Работа с одаренными детьми

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления - одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

К детскому саду и начальной школе предъявляются сегодня высокие требования, именно поэтому, так важно определить основные цели, задачи и направления работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности.

Цель:

  1. Изучить особенности развития физически одаренных детей во внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия «одаренность»;

  2. Изучить взгляды педагогов, психологов на выявление, развитие детской одаренности;

  3. Определить направления работы с физически одаренными детьми.

Объект исследования:

Развитие физически одаренных детей во внеурочной деятельности.

Методы исследования: изучение, анализ, обобщение научно-методической литературы.

Глава 1. Работа с физически одаренными детьми.

1.1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок».

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

- общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

- талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности. Американский психолог П. Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления, причем креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности. Кроме того, в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно-личностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала. Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода "допуск" на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность - непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных присуще большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия "одаренный ребенок" следует использовать понятие "признаки одаренности ребенка" .

1.2. Признаки одаренности.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий "хочу" и "могу". Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный - характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка. Своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом - сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

1.3. Виды одаренности.

В наше время выделяют следующие виды одаренности:

  1. Художественная одаренность

  2. Творческая одаренность

  3. Общая интеллектуальная и академическая одаренность

  4. Социальная одаренность

  5. Психомоторная одаренность

Художественная одаренность - способность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, также способность блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Творческая одаренность - это способность к самореализации в различных областях жизнедеятельности. В основе такой одаренности лежит творческий потенциал - нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека.

Академическая одаренность - "умение блестяще усваивать, то есть учиться".

Интеллектуальная одаренность - это системное, развивающееся качество психики, определяющее возможность достижения человеком высоких, необычных или незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Социальная одаренность - это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений.

Психомоторную одаренность характеризует своеобразный комплекс различных способностей. Речь идет о координационных способностях памяти на основные параметры движений; способностях, характеризующих быстродействие, мышечную силу, вестибулярные ощущения и восприятия, выносливость, ловкость.

1.4 Психомоторная одаренность.

Психомоторная одаренность - это способности формировать и использовать физические навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик)

Психомоторная одаренность проявляется как способности к выполнению точных и/или быстрых координированных движений и их комбинаций, как успехи в хореографии, спорте и др. В соционической модели сюда могут быть отнесены в большей степени сенсорные компоненты (волевая сенсорика, сенсорика ощущений). Критерий отбора - наличие видимых достижений в данных видах деятельности.

Признаки психомоторной одаренности:

  • Легкие и пластичные движения,

  • Прекрасное владение телом,

  • Физическая развитость,

  • Развитое чувство равновесия,

  • высокая зрительно-моторная координация,

  • способность удерживать точный ритм, темп движений, точность,

  • соразмерность действий в момент передвижения в пространстве.

Моторно-одаренным детям свойственна способность запоминать технику движения, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях, почти всегда выигрывать в подвижных и спортивных играх, проявлять настойчивость, азартность в достижении цели.

Анатомо-физиологические особенности и задатки предшествуют становлению тех или иных способностей и присущи индивиду с рождения в виде сложившегося и упрочившегося комплекса психических процессов при новой «природной способности». Она подлежит развитию и совершенствованию в зависимости от возрастной сензитивности и соответствующих условий деятельности.

Классификация психомоторных способностей и их компонентов должна исходить из психологического и двигательного анализа конкретной двигательной или спортивной деятельности.

Выделяют такие основные двигательные характеристики, как:

  1. Время реакции и скорость движений (быстрота);

  2. Сила;

  3. Выносливость;

  4. Ловкость или координационные способности человека;

  5. Гибкость.

Быстрота - способность человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Выносливость - способность выполнять, какую - либо деятельность длительное время, не снижая ее эффективности, - характеризуется противостоянием организма человека утомлению.

Ловкость - это координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой.

Гибкость - это способность человека выполнять движения с большей амплитудой.

Все двигательные качества (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость) нужны для высокопроизводительного труда.

В процессе занятий физическим воспитанием достигается полноценное развитие организма, укрепляется здоровье, появляется способность сознательно управлять движениями своего тела, формируются такие важные нравственно - волевые качества, как смелость, настойчивость, решительность, добросовестность, потребность в труде.

