личностного потенциала, недопущения его дезадаптации (Семаго М., 2002).


СЛАЙД№7

В условиях новых образовательных стандартов СПС школы будет работать по тем же направлениям, что и в предыдущие годы:

Основные направления работы:


Диагностическое направление
В данном направлении социально-психологическая служба ориентируется на:
углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе
выявление индивидуальных особенностей в воспитании и обучении.
Диагностическая работа с детьми проводится в групповой и индивидуальной форме.
Специалисты СПС осуществляют:
проведение диагностического обследования с целью определения хода их психологического и соматического развития в соответствии возрастным нормам;
изучение особенностей детей и социальной ситуации их развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;
проведение социально-психологической диагностики общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление психологических причин нарушений общения.


Профилактическое направление

Данное направление предполагает активное воздействие всех специалистов СПС на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей. Планы и программы развивающей и коррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе диагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.

Развивающее и коррекционное направление

Проведение занятий психолога, логопеда, дефектолога, направленных на коррекцию дефектов речи, психологического развития детей.

Консультативное и просветительское направление
Консультативное и просветительское направление осуществляется специалистами СПС со всеми категориями образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами и администрацией

Социально-медицинское направление
Контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью поддержания здоровья.

СЛАЙД№6

Работая в тесном сотрудничестве, постоянным составом, имея собственный кабинет, социально-психологическая служба нашей школы выработала и использует в совместной работе определенный алгоритм взаимодействия, который выглядит по-разному, в зависимости от стоящей проблемы и конкретной ситуации.

Алгоритм взаимодействия при работе с подростками

изучение состояния ребенка, определение уровня кризиса,
анкетирование, тестирование, сбор информации о личностных качествах ребенка,
посещение семьи, обследование жилищно-бытовых условий проживания,
установление причины «проблемного» или « девиантного» поведения,
планирование работы по устранению причин проблемы.
Составление индивидуальной траектории преодоления проблемы, составление индивидуального плана профилактической работы.( социальный педагог и психолог составляют план работы по своим направлениям)
текущая работа с семьей, подростком в соответствиии с планом ( семейное консультирование, индивидуальные психо-терапевтические занятия, занятие в группе, индивидуальные беседы, тестирование родителей для определения стилей семейного воспитания. Привлечение, по необходимости к работе инспектора ОДН, специалистов КДН или опеки).


Неплохо получается взаимодействовать при работе с семьей. Это направление работы имеет свой алгоритм.

СЛАЙД№7


Алгоритм взаимодействия при работе с родителями, семьями
сбор информации о семейной ситуации ( как правило, первичная информация поступает от подростков или от соседей)
посещение семьи, обследование жилищно-бытовых условий проживания
тестирование родителей для установления причин семейного кризиса, нарушения межличностных взаимоотношений. Данное тестирование позволяет определить стили семейного воспитания.
установление причины неблагополучия
планирование работы по устранению причины неблагополучия
текущая работа ( семейное консультирование, индивидуальные беседы со всеми членами семьи, терапевтические занятия, привлечение, по необходимости, к работе специалистов- медиков, специалистов КДН, специалистов опеки)
Следует отметить, что все этапы работы с подростками или семьей требуют внимания и социального педагога и педагога-психолога. Те или иные пункты выполняет тот или другой специалист, но большую часть работы приходится выполнять вместе. При этом, все последующие шаги обсуждаются, после чего принимается решение. Такая координация дает неплохие результаты.
Рефлексия результатов сопровождения

СЛАЙД№8

Еще одно направление совместной работы- это оказание помощи педагогам и классным руководителям в работе с «проблемными подростками», в решении конфликтных ситуациЙ, в работе с «проблемными» родителями.
Как правило, педагоги, попав в нестандартные ситуации, испытывают стресс, повышается эмоциональный фон. В данном случае применяется свой алгоритм действий:
Алгоритм взаимодействия при работе с педагогами
снятие стресса у педагога
индивидуальное собеседование с педагогом, установление реальной картины происшествия или факторов, приведших к конфликтной ситуации
поиск решения проблемы
помощь педагогу в работе по решению проблемы ( беседа с детьми или родителями, посещение классного родительского собрания, организация классного часа, привлечение специалистов)


Следует отметить, что не все педагоги владеют методиками работы с «проблемными детьми», с родителями, часто сами не умеют выходить из конфликта, поэтому есть смысл проводить обучение педагогов в школе. Формы обучения могут быть различными. В нашей школе мы обучаем педагогов на заседании ШМО классных руководителей, на обучающих педагогических советах, на тренинговых групповых занятиях.
Вот некоторые темы таких занятий:
Обучение техникам социально- педагогического взаимодействия
Алгоритм составления характеристики учащегося
Технология посещения семьи учащегося
Как разговаривать с «трудным» подростком
Как провести социометрию в классе
Как избежать педагогического выгорания
Педагоги, в большинстве своем, с удовольствием приобретают новые знания, навыки и затем применяют их в своей повседневной практике.
Обучая педагогов новым приемам работы мы сами продолжаем учиться.

Роль взаимодействия специалистов СПС школы в рамках введения ФГОС 2 поколения довольно велика и при правильном выстраивании работы по социально- педагогическому и психологическому сопровождению можно внести большой вклад в дело воспитания подрастающего поколения, профилактику безнадзорности и правонарушений.


© 2010-2022