Проект «Мат не наш формат или сквернословие как социальная проблема»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект

«Мат не наш формат или сквернословие как социальная проблема»

Актуальность проблемы.

В настоящее время вопрос о проблеме сквернословия весьма актуален. Один из компонентов общей культуры человека - это речевая культура, интеллект и мысли, а выражать свои мысли мы можем только с помощью слов.

Сквернословие стало нормой для современного человека. Данные явления особенно остро проявляются в школьной среде, поскольку неспособность формирующейся личности осуществить правильную нравственную ориентацию включает механизмы психологической защиты регрессивного типа и подталкивает молодого человека к выбору форм противоправного поведения, одним из которых является употребление ненормативной лексики. В связи с этим приоритетным направлением деятельности общества выступает работа по формированию культуры личности как средству профилактики употребления инвективной (оскорбительной) и непристойной (выходящее за рамки принятого) ненормативной лексики в школьной среде.

В глазах школьников, сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости, зачастую это является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды.

С научной точки зрения «ненормативная лексика» заключает в своей экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания, намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи. Явление сквернословия характеризует нравственную деградацию общества. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, беседой искаженного сознания.

По данным Фонда «Общественное Мнение» (2008г.) сегодня около 70 % жителей нашей страны используют ненормативную лексику в своей речи. Только 29 % населения ее никогда не употребляют.

Приведённые факты, говорят о том, что сквернословие - это одна из главных социальных проблем нашего общества. В этой связи особую значимость приобретает работа по формированию культуры речи подрастающего поколения.

Цель деятельности в рамках данного проекта - формирование языковой культуры личности на основе разработки и внедрения комплексной муниципальной программы «Мат не наш формат!»

В условиях Балашовского Муниципального района достижение заявленной цели вполне реально. Этому способствует наличие законодательной базы (кодекс «Об административных правонарушениях РФ» - ст. 30.1, УК РФ - ст. 130 «Оскорбление», Закон Саратовской области "О мерах по защите нравственности детей в Саратовской области"), позиция администрации г. Балашова и деятельность Управления образования администрации Балашовского муниципального района, тенденция к повышению самокультуры в молодежной среде, доступность дополнительных ресурсов, наличие квалифицированных специалистов в данной сфере.

Достижение поставленной цели должно значительно снизить остроту проблемы сквернословия в среде учащихся средних общеобразовательных учебных заведений и привести к повышению уровня культурно-нравственного развития, т.е. к новому уровню самосознания школьников.

Задачи:

- содействовать формированию языковой компетенции у школьников;

- вырабатывать этикет общения у учащихся;

- прививать любовь к родному языку в условиях школьной среды;

- организовывать новые формы воспитательной работы, интересные и действенные для современных школьников;

В основу реализации проекта положены следующие направления работы:

1.Социально-правовое - повышение нравственной и правовой культуры, грамотности учащихся.

2.Здоровьесберегающее - формирование основ безопасности

жизнедеятельности и потребности в ведении здорового образа жизни.

3.Социально-психологическое - развитие коммуникативных навыков и творческих способностей.

Этапы работы над проектом:

1) Подготовительный этап (Социологические исследования, анализ материалов СМИ, встречи с представителями различных властных, социальных, образовательных структур. Формулирование основных проблем проекта. Разработка программы «Мат не наш формат!». Рассмотрение конкретных положительных и негативных сторон, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта, пути их преодоления.)

2) Этап непосредственной реализации (Проведение основных мероприятий, направленных на повышение культурно-нравственного развития школьников, в рамках данного проекта).

3) Заключительный этап (Подведение итогов проекта. Диалоги с заинтересованными лицами и структурами, информирование и привлечение их в решении проблем).

Практическая значимость заключается в том, что данный проект может быть реально осуществлен на практике и в ходе его реализации будет проведена эффективная профилактическая работа со школьниками. Проект может быть рекомендован, для включения в план воспитательной работы классного руководителя, опыт его реализации могут быть использованы различными специалистами и социальными учреждениями, работающими в этой сфере. Вовлечение школьников в решение культурных и социальных проблем района, вопросов его развития. Организация совместной работы и взаимопомощи учащихся и студентов. Использование молодежных инициатив, воспитание нравственности и толерантности.

стикер

Проект «Мат не наш формат или сквернословие как социальная проблема»

© 2010-2022