• Преподавателю
  • Социальному педагогу
  • Выступление на районном семинаре по теме: «Формирование у детей знаний по противопожарной безопасности и навыков поведения в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром»

Выступление на районном семинаре по теме: «Формирование у детей знаний по противопожарной безопасности и навыков поведения в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на районном семинаре

по теме: «Формирование у детей знаний по противопожарной безопасности и навыков поведения в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром».

Форма проведения : творческая лаборатория.

Цель:

Оказать методическую помощь педагогам в подборе разнообразных форм и методов образовательной деятельности, направленной на формирование у детей знаний по противопожарной безопасности и навыков поведения в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром.

Введение.

Разработка методической рекомендации вызвана необходимостью формирования у детей знаний правил безопасности при использования огня, пользовании спичками, бытовыми электрическими и газовыми приборами, грамотных действий в экстремальных ситуациях.

С развитием прогресса, с увеличением количества бытовых электрических и газовых приборов, растет число жертв от пожаров.

Пожар - очень опасное явление, возникающее в результате беспечного обращения с огнем и детской шалости. Борьба с ним требует от человека больших усилий. Но как правильно организовать воспитание детей? Зачастую работа родителей и педагогов по противопожарной безопасности детей сводится лишь к запретам. Однако практика показывает, что в работе с детьми эта мера не эффективна.

Методическая рекомендация содержит информацию для педагогов дополнительного образования для организации мероприятий по профилактике противопожарной безопасности, правилам поведения как среди детей разного возраста, так и родителей.

Рекомендации.

Образовательную работу по данной теме необходимо начинать с теоретической подготовки по основам пожарной безопасности самих педагогов, сочетая теорию с практическими занятиями: от инструктажа до отработки эвакуации детей в случае пожара.

Чем большим объемом информации о мерах предупреждения и борьбы с пожарами обладает сам педагог, тем серьезнее будет его отношение к занятиям с детьми на противопожарные темы.

Немаловажной является и работа с родителями.

Цель ее - развить у родителей ответственность за жизнь и здоровье своих детей. Необходимо, чтобы родители поняли опасность, угрожающую детям и ее причины, научились соизмерять свое поведение с сознанием ответственности за безопасность своих детей.

Для обеспечения эффективности работы педагогу необходимо заручиться поддержкой родителей, их активного участия в воспитании у своих детей навыков правильного обращения с огнеопасными средствами.

Многие родители не владеют элементарными знаниями правил пожарной безопасности и поведения при пожаре. Поэтому с ними нужно проводить беседы, и, возможно, занятия по правилам пожарной безопасности, дать рекомендации для корректировки правильного поведения ребенка на улице и дома, убедить их в необходимости занятий с детьми по основам пожарной безопасности.

Задача педагогов обратить внимание родителей на необходимость профилактики противопожарной безопасности и научить родителей формировать в детях навыки сознательного безопасного поведения со спичками, газовым и электрическим оборудованием, а также при походе в лес.

Педагог должен разъяснять детям опасность игр с огнем: бытовыми электрическими и газовыми приборами, разжиганием костра в недозволенных местах. А также необходимо научить правильному поведению в угрожающих ситуациях.

Формы работы с родителями:

  1. Родительские собрания с приглашением представителей пожарной части, медработников.

  2. Беседы.

  3. Деловые игры.

  4. Консультации.

  5. Лектории.

  6. Совместные мероприятия детей с родителями.

  7. Обзор чрезвычайных происшествий.

  8. Просмотр и обсуждение видеофильмов.

  9. Тестирование, анкетирование.

При воспитании детей педагогам необходимо знать возрастные и психологические их особенности.

Так, особенность поведения детей младшего школьного возраста в угрожающей ситуации заключается в пассивно-оборони­тельной реакции, вследствие чего ребенок в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или иное укромное место и замирает от страха, не делая никакой попытки самостоятельно спастись. Таких примеров множество.

Пожар - это экстремальная ситуация, в которой у детей возникает чувство страха. И первая реакция ребенка - спрятаться, уйти от опасности, не видеть ее. Дети прячутся под кровати, диваны, в шкафы, другие труднодоступные места, вместо того, чтобы привлечь к себе внимание, показать, что им нужна помощь, вместо того, чтобы убежать, попытаться выбраться.