Так, на занятиях физической культурой и спортом опираются на разные виды памяти. При показе упражнений ведущая роль принадлежит зрительной, при их описании и рассказе - слуховой и словесно-логической, при выполнении самих упражнений -двигательной, вестибулярной и тактильной памяти.

Также в практике физического воспитания используется тактическое мышление. Тактическое мышление характеризуется действенным характером, оперативностью, импровизационностью. Тактическое мышление хорошо развивается в спортивных играх, в футболе и т.д.

Велико значение занятий физическими упражнениями как средства активного отдыха, позволяющего снять умственное напряжение и восстановить высокую работоспособность.













Выводы по главе 1

В 1 главе нами изучены особенности понятия «одаренность», признаки одаренности, виды одаренности : художественная, творческая, интеллектуальная, социальная и психомоторная. Более широко рассмотрена психомоторная (физическая) одаренность, ее характеристики и признаки.
Также дано значение физической одаренности в обучения и воспитания учащихся.













Глава 2. Направление работы с физически одаренными детьми в

начальной школе.

2.1. Психолого-педагогическая характеристика физически одаренных детей.

Термин «психомоторная одаренность» включает в себя понятие «психомоторика» (душа и двигательный, приводящий в движение). Понятие «психомоторика», характеризующее сферу определенных движений человека, находящихся в неразрывной связи с психическими процессами (память, мышление, чувства). Развитие двигательных способностей ребенка заключается в формировании сложнейших систем психомоторных коррекций, которые обеспечивают быстрое и точное выполнение различных двигательных действий за счет их исправления психомоторикой в процессе выполнения движения.

Психомоторная (физическая) одаренность школьников включает целый комплекс физических способностей:

· Способность тонко различать движения по временным, силовым и пространственным параметрам;

· Способность быстро выполнять одиночные движения, реагировать на раздражитель (слуховой, тактильный, зрительный), держать темп движения;

· Способность координировать движения многих звеньев тела;

· Умение воспроизводить новые движения на основе двигательного воображения, воспринимать и создавать собственные движения;

· Соревновательность, целеустремленность, воля к победе, высокая мотивация к двигательной активности, увлеченность двигательной задачей.

Физические возможности ребенка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания. У младших школьников возрастает скорость движений, но точность их еще невысока; много «лишних», неосознаваемых движений. Дети плохо различают и запоминают внешне сходные физические упражнения, движения - плохо их дифференцируют по основным параметрам управления. Недостаточно развиты в младшем школьном возрасте мышление, распределение и переключение внимания, что затрудняет обучение и усвоение двигательных навыков. Интенсивный рост приводит к некоторой диспропорции не только в строении тела, но и управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть движений школьника может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в более старшем возрасте.

2.2. Содержание, методы и формы работы с физически одаренными детьми.

Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др.

После выявления обязательно согласуйте свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом. Психолог проводит диагностику, тестирование, выявление, помогает составить план работы с учётом психологических особенностей ученика. Учителя начальных классов оказывают помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делятся опытом, который принёс результат. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях.

Ежегодно подводятся итоги работы, и в план работы вносятся соответствующие коррективы.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

- видом одарённости;

- возрастом ребёнка;

- социальным статусом семьи ребёнка;

- уровнем одарённости;

- активностью самого ребёнка;

- профессиональной подготовкой педагога;

В работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них - одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

Таким образом, одарённый ребёнок с самого детства может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Оценка одарённости не должна основываться только на тестировании: её степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания при выполнении содержательной деятельности. Одарённость на ранних возрастных этапах следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определённую предметную направленность.

Поэтому главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача - формировать у ребёнка высокую мотивацию.

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками.

Методы работы с физически одаренными детьми.

В работе с физически одаренными детьми применяются традиционные методы:

- словесные

- наглядные

- практического упражнения

1. В словесных методах часто используются

- объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов.

- пояснения и комментарии при выполнении отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей.

Главное требование: конкретность и точность пояснений.

При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации на учебу.

- Рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности. Диалог помогает активизации школьников на освоение данного материала.

- Лекции проводятся при сообщении теоретических сведений.

- Для повышения активности деятельности одаренных детей на занятиях применяются следующие словесные методы:

1) команды: для перестроений и построений, движений по залу.

2) указания(методические и организационные)

3) подсчет: для проведения упражнений разминки на месте и в ходьбе.

Чтобы повысить эмоциональность занятий дается музыкальное сопровождение при проведении разминки.

