Обобщение опыта работы по профориентационной работе

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информация

по организации профориентационной деятельности

в МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи»Чистопольского муниципального района


Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики.

В связи с этим, в свой работе МБОУДОД «Дворец творчества детей и молодежи» Чистопольского муниципального района уделяет огромное внимание проведению целенаправленной профориентационной работе среди школьников. Данное направление в работе опирается на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду. Наш педагогический коллектив считает, что при выявлениии, развитии реальных интересов и способностей школьников, при формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района ,возможно верное профессиональное определение .

Профориентационная работа в учреждении основана на постоянном взаимодействии педагога дополнительного образования, социального педагога, медицинского работника с учащимися , их родителями, со школьным классным руководителем и с окружающим социумом . В этом учебном году занятия в объединениях учреждения проводят 37 педагогов по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности :

Технической,

Естественнонаучной,

Физкультурно-спортивной,

Художественной,

Туристко - краеведческой,

Социально-педагогической.

Школьники(их 1661человек) имеют возможность посещения нескольких кружков,т.е. могут осуществить и применить к себе пробу сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана.

Человек-человек

(объединения)

Человек-природа

(объединения)

Человек-знаковая система

(объединения)

Человек-техника

(объединения)

Человек-художественный образ

(объединения)

«Галстучная страна»

«Цветовод-дизайнер»

«Белая ладья»

«Робототехника»

«Цветной мир»

Наследники родного края»

«Юный эколог»

«Авиамоделирование»

«Сетора»

«Я -Чистополец»

«Цветущий Чистополь»

«Радиолюбитель»

«Домисолька»

«Алтын-чечек»

«Юный автолюбитель»

«Ваданс»

«Юный барабанщик»

«Ракетомоделирование»

«Чистопольские самоцветы»

«Основы лидерства»

«Мастерская стильных решений»

«Стремительный мяч»

«Сайяр»

«Дельфин»

«Радость»

«Лотос и Ко»

«Мой мир»

«Атлет»


«Геркулес»


«Тигренок»


Выбор форм и методов работы по профориентационному направлению позволяет осуществлять педагогам комплексный подход к созданию развивающей среды для воспитанников.


На занятиях,воспитательных мероприятиях педагоги информируют школьников о профессиях и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора.

В прошлом учебном году проводимые беседы социальным педагогом с воспитанниками 5-7 классов в объединениях «Цветной мир», «Дельфин», «Домисолька», «Цветущий Чистополь», «Юный эколог» свидетельствуют о том, что школьники слабо информированны о мире профессий.А встречи с 7-8 классами подтверждают ,что проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием таких факторов как советы родителей , родственников, примеры и опыт друзей, знакомых, рекомендации учителей. Социальный педагог также оказывает педагогическую поддержку детям группы риска,таких у нас 15 человек, способствует формированию у них адекватной самооценки.

Обсуждая данную проблему на совещаниях , педагоги пришли к выводу о том, что в большинстве случаев школьники выбирают профессию не потому, что их привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
Заведующей отделом по работе со старшеклассниками ,социальный педагог поставили перед собой задачи в системе профориентации школьников, выделяя социальные ,психологические и педагогические аспекты .

Заместитель директора по учебно- воспитательной работе является координатором профориентационной работы в МБОУ ДОД «ДТД и М» и реализует следующие направления:

поддержание связей с учреждениями, с социальными партнерами, влияющими на самоопределение воспитанников;

планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности воспитанников к профильному и профессиональному самоопределению ;

осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению ;

проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения воспитанников;

организация участия детей в конкурсах, соревнованиях и т.д. разного уровня.

Педагоги дополнительного образования:

при проведении занятий включают разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

организует по направлению профориентационные беседы, диспуты;

ведут психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся ;

помогают обучающемуся проектировать и осуществлять анализ собственных достижений;

организуют посещение учащимися дней открытых дверей в вузах города (Факультета «Восток», КамПИ и средних профессиональных учебных заведениях;)

организуют тематические экскурсии учащихся на предприятия и в учреждения города .Так, воспитанники по техническому направлению сотрудничают с автошколой «Радар», предприятиями «Вектор», «Бетар»;по художественной направленности -со школой искусств, с художественной школой, педагогическим училищем, с музеем уездного города; по физкультурно -спортивному направлению -связь со спорткомитетом, со спортивной школой, со спорткомплексом «Батыр», с предприятием «Лотос»;

проводят встречи с родителями по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Медицинский работник:

способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;

проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

оказывает помощь педагогу и социальному педагогу в анализе деятельности воспитанников.

Администрация учреждения работает с педагогическими кадрами в плане их профессиональной подготовки,повышения их квалификации ,в системе самообучения,так как только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

В плане работы на 2014-2015 учебный год предусмотрели в работе методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения.Планируем привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся в учреждения и учебные заведения города. Планируем проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии.

В план работы по профориентации школьников включен аналитический раздел, для проведения анализа результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося,анализа мнения родителей, классного руководителя и других учителей.



© 2010-2022