Педагогам и психологам необходимо обсудить с детьми и родителями эти аспекты поведенческих реакций. Основная задача взрослых - формирование у детей рефлекса самозащиты, чувства самосохранения. Уделять внимание выработке у детей условно-рефлекторных связей, закладывающих основу формирования правильного обращения с огнем, с электрическими и нагревательными приборами, а также навыкам поведения при экстремальных ситуациях: как пользоваться первичными средствами пожаротушения, как вызвать пожарную помощь. Они должны разъяснить, что так действовать (прятаться) нельзя, так как пожарные или родители могут их не найти и не спасти. Описать последствия такого поведения детей, чем это грозит самой жизни ребенка.

Средний школьный возраст

Обучение правилам пожарной безопасности детей среднего школьного возраста хорошо начать с тестирования. Во-первых, обучающиеся охотно проверяют свои знания самостоятельно, во-вторых, педагогу сразу станет ясно, в каком направлении нужно строить свою работу. Дети этого возраста уже владеют достаточной информацией, поэтому работу с ними следует строить с учетом практического применения этих знаний. Также эффективно проводится обучение детей в ходе мероприятий, тематических игр, занятий, просмотра видеофильмов, мультфильмов на противопожарную тематику.

Старший школьный возраст

Первым фактором развития личности подростка является его социальная активность.

В отличие от учащихся младшего возраста, старшеклассник начинает анализ возникшей перед ним задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет гипотезы. Поэтому работу по профилактике пожаров среди старшеклассников следует строить по двум направлениям:

- привлечение внимания обучающихся к проблемам пожарной безопасности;

- непосредственное участие старшеклассников в сбережении от огня материальных ценностей.

Знание описанных выше возрастных психологических особенностей детей поможет педагогам дополнительного образования определить методику и технику противопожарной работы с ними. Для этого совсем не обязательно проводить специальные занятия. Можно ограничиться проведением пятиминуток, с использованием игровой методики преподавания знаний. Это могут быть викторины, кроссворды, загадки, поговорки. Такие формы профилактики можно применять в детских объединениях любой направленности.

Методические рекомендации содержат и другие формы образовательной деятельности по данному вопросу. В приложении имеются разработки занятий и бесед с детьми и их родителями, сценарии мероприятий, тесты, опросный лист, памятки и игры, которые педагоги могут использовать в различных ситуациях и в соответствии с направленностью объединений.

Перечень форм воспитательной работы в условиях учреждения дополнительного образования

  • тематические занятия,

  • мероприятия,

  • беседы,

  • викторины,

  • дискуссии,

  • практические тематические занятия,

  • подвижные игры и конкурсы,

  • конкурс знатоков загадок, поговорок на данную тему,

  • конкурс любителей кроссвордов (сканвордов),

  • тесты, опросы,

  • просмотр и разбор фильмов о пожарах и их последствиях,

  • конкурс рисунков,

  • конкурс рисованных фильмов на заданную тему,

  • разыгрывание сказок, ситуаций,

  • постановка спектаклей («Кошкин дом», «История со спичками» и т.д.),

  • конкурс фотографий,

  • выпуск и конкурс стенгазет,

  • состязания между детскими объединениями по знанию норм и правил противопожарной защиты,

  • экскурсия в пожарную часть,

  • пятиминутки (игры или беседы),

  • наблюдения во время экскурсий за людьми, работающими с нагревательными приборами и последующее обсуждение, как окружающие выполняют правила противопожарной безопасности,

  • моделирование конкретных ситуаций,

  • участие в конкурсах детского творчества (рисунок, лепка, конструирование из бумаги).

При работе с детьми можно использовать пословицы и поговорки должны объяснить их значение. Развивает образное мышление и применение загадок

Для закрепления знаний, полученных обучающимися на занятиях, можно организовать экскурсии в пожарную часть, в пожарное депо Добровольной пожарной охраны, на пожарно-техническую выставку .

А при экскурсии в парк или игре на дворовой площадке, можно организовать наблюдение детей за работой дворника, сжигающего мусор, опавшие листья в специально отведенном для этого месте. Педагогу следует обратить внимание на средства индивидуальной защиты работника (брезенторукавицы), на то, как он выполняет правила пожарной безопасности.

Детям можно предложить понаблюдать, как дома взрослые выполняют необходимые правила использования электробытовых и газовых приборов, а затем провести беседу с ними.

Наиболее приемлемыми для всех объединений формы воспитания являются пятиминутки. Они не мешают освоению основной программы и реализуют поставленную цель. Форма пятиминуток самая разнообразная: викторины, опросы, тесты, загадки, беседы - напоминания, что все электрические приборы должны быть исправны, если они испортились, их следует сдать в ремонт. Все розетки должны быть отремонтированы. Для электронагревательных приборов (утюга, рефлектора, электроплитки) должны быть специальные огнеупорные подставки, на которые приборы устанавливают во время работы.

