Формирование позитивной эмоциональной сферы детей

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Чувашская республика

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» г. Канаш






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ»





Разработала:

Пигальцева Ольга Анатольевна,

педагог дополнительного образования

.







Канаш 2015 г.


Задача педагога дополнительного образования: педагога-музыканта, педагога-хореографа, педагога-организатора, любого из нас, кто связан с искусством и творчеством, «раскрыть душу» ребенка, научить его свободно и радостно проявлять эмоции в положительном контексте. И постоянный контроль динамики эмоций необходим для:

•установления контакта между педагогом и ребенком;

•повышения мотивации к занятиям;

•профилактики чрезмерной невротизации ребенка, мешающей успешному обучению и гармоничному развитию в целом.

Современная жизнь отличается чрезвычайной нестабильностью, дегуманизацией человеческих отношений, неясностью ценностных ориентиров, повышенной агрессивностью. В этих эмоциональных условиях ребенку угрожают две крайности:

• «обрастание коркой» равнодушия, цинизма, чрезмерного прагматизма как способ самозащиты от жестокого мира;

•душевный надлом, чувство бессилия и беззащитности, развитие комплекса неполноценности.

Как помочь ребенку, как спасти его душу, не дать ей очерстветь и истончиться? С древнейших времен человечеству известны 3 основные системы: буквы, цифры и ноты. Первыми двумя владеет вся грамотная часть Земли, а последней - немногие. Мне думается, именно обучение музыке, танцам, актерскому мастерству, народным традициям (фольклору, декоративному искусству), поможет справиться с этой проблемой.

Основная задача любого педагога, его педагогическая цель - помочь ребенку в его развитии и вся педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование всех человеческих сил обучающегося. К ним относятся следующие сферы:

•интеллектуальная;

•мотивационная;

•эмоциональная;

•волевая;

•предметно-практическая;

•экзистенциальная - это умение человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне, гармонией чувств и поступков, слова и дела;

•сфера саморегуляции.

Экзистенциальная сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми (любить и ненавидеть, соперничать и сотрудничать и т.д.). Эта сфера выполняет функцию отбора идей и ценностных ориентаций.

Интеллектуальная сфера - это область психики, характеризующаяся видами мышления (творческое, познавательное, теоретическое и т.д.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность и т.д.).

Мотивационная сфера - это совокупность мотивов. Мотив - побуждение к действию, связанное с удовлетворением потребности. От индивида к личности.

Эмоциональная сфера личности - эмоции (сторона психической жизни личности). Эмоции - психологические состояния (переживания, ощущения).

Предметно-практическая сфера ребенка включает в себя способности, поступки обучающихся в деятельности и общении.

Все эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека. От их развития зависит его социальная активность. Они же определяют его образ жизнедеятельности, его счастье и самочувствие среди людей.

Эмоциональная сфера.

Классификации эмоциональных явлений:

•аффекты;

•эмоции;

•чувства;

•настроения;

•стресс.

Собственно эмоции (от лат. Emoveo - потрясаю, волную) - психические явления.

Эмоции бