Обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска»

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска»

Малаханова Т.Г. МБОУ ДОД «Центр детского творчества», Курумканский район

ДОбеспечение гарантий доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска»ополнительное образование - это неотъемлемая часть общего образования, предполагает свободный выбор ребенка сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий, таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут социальной и культурной самореализации, саморазвитию и самовоспитанию.

В дополнительном образовании специфика деятельности требует организации образовательного процесса с позиции развивающего обучения. Ребенок осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности, интересного, здоровьесберегающего.

Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений стало обеспечение условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровьем, детям испытывающим дискомфорт в школьной среде.

У детей-инвалидов вся деятельность формируется со значительным опозданием. Все действия затруднены вследствие болезни. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, недостаточному запросу знаний и представлений об окружающем мире. Эмоциональное состояние этих детей выражается в повышенной возбудимости, эйфории, хаотичности всей деятельности, импульсивности или в подавленности настроения, аспонтанности, общей заторможенности.

Дети с ограниченными возможностями должны приспосабливаться к существующей среде и обществу и у них есть все права на получение дошкольного, школьного и дополнительного образования. Обучаясь и воспитываясь со своими сверстниками дети с ограниченными возможностями становятся более общительными и открытыми, лучше приспосабливаются к жизни в обществе, нежели те, которые учатся дома или в специальных школах.

В последнее время все чаще стали говорить о внедрении инклюзивного образования. Воспитание, обучение и развитие личности ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья - ключевые задачи в работе с «особыми» детьми в рамках программы инклюзивного образования в условиях дополнительного образования.

Инклюзивное (включенное) образование - это практика обучения, основанная на убеждении, что все дети, как с инвалидностью, так и без нее, имеют право учиться вместе. В такой среде педагоги, родители и другие люди работают в партнерстве, применяя обычные образовательные программы с достаточной гибкостью, в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями всех детей.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Однако, чтобы такой переход свершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.

А также в учреждениях дополнительного образования активизируется процесс творческого развития личности, ее подготовки к жизни и социальному успеху, что вызывает особый интерес к поиску новых форм и способов улучшения и дальнейшего рационального использования свободного времени как фактора социального формирования личности, и в первую очередь формирования духовно-нравственных отношений. Особое место в данной работе мы отводим подросткам, относящимся к «группе риска». К этой категории относим подростков с асоциальным поведением, педагогически запущенных, из социально опасных и малообеспеченных семей, стоящих на учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних. Этой категории подростков труднее адаптироваться в сложном современном мире. Они более подвержены влиянию среды, чаще бывают отверженными среди одноклассников, т.к. они не «как все».

Если ребенок в процессе общественно значимой деятельности включен педагогами и воспитателями в духовно-нравственные отношения, то возможность влияния на развитие личности подростка значительно увеличивается.

Формирование духовно-нравственных отношений у подростков «группы риска» будет осуществляться эффективнее, если: задача формирования духовно-нравственных отношений у педагогов и подростков «группы риска» будет выделена как значимая и существенная в организации воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования; при учете создания педагогических условий для эффективного формирования духовно-нравственных отношений у подростков будет учитываться тот факт, что они, как и другие сложные психолого-педагогические образования, формируются не сразу, а в результате постепенного усложнения умений, навыков и привычек поведения, их интеграции в более сложные личностные образования - духовно-нравственные ценностные качества.

Таким образом, важной частью помощи детям в социокультурном аспекте является педагогическая, психологическая и социальная составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка, содействия его развития и успешной социализации.

Педагог способен убедить подростка в необходимости задуматься о возможных последствиях его потенциальных противоправных действий; показать, чем он рискует, если позволит увлечь себя стихии подростковых эмоций, может методом интенсивного воздействия на сознание и поведение детей реально повлиять на уровень правонарушений в окружающей среде.

Система дополнительного образования детей не должна оставаться в стороне, ведь ей принадлежит особое место в решении задачи психолого-педагогической и социальной реабилитации, реализации творческих возможностей ребенка с нарушениями в развитии.

В дополнительном образовании нужно создать особую образовательную среду, ведь без обучения они не смогут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. При этом основной смысл образования можно будет определить следующей формулой - «все, вместе со всеми».

Литература

  1. Алфавит инклюзии: Пособие для учителей. - Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2008. - 68с.

  2. Актуальные вопросы начального и дошкольного образования. Вып. 2. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008. - 116с.

  3. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2008. - 351 с.

  4. Морозова Т. «Вестник Российского общественного Совета по развитию образования». Вып. 15.- М.: Изд-во «РОСРО», 2006. - 128 с.

  5. Развитие системы социальной защиты детей: обеспечение прав ребенка на региональном уровне. - Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2006. - 304 с.

  6. Татарова С.П. Формирование толерантности у старших школьников посредством цикла тематических занятий. - Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2003. - 128 с.



© 2010-2022