Включать и выключать приборы следует только сухими руками, при этом нельзя дергать за шнур, а держаться только за вилку.

Обучающихся младшего школьного возраста можно ознакомить с правилами эксплуатации телевизора, электрической плиты, утюга, компьютера и других электроприборов, которые есть в каждой семье, используя игровые ситуации.

Можно дать задание детям понаблюдать дома за работой этих предметов, но далеко не все знают правила их включения и выключения. Причина в том, что некоторые родители не только не учат детей этим правилам, но и запрещают им близко подходить к электроприборам. Такая позиция ошибочна с психолого-педагогической точки зрения. Если ребенок остается дома один, он старается удовлетворить свое любопытство, а это часто приводит к тяжелым последствиям.

Этих тем можно касаться на родительских собраниях, при индивидуальных беседах с родителями, при проведении совместных мероприятий детей и родителей.

Еще одна важная задача родителей в вопросе воспитания детей, о которой можно напомнить им - это формирование у детей навыков обращения с газовой плитой. Процесс познания здесь не простой, он состоит из нескольких слагаемых, которые сами по себе сложны. Во-первых, это спички. Во-вторых, газ как источник горения. О нем особый разговор. Надо объяснить детям правила пользования газовой плитой; дать понять, насколько могут быть пагубны последствия неумелого, небрежного обращения с огнем.

Главным в совместной работе педагога с родителями будет научить ребенка пользоваться открытым огнем, чувствовать ответственность при общении с огнем.

Педагог может обратить внимание детей на правила поведения в случае пожара. С этой целью можно проводить занятия с воспитанниками по изучению возможных путей эвакуации из здания Центра, в жилых домах, а также практические отработки этих навыков. Причем наибольший воспитательный эффект будут иметь занятия, проводимые детьми старшего школьного возраста. На занятиях можно разъяснить элементарные способы защиты органов дыхания от воздействия угарного газа и продуктов горения, а также меры, предотвращающие термические травмы.

Учить детей гасить огонь и эвакуироваться в случае пожара лучше с младшего школьного возраста. В этом возрасте дети должны знать, что огонь можно залить водой, знать, как можно погасить на себе одежду и как оказать самую первую медицинскую помощь при ожоге.

Одновременно с изучением правил пожарной безопасности можно вести работу по расширению знаний о пожарной технике.

На одном из занятий можно ознакомить детей с уголком противопожарной безопасности в Центре. Познакомить детей с предметами пожаротушения, правилами использования их для тушения пожаров, ввести в словарь детей слова: «пожарный щит, огнетушитель, лом, багор». Воспитывать у детей наблюдательность и внимание. Чтобы больше дети узнали о пожарной технике, можно провести экскурсию в пожарную часть, где дети познакомятся с пожарной техникой, экипировкой пожарных, средствами тушения пожара.

Можно рассказать детям, что в каждом населенном пункте (городе, поселке, селе) есть пожарная часть или добровольная пожарная дружина, на вооружении которой имеется пожарная техника, предназначенная для тушения пожаров.

Сильное эмоциональное воздействие производят на детей картины, фильмы, презентации, рассказывающие о борьбе людей с огнем. По ним могут быть проведены беседы.

Тема эта может найти свое продолжение на занятиях по изобразительному искусству. Выполняя рисунки, дети не только закрепит полученные знания, но и приведут их в систему, выразят изобразительными средствами свое отношение к теме.

Противопожарная пропаганда, проводимая среди детей, должна отличаться от той, которая рассчитана на взрослого человека. Так, чрезмерный «максимализм» в изображении катастрофы, вызванной пожаром, может негативно воздействовать на детскую психику, травмировать ее. Негативные эмоции закроют для детей тот минимум противопожарной информации, которым они должны овладеть. Страх перед огнем, может помешать ребенку понять и использовать его положительные свойства.

Взрослым необходимо помнить, что воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы пожара и необходимость соблюдения противопожарных норм и правил - это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и родители, и педагоги, и сотрудники пожарной охраны. Тогда жизнь детей будет в безопасности.

Ожидаемые результаты.

Применение данной рекомендации позволит педагогам подобрать разработки и описания наиболее приемлемых форм и методов работы с детьми и родителями, позволяющие эффективно решить вопрос профилактики противопожарной безопасности, предотвратить несчастные случаи, связанные с пожаром.


© 2010-2022