Правовая игра для учащихся 8 класса

Раздел Социальному педагогу
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конкурс знатоков права

Цели: воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся.

Подготовка к мероприятию: класс делится на две команды; выбираются счетная группа и жюри.

Эпиграф на доске: «Ничто так плохо мы не знаем, как то, что каждый должен знать, - закон» (О. Бальзак).

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков права. Такая тематика выбрана нами не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай. Право - тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

II. Задания игрокам

Разминка. Отгадай сказку

1. В какой сказке один долгожитель, не пользующийся успехом у женщин, совершает похищение молодой и красивой девушки в целях вступления в брак, а другой персонаж, не имеющий достаточного жизненного опыта, раскрывает секрет долголетия и возвращает себе законную жену? («Царевна-лягушка».)

2. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

3. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси-лебеди».)

4. Героиня какой сказки, облаченная в дорогую, не имеющую государственного клейма шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда - очень уж ей понравилась архитектура строения? К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища. («Заячья избушка».)

Конкурс «Из истории права»

(Этот конкурс посвящен истории права. За правильный ответ команды получают 3 балла. В случае затруднения команда может обратиться за помощью к зрителям или команде-сопернице. В таком случае присуждается только 1 балл.)

1. Какая страна является родиной юридического образования? (Древний Рим.)

2. Когда и кто открыл первую частную юридическую школу? (В I в. н. э.; юрист Сабин в Риме.)

3. Какое право считалось основополагающим для подготовки юриста в Европе до XV в.? (Римское право.)

4. Кем из великих философов прошлого введен в научный оборот речи термин «правовое государство»? (И. Кантом в работе «Господство -права».)

5. Кто из знаменитых гуманитариев получил юридическое образование? (Примерный ответ. А. Григорьев - поэт, критик; А. Островский - драматург; Е. Вахтангов - режиссер; К. Ушинский - педагог; Л. Андреев - писатель.)

6. Кто такая Фемида? (Примерный ответ. Богиня правосудия в греческой мифологии. Изображается с повязкой на глазах - символ беспристрастия, держит в одной руке весы, а в другой - карающий меч. На одну чашу весов должно быть положено совершенное преступление со всеми смягчающими и отягчающими обстоятельствами, а на другую - соответствующее ему наказание. Чаши весов должны находиться в равновесии.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «Ничего на свете лучше нету...»(музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина) из м/ф «Бременские музыканты».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на свободу передвижения и о праве на свободу мирных собраний.)

Конкурс «Юридическая консультация»

(Команды должны решить юридические задачи. Наивысший балл - 5.)

1. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд? (Примерный ответ. Считается недопустимым увольнение молодых рабочих и служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие комиссии по делам несовершеннолетних.)

2. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорблял их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Примерный ответ. Поведение ученика попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

Конкурс «Юридический язык»

1. Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений? (Кодекс.)

2. Какой принцип, действующий в уголовном праве, определяет, что человек считается преступником и несет уголовную ответственность только после того, как его вина доказана в суде? (Презумпция невиновности.)

3. Как называется основной закон государства? (Конституция.)

4. Что такое право? (Право - совокупность устанавливаемых государством правил, регулирующих общественные отношения.)

5. Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое действие или бездействие.)

6. Что такое алиби? (В уголовном процессе - обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент совершения преступления находился в другом месте.)

7. Что значит превышение пределов допустимой обороны? (Примерный ответ. Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое явно не было вызвано ни характером нападения, ни реальной обстановкой и закончилось либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

8. С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Примерный ответ. Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

9. Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. (Приговор.)

10. Мошенничество, обман, сомнительная сделка. (Афера.)

11. Лицо, приглашаемое для участия в производстве осмотра, обыска, выемки или других следственных действий. (Понятой.)

12. Лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права. (Истец.)

13. Международный договор, обязательный для исполнения всеми государствами, которые его подписали. (Конвенция.)

14. Выборное лицо, участвующее в судебном заседании и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель.)

15. Полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо смягчение наказания. (Амнистия.)

16. Особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента. (Импичмент.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «До чего дошел прогресс» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф «ПриключенияЭлектроника».

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на пользование благами научно-технического прогресса.)

Конкурс «Знаете ли вы?»

(В ходе этого конкурса командам предоставляется возможность проявить эрудицию и смекалку и заработать дополнительные баллы. Вопросы команде-сопернице могут быть приготовлены командами заранее, или ведущий задает вопрос, а отвечать будет команда, которая знает ответ.)

1. Когда и в связи с чем в мире отмечают День прав человека? (10 декабря-Международный день защиты прав человека. В этот день в 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека.)

2. В каких международных правовых документах закреплены права ребенка? (Права ребенка закреплены в двух основных международных документах, принятых ООН: в Декларации прав ребенка (1959 г.) и Конвенции о правах ребенка (1989 г.).)

