- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Обобщение педагогического опыта. Социальный педагог
Обобщение педагогического опыта. Социальный педагог
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Настасенко О.В. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Обобщение педагогического опыта
Кто такой социальный педагог?
Социальный работник - единая профессия, представленная многогранным веером разновидностей и специализаций. Было бы ошибочным считать социального педагога одной из разновидностей социального работника, или сводить его функции к деятельности в рамках общеобразовательной школы или какого- либо другого учреждения. (слайд)
Главной сферой деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности, человеческих отношений.) При этом приоритетной считают сферу отношений ребенка в семье и его ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением, и цель его деятельности - организация профилактической социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме.
Социальный педагог по своему профессиональному предназначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, в их общении и таким образом, оздоровить окружающую социальную микросреду.
Он всегда отстаивает права своего клиента, выступает в качестве эксперта в постановке «социального диагноза», определяет методы допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы. В своей работе обязан опираться на различные нормативно-правовые акты и документы: закон «Об образованиив Российской Федерации», Конвенцию ООН по правам ребенка, методические письма и др. (слайд)
Деятельность социального педагога трудна. Трудные дети, трудные семьи, трудные времена, в конце концов, и абсолютно новая для школы деятельность.
С чего начать? Как и какие документы разработать? Что станет критерием эффективности работы? Как правильно выстроить отношения со всеми педагогами в школе? Куда идти за помощью? И как помочь обделенному жизнью и материнской любовью ребенку? (слайд)
Никакая книжка не расскажет, как сделать последнее, это делается сердцем, добрым и умным сердцем настоящего педагога.
Какими же качествами должен обладать социальный педагог, от чего зависит его профессионализм?
Социальному педагогу необходимо обладать такими качествами, как
естественность- способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими;
доброжелательность - способность доброго, приязненного восприятия окружающих, готовность к поддержке;
эмпатия - умение стать на позицию восприятия мира таким, каким его воспринимают другие люди, с целью решения проблемы;
открытость - умение искренне говорить о своих чувствах и мыслях, передавая их собеседнику;
деликатность - мягкость, вежливость, тактичность в общении с другими людьми;
конкретность - умение четко отвечать на поставленный вопрос или излагать собственное суждение.
Цели деятельности социального педагога: создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального); оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; защита ребенка в его жизненном пространстве. Отсюда вытекают и задачи: (слайд)
Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя. Но в целом он выполняет следующие функции: (слайд)
1. Аналитико - диагностическая.
2. Коррекционная функция
3. Функция социально-педагогической поддержки и помощи учащимся.
4. Правозащитная.
5. Психотерапевтическая функция.
6.Социально-профилактическая функция
Обязательно каждый учебный год обновляется банк данных социального паспорта школы через совместную работу с классными руководителями. Такая информация помогает в создании благоприятной среды в школе.
(СЛАЙД) Паспорт школы
-многодетные семьи,
-малообеспеченные семьи,
-дети-инвалиды,
-дети на опеке,
-приемные семьи,
-семьи «группы риска»,
-учащиеся, нуждающиеся в оформлении под опеку или попечительство
-дети, оставшиеся без попечения родителей.
Как вы уже успели заметить помимо всех представленных групп детей, в нашей школе обучаются дети детского дома. В настоящее время в нашей школе 23 воспитанников, что составляет примерно 10% от общего числа детей. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум. Наиболее серьезным следствием сиротства является утрата «доверия к миру», без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших качеств личности, как самостоятельность, инициативность, социальная компетентность, умение трудиться.
Поэтому одним направлением моей работы является социальная адаптация детей, основная цель которой состоит в том, чтобы помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Важнейшим звеном этой системы является школа, а также вовлечение детей во внеурочную деятельность, которая в комплексе с учебной работой, помогает достичь желаемых результатов. Дети не только активно участвуют во всех мероприятиях школы, посещают кружки, выступают на конкурсах, они принимают участие в городских мероприятиях, защищая честь школы.