- Метод проблемного обучения применяется как на теоретических занятиях, так и на практических.

2. Наглядные методы даются с использование непосредственного и опосредованного показа. Кроме выполнения упражнений преподавателем на уроках физкультуры применяется показ наглядных пособий: карточек, кинопрограмм, DVD, и видео материалов.

Показ на уроках физкультуры играет особую роль, так как школьники запоминают не то, что слышат, а то, что видят. Поэтому необходимо соблюдать требования к непосредственному показу. Он должен быть правильным, точным и даваться с нужными пространственно-временными характеристиками. Показ преподавателя часто сопровождается словесными комментариями.

3.Практический метод.

Очень большая и важная группа методов - это практическое выполнение упражнений. Сколько бы одаренный ребенок не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно прочувствовать через своё тело и только при неоднократном повторении упражнения происходит их заучивание.

Виды практического метода:

- разучивание по частям;

- разучивание в целом;

- игровой;

- соревновательный.

Метод разучивания по частям.

Метод предусматривает первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в целое. Полноценная реализация этого метода во многом зависит от понимания возможности и необходимости разделения двигательного действия. Целое всегда чем-то отличается от его отдельных элементов, между которыми устанавливаются определенные соотношения.

Метод разучивания в целом.

Этот метод применяется на любом этапе обучения. При сравнительно простом упражнении и достаточно высоком уровне подготовленности учеников отпадает необходимость в подводящих упражнениях и метод разучивания в целом может использоваться на первых этапах обучения. На заключительном этапе разучивание в целом применяется при изучении любого действия.

Игровой метод.

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Игра является не только средством воспитания, но и эффективным методом обучения и воспитания. Поэтому понять природу игрового метода возможно только на основе понимания сущности игры вообще.

Соревновательный метод.

Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнования, но по сравнению с последним имеет более широкое применение, что может использоваться при любой формы организации занятий, имея предметом соревнования любые физические упражнения. Например, можно соревновательным методом провести урок физической культуры, начиная с построения перед уроком и заканчивая выходом из зала.

Внеклассные формы занятий физической культурой

По своему содержанию и организации внеклассная работа должна отвечать следующим требованиям:

  1. Воспитательной направленности:

  2. Массовости;

  3. Свободному выбору учащимися вида занятий;

  4. Углубленному изучению предмета;

  5. Соответствию содержания и методики уровню развития детей;

  6. Стимулированию активности учащихся.

В педагогическом руководстве главное :

  1. Четкое распределение функции между руководителями школы, учителями.

  2. Регулярный инструктаж со стороны специалистов - учителей физической культуры;

  3. Внимание к вопросам физического воспитания школьников в работе педагогов.

Чтобы наладить руководство массовой физкультурной работой школе, нужно в полной мере опираться на силы самих учащихся.

Развитие физкультурной работы в школе надо вести постепенно. Сначала важно создать актив - будущего самоуправления. Далее создают органы самоуправления в классах и в общешкольном коллективе. Ставится задача расширения функции физоргов, привлечения актива.

Формы работы с физически одаренными детьми.

Формы работы следующие:

  1. Уроки физической культуры;

  2. Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня : гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен;

  3. Внеклассная и внешкольная работа;

  4. Занятия физическими упражнениями дома.

Основной формой работы являются уроки физической культуры, проводимые учителями по программе, в соответствии с учебным планом школы, по утвержденному расписанию. Уроки физической культуры обеспечивают необходимый минимум знаний и разностороннюю физическую подготовку и служат основой для организации других форм физического воспитания.

Значимое место отводится физкультурным мероприятиям в режиме учебного дня школы, которые направлены на решение определенных задач физического воспитания, подготовку учащихся к предстоящей умственной работе, восстановление и повышение работоспособности школьников во время учебных занятий.

Большое значение имеет внеклассная и внешкольная работа. Внеклассная работа содействует углублению и расширению учебной работы по физическому воспитанию и проводится в виде игр, прогулок, экскурсии, походов, занятий в кружке физической культуры, на сборах, в форме спортивных развлечений, соревнования и спортивных праздников. Вся внеклассная работа организуется на основе активности и самодеятельности детей.

Внешкольная работа способствует более широкому развитию различных форм занятий по физическому воспитанию, удовлетворяет повышенный интерес отдельных учащихся к занятиям играми, гимнастикой и в доступной форме спортом. Она охватывает массы учащихся различными видами здорового культурного отдыха в свободное от учебы время.