3. Кто такой ребенок? Что говорится об этом в Конвенции о правах ребенка? (Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам совершеннолетие не наступает раньше 18 лет.)

4. В каком законодательном акте предусмотрен порядок приема и перевода на другое рабочее место, порядок увольнения, вопросы оплаты труда, продолжительности трудового дня? (В Трудовом кодексе.)

5. Что такое вандализм? (Примерный ответ. Бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей. В уголовном праве - вид преступления, выражающийся в осквернении общественных сооружений надписями, грубо оскорбляющими общественную нравственность, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.)

6. Юридическая ответственность - что это такое? (Государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством и обществом.)

7. С какого возраста несовершеннолетние подростки имеют право заниматься предпринимательской деятельностью? (С 15 лет.)

8. Назовите виды юридической ответственности. (Дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная, материальная.)

9. Можно ли привлечь к юридической ответственности жену, отказавшуюся давать показания против своего мужа во время следствия или суда по уголовному делу? (Нет. Статья 51 Конституции РФ гласит: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом».)

10. Что такое кассационная жалоба? Кто ее вправе подать? (Жалоба на приговор, решение суда, не вступившее в законную силу. Ее вправе подать осужденный, его защитник, потерпевший, его представитель.)

III. Дискуссионный клуб знатоков права

Ведущий. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих собственных правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не отдавая взамен. Мы приглашаем вас в Дискуссионный клуб знатоков права, где вы можете высказать свое мнение на затронутую тему. Перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Вам нужно составить грамотный ответ взрослого на капризы зарвавшегося ребенка.

Ситуация 1

Мать. Сколько раз тебе говорить - после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын. Но, мама! Ты же все равно в 11 еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Ведущий. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном? (Примерный ответ. Статья 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном

случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в этом доме!), и является нарушением общественного порядка.)

Ситуация 2

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя по истории найдут, поумнее.

Учитель. Как ты смеешь со мной так разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший - меня за вашу двойку, знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что на уроки ваши я ходить больше не буду!

Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Но тем не менее закон здесь на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13.)

Ситуация 3

Ведущий. Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили классной руководительнице.

Учитель. Сидоров, ах ты негодяй! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!

Сидоров. А что, Сидоров? Чуть что, сразу Сидоров! Вы сами-то видели?

Учитель. А мне и видеть не надо. Весь класс подтвердит. Пойдем-ка, голубчик, к директору!

Сидоров. А вы сначала докажите, потом и к директору пойдем. Но вы же еще и виноватой окажетесь, потому что нарушили Уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантии Международного права!

Ведущий. Разъясните, пожалуйста, ситуацию. (Примерный ответ. В статье 28 сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (статья 40), что к данному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую еще как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины в том случае, если окно было разбито преднамеренно.)

Ситуация 4

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой за собой посуду, сходи в магазин.

Сын. Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме беспорядок.

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Ведущий. Как вы разрешите подобную ситуацию? (Примерный ответ. Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

Музыкальная пауза

Исполняется песня «Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).

Вопрос зрителям и болельщикам: о каком праве поется в этой песне? (О праве на образование.)

IV. Подведение итогов игры

Дополнительный материал

ООН - защитник прав человека

Организация Объединенных Наций - международная организация, основанная в 1945 г., со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру... Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов ... для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Генеральная Ассамблея ООН - один из главных органов ООН. Каждое государство - член ООН имеет не более пяти представителей в Генеральной Ассамблее, которая полномочна рассматривать любые вопросы в пределах Устава ООН, а также давать по ним рекомендации государствам и Совету Безопасности ООН.

ООН - инициатор миротворческих миссий и операций.

ООН несет ответственность за дела беженцев.

ООН заботится о правах женщин, детей и каждого конкретного человека.

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г.

Иногда следует принимать в отношении соблюдения прав ребенка чрезвычайные меры. Для этого создан Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ. Первоначально Фонд предназначался для помощи обездоленным малолетним жертвам Второй мировой войны. В 1953 г. Ассамблея расширила его мандат. Главным объектом заботы Фонда стали миллионы детей развивающихся стран, страдающие от недоедания, болезней. В 1965 г. ЮНИСЕФ была присуждена Нобелевская премия мира. ЮНИСЕФ прилагает активные усилия для организации детских служб, доставки продуктов и оборудования, подготовки персонала для работы с детьми. Организация также оказывает помощь матерям и детям в чрезвычайных ситуациях, возникающих в связи со стихийными бедствиями, гражданскими войнами и эпидемиями. 15 сентября 1989 г. принята Конвенция о правах ребенка - главный документ, охраняющий детство во всем мире.


© 2010-2022