В прошлом году танцевали на Карнавале цветов, посвященном дню города, во флешмобе ко Дню победы, на юбилее школы, участвовали в спортивных соревнованиях, занимали призовые места……..
В ходе такой работы расширяется, дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Система работы во внеурочное время дает свои успехи, о чем свидетельствует результаты проведенного мониторинга социальной адаптированности учащихся «группы риска». (слайд)
Благодаря слаженной работе всего коллектива, дети прекрасно адаптируются в школе, не чувствуют себя ущемленными и получают возможность проявить свою индивидуальность за счет свободного самовыражения, что позволяет им в конечном итоге обрести опору в самом себе.
Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной и урочной работы зависит от согласованности действий учителя и социального педагога, их контакта, информированности о работе друг друга.
-
Регулярно ведется профилактическая работа «Украсть - в беду попасть», «Азбука пешехода», «Мой путь от школы до дома», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Осторожно, грипп!» (беседа-практикум с медсестрой).
-
Классные часы «Губительная сигарета», «Что такое Конституция?», «Все мы разные», «Без друзей меня чуть-чуть…», «Дружба начинается с улыбки..», «Этикет в вопросах и ответах», «Моя семья - моя крепость» и др.
-
Внеклассные мероприятия, праздники «Мы за здоровый образ жизни», «Ты дорожишь своим здоровьем?»
-
Беседы в классах «Ребёнок имеет право», «Умей сказать «НЕТ»!», «Эти правила вы должны знать» (терроризм), «Как сохранить здоровье»
-
Индивидуальные беседы совместно с педагогом-психологом.
-
Тренинги «Конфликт. Пути выхода из конфликтов» , «Друг или враг нам этот табак?»
-
Проведение профилактических рейдов по проверке режима дня и соблюдению правил дорожного движения.
-
Просмотр и обсуждение фильмов «Курить - здоровью вредить», «Вредные привычки ведут к опасности»
-
Профилактические беседы по предупреждению правонарушений.
-
Проведение тематических недель «Твоё здоровье», «Твои права»
-
Тематические выставки в библиотеке «О здоровье всерьёз», «Настоящие друзья», «Виды спорта»
-
Знакомство с играми на улице, утренняя гимнастика, эстафеты в неделю «Твоё здоровье» (перемена, ГПД)
-
Конкурс рисунков и плакатов на определенную тематику
-
Оформление тематических стендов
-
Рейды по проверке режима дня, ПДД
-
Беседы с привлечением специалистов ОВД, наркодиспансера «Мы разные по внешнему виду и по возрасту», «Я - гражданин России», «Мы помним»
-
Вовлечение в работу кружка «Золотые ручки. Бисероплетение».
-
Для детей организован прием по личным вопросам «Помоги себе сам - поделись своей проблемой»
Но главным условием успеха является формирование положительного отношения к семейным ценностям, способность адаптироваться в новой семье.
Мы уверены, что дети, участвуя во всех этих мероприятиях, получают огромный запас знаний, который могут применить, попадая в семью.
Конечно, в детском доме прекрасно организована досуговая деятельность, уделяется огромное внимание социальной адаптации, однако сама организация жизнеспособности детей устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей-сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В то время как школа, дает ребенку возможность принимать самостоятельные решения. Ведь каждый ребенок талантлив, каждый ребенок- это целый мир, необходимо только вовремя заметить и дать ребенку раскрыть свой талант, исходя из его индивидуальности и личных качеств. Как сказал Оскар Уальд «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми». А что может сделать ребенка счастливым? Конечно семья. Но попасть в семью, не значит там остаться.
Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма. Поэтому кредо нашей деятельности мы увидели в словах восточной мудрости: "Настойчивость и терпеливость - в единстве противоположностей - два козыря успеха". Мы считаем, что эти качества позволяют нам достигать успехов в социально-педагогической деятельности.
Это кропотливая работа уже дала первые положительные результаты.
за 3 года в семью ушли 12 детей. И самое главное они не просто остались в семье, они вернулись в школу, но уже в другом статусе.