- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Обобщение опыта работы по профориентационной работе
Обобщение опыта работы по профориентационной работе
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ефимова И.Е. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Информация
по организации профориентационной деятельности
в МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи»Чистопольского муниципального района
Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики.
В связи с этим, в свой работе МБОУДОД «Дворец творчества детей и молодежи» Чистопольского муниципального района уделяет огромное внимание проведению целенаправленной профориентационной работе среди школьников. Данное направление в работе опирается на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду. Наш педагогический коллектив считает, что при выявлениии, развитии реальных интересов и способностей школьников, при формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района ,возможно верное профессиональное определение .
Профориентационная работа в учреждении основана на постоянном взаимодействии педагога дополнительного образования, социального педагога, медицинского работника с учащимися , их родителями, со школьным классным руководителем и с окружающим социумом . В этом учебном году занятия в объединениях учреждения проводят 37 педагогов по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности :
Технической,
Естественнонаучной,
Физкультурно-спортивной,
Художественной,
Туристко - краеведческой,
Социально-педагогической.
Школьники(их 1661человек) имеют возможность посещения нескольких кружков,т.е. могут осуществить и применить к себе пробу сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана.
Человек-человек
(объединения)
Человек-природа
(объединения)
Человек-знаковая система
(объединения)
Человек-техника
(объединения)
Человек-художественный образ
(объединения)
«Галстучная страна»
«Цветовод-дизайнер»
«Белая ладья»
«Робототехника»
«Цветной мир»
Наследники родного края»
«Юный эколог»
«Авиамоделирование»
«Сетора»
«Я -Чистополец»
«Цветущий Чистополь»
«Радиолюбитель»
«Домисолька»
«Алтын-чечек»
«Юный автолюбитель»
«Ваданс»
«Юный барабанщик»
«Ракетомоделирование»
«Чистопольские самоцветы»
«Основы лидерства»
«Мастерская стильных решений»
«Стремительный мяч»
«Сайяр»
«Дельфин»
«Радость»
«Лотос и Ко»
«Мой мир»
«Атлет»
«Геркулес»
«Тигренок»
Выбор форм и методов работы по профориентационному направлению позволяет осуществлять педагогам комплексный подход к созданию развивающей среды для воспитанников.
На занятиях,воспитательных мероприятиях педагоги информируют школьников о профессиях и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора.
В прошлом учебном году проводимые беседы социальным педагогом с воспитанниками 5-7 классов в объединениях «Цветной мир», «Дельфин», «Домисолька», «Цветущий Чистополь», «Юный эколог» свидетельствуют о том, что школьники слабо информированны о мире профессий.А встречи с 7-8 классами подтверждают ,что проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием таких факторов как советы родителей , родственников, примеры и опыт друзей, знакомых, рекомендации учителей. Социальный педагог также оказывает педагогическую поддержку детям группы риска,таких у нас 15 человек, способствует формированию у них адекватной самооценки.
Обсуждая данную проблему на совещаниях , педагоги пришли к выводу о том, что в большинстве случаев школьники выбирают профессию не потому, что их привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
Заведующей отделом по работе со старшеклассниками ,социальный педагог поставили перед собой задачи в системе профориентации школьников, выделяя социальные ,психологические и педагогические аспекты .
Заместитель директора по учебно- воспитательной работе является координатором профориентационной работы в МБОУ ДОД «ДТД и М» и реализует следующие направления:
поддержание связей с учреждениями, с социальными партнерами, влияющими на самоопределение воспитанников;
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности воспитанников к профильному и профессиональному самоопределению ;
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению ;
проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения воспитанников;
организация участия детей в конкурсах, соревнованиях и т.д. разного уровня.
Педагоги дополнительного образования:
при проведении занятий включают разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организует по направлению профориентационные беседы, диспуты;
ведут психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся ;
помогают обучающемуся проектировать и осуществлять анализ собственных достижений;
организуют посещение учащимися дней открытых дверей в вузах города (Факультета «Восток», КамПИ и средних профессиональных учебных заведениях;)
организуют тематические экскурсии учащихся на предприятия и в учреждения города .Так, воспитанники по техническому направлению сотрудничают с автошколой «Радар», предприятиями «Вектор», «Бетар»;по художественной направленности -со школой искусств, с художественной школой, педагогическим училищем, с музеем уездного города; по физкультурно -спортивному направлению -связь со спорткомитетом, со спортивной школой, со спорткомплексом «Батыр», с предприятием «Лотос»;
проводят встречи с родителями по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Медицинский работник:
способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
оказывает помощь педагогу и социальному педагогу в анализе деятельности воспитанников.
Администрация учреждения работает с педагогическими кадрами в плане их профессиональной подготовки,повышения их квалификации ,в системе самообучения,так как только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
В плане работы на 2014-2015 учебный год предусмотрели в работе методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения.Планируем привлекать родителей к участию в проведении экскурсий учащихся в учреждения и учебные заведения города. Планируем проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии.
В план работы по профориентации школьников включен аналитический раздел, для проведения анализа результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося,анализа мнения родителей, классного руководителя и других учителей.