Большое значение имеют различные формы занятий физическими упражнениями дома, в семье. Это подвижные игры на свежем воздухе, летние и зимние спортивные развлечения (катание на санках, коньках, лыжах, велосипеде, купание и т. д.).

Занятия физическими упражнениями дома проходят особенно успешно, когда родители всячески поощряют эти занятия и создают для детей определенные условия: приобретают необходимый инвентарь, спортивный костюм, соответствующую литературу, помогают в подборе физических упражнений, участвуют в оборудовании спортивных площадок для детей по месту жительства, организуют кружки, секции.

2.3. Условия успешной работы с физически одаренными учащимися.

Организация работы с одарёнными детьми предполагает, что педагог будет преодолевать педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, подготовленных к работе с одаренными детьми. Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения.

Организация работы педагога с одарёнными детьми предполагает:

- признание ребёнка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои образовательные потребности по отношению к внешнему миру в процессе образовательных воздействий;

- признание способности ребёнка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;

смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности учащегося;

- приоритет личностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий;

- приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика.

Для всех детей главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в жизни и профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей. Так, в качестве приоритетных ориентиров обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

- развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

- создание условий для развития творческой личности; - развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

- обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Такие условия приведут к успешной работе с физически одаренными детьми.





Выводы по главе 2

В содержании 2 главы нами предпринята попытка определить физическое воспитание как важнейшую составляющую педагогического процесса.
Так же определены содержание, методы и формы работы с физически одаренными детьми во внеурочной деятельности.
Подробно изучены методические основы физического воспитания на уроках физической культуры в начальной школе.







Заключение

Специфика воспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. В младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, поэтому уроки по физическому воспитанию необходимо планировать с учетом этой очень важной особенности.

Одно из ведущих мест в системе средств физического воспитания и обучения детей младшего школьного возраста принадлежит игре. Именно игры способствуют усвоению самых различных знаний, умений, развитию двигательных способностей. Взаимосвязь игры и учения проявляется во влиянии игры на формирование элементов учебной деятельности.

Содержание уроков физической культуры в младших классах должно быть наполнено сказочными и игровыми сюжетами, что дает возможность поддерживать высокий эмоциональный настрой учащихся, повышать интерес к двигательной деятельности на занятиях и во внеурочное время, легко и успешно адаптироваться к школьной жизни.

Целесообразно с детьми младшего школьного возраста проводить праздники, дни здоровья, спортивные развлечения, походы. Они способствуют повышению функциональных и адаптационных возможностей детского организма, оказывают общеукрепляющее влияние, выступают как мощное средство формирования всесторонне развитой личности.

Родители играют очень важное значение в физическом воспитании детей. Для обеспечения эффективности физического воспитания родители должны знать, какое воспитательное влияние на детей осуществляется на уроках и во внеурочное время. Такие знания необходимые для соблюдения преемственности и обеспечение единой педагогической линии в предъявлении требований к физически одаренному ребенку. Ведь в комплексе воспитательных мероприятий каждый элемент должен четко выполнять свои функции. В другом случае достижение планируемых результатов не будет достигнуто.


Список литературы

1.Головин, С.Ю. Словарь практического психолога/Сост.- Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 480 с.

3. Лопатина М.А. - Работа с одаренными учащимися. - Журнал «Завуч», 1999, №6, с. 70-72.

4. Мельхорн П. - Гениями не рождаются. - Киев, Вища школа, 1985, с. 10-15.

5. Митин А. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. - Управление персоналом. - 2000, с. 15-19. 12. Огурэ Л. 12. Марафон для одаренных . - ЛГО №4, 2000, с. 28-32.

6. Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтес, М., 1996, с. 2-30.

7. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов н/Д., 2003. - 255 с.

8. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка [Текст]: учеб. пособие для вузов / Э.Я. Степаненкова - М.: «Академия», 2006. - 2-е: изд. - 368 с.

9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов. - 3-е изд., стер. - М.: «Академия», 2004. - 480 с.

10. Марищук, В.Л. Психодиагностика в спорте [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Сидорова. - М.: Просвещение, 2005. - 349 с.

11. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; ред. Н.М. Борытко. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

12. Ильин, Е.П. Психодиагностика спорта [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

1


© 2010-2022