Статья Проблемное поле детей младшего школьного возраста как основа профилактики девиантного поведения

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемное поле детей младшего школьного возраста как основа профилактики девиантного поведения

Кризис российского общества и дезинтеграция его структурообразующих элементов, и в первую очередь таких социальных институтов, как семья и школа, снижение жизненного уровня населения являются теми факторами, которые ведут к нарастанию девиантного поведения детей и подростков.

Социальную девиацию порождают социальная несправедливость, социальное неравенство. Дифференциация общества на богатых и бедных, расширение масштабов бедности, отступления от норм жизнедеятельности и поведения людей, что обусловливает развитие форм девиации в детской среде.

Дети - главный, определяющий потенциал развития любой страны. От уровня их физического, интеллектуального, духовного развития зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; изменить их в последующем довольно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно. Успешное становление ребенка как личности определит не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но в конечном счете - прогресс развития общества в целом.

В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общения со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения.

Детство - подготовка к взрослой жизни. Будет она правильно организованной и тогда человек вырастет хорошим. Плохо направленная - всегда оборачивается поломанной судьбой.

Школьные годы очень значимы в жизни человека. Процесс развития детей школьного возраста можно условно разделить на два этапа: младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет), а также средний и старший школьный возраст (от 10-11 лет до 16-17 лет).

Как считают педагоги общеобразовательных учреждений (опрошено 610 человек) наибольшие трудности в работе наблюдаются с теми детьми, которые не желают учиться, прогуливают уроки, срывают уроки и мешают учителю их вести.

На втором месте (42%) - грубые дети.

Достаточно большое количество учителей (24%) испытывают трудности с теми детьми, которыми не занимаются родители.

Современные ученые применительно к детям с различного рода отклонениями в развитии, откладывающими своеобразный отпечаток на поведение, используют следующие термины:

- трудновоспитуемые дети, имеющие близкий к норме уровень дезадаптации, который обусловлен особенностями темперамента, наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации воспитания и развития;

- нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими значимыми для них взрослыми;

- трудные дети, не умеющие решать свои проблемы социально приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся ярко выраженными и со временем необратимыми;

- фрустрированные дети, которым свойственны устойчивые формы саморазрушающего поведения, опасного для их здоровья (употребление наркотиков, алкоголизм), духовного, будущего социального положения (прекращения учебы, бродяжничество), самого факта их существования (склонность к суициду, вызванная желанием избавиться от ощущения собственной ненужности, отсутствием смысла жизни);

- дети - деликвенты, постоянно балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле.

Однако, названные термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую, юридическую. Поскольку единой практики употребления данных понятий нет; порой не ясно, к какой категории отнести ребенка, имеющего те или иные отклонения в поведении. Считается правомерным употребление терминов: отклоняющееся, асоциальное, ненормативное, противоправное, преступное поведение.
Девиантное поведение - это форма поведения, которая нарушает общепринятые в данной конкретной общности нормы, регулирующие взаимоотношения людей между собой и (или) государством.

П.И. Подласый называет девиантным, поведение школьников, вызванное неспецифическими (т.е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту.

В социальной работе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, социально-нравственных норм и ценностей нарушение процесса самореализации в том обществе, к которому он принадлежит (В.Г.Степанов, 1986).

Можно выделить следующие причины девиантного поведения детей:

1.В основе девиантного поведения лежит, прежде всего, социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания. Тяжело сказываются на жизненном уровне российские «гримасы рыночной экономики»: безработица, коррупция, нарастающая социальная напряженность.

2. Морально - этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально - нравственном уровне общества, бездуховности, психологии
вещизма и отчужденности личности. Морально - этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, взрыве насилия и правонарушениях.

3. Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют.

Девиантное поведение детей младшего школьного возраста связано с рядом проблем: медико-социальные проблемы, социальные проблемы, трудности в обучении и особенности общения со сверстниками. Медико-социальные проблемы. В обществе здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье детей ухудшается и это связанно чаще всего со школой. Около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в здоровье.

Негативное влияние по отношению к своему здоровью оказывает ряд факторов, связанных с организацией учебного процесса в школе: увеличение учебной нагрузки, «совершенствование» учебного процесса за счет увеличения объема информации, отсутствие хорошо организованного, качественного питания в школах, отсутствие адаптации учебного процесса к индивидуальным психофизиологическим особенностям детей. Это требует от младшего школьника мобилизации его психофизиологических возможностей, поэтому опытный педагог должен четко представлять себе уровень этих возможностей.

Здоровье детей как социальная проблема современного общества. Ряд факторов, связанных с организацией учебного процесса в школе таких как: увеличение учебной нагрузки, увеличения объема информации учебного процесса, отсутствие хорошо организованного, качественного питания в школах, отсутствие адаптации учебного процесса к индивидуальным психофизиологическим особенностям детей, нарушения санитарно-гигиенических правил и режима школьника, так или иначе, оказывает влияние на здоровье школьников. Лишь очень крепкие и выносливые от рождения дети не испытывают вредных последствий этих нарушений, у других детей в этих условиях могут развиться нарушение осанки, искривление позвоночника, близорукость. Так, неправильное положение ребенка на занятиях в школе и при подготовке домашних заданий, ношение учебников в портфелях и папках при слабости опорно-двигательного аппарата вызывают изменение осанки ребенка с развитием искривления позвоночника. Эти нарушения чаще возникают у детей, которые не занимаются физкультурой и спортом, а также у детей со сниженным зрением и слуха.

Социальные проблемы. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «Общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнения контрольных получает общественную оценку.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшее изменения, происходящее, в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующее наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и является фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Трудности в обучении детей младшего школьного возраста классифицируются по категориям: трудности содержательного характера, которые демонстрируются в недостаточном уровне развития познавательной сферы: внимания, мышления, памяти. Трудности заключаются в недостаточном уровне развития приемов учебной деятельности: произвольной сферы и возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Трудности мотивационно-личностной сферы проявляются в недостаточном уровне развития школьной мотивации, любознательности, социальной адекватности поведения, повышенной школьной тревожности, закрытости, отгороженности, доминантности, трудностях межличностного общения.

Особенности общения со сверстниками. Учебная, общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Положение же ученика в группе, его статус может быть разным: благоприятным и неблагоприятным. В первом случае школьник с желанием идет в школу, он активен в учебной и общественной работе и позитивен по отношению к коллективу. Во втором - возникает неудовлетворенность ученика своим положением со всеми вытекающими отсюда последствиями, иногда весьма негативными в плане нравственного развития.

Особую проблему представляют коммуникативные трудности, возникающие вне семьи в отношениях с учителями и сверстниками - от негативизма, агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности, робости. Неадекватные отношения со сверстниками, складывающиеся в младшем школьном возрасте, являются показателем неблагополучия в личностном развитии. При этом общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика .




© 2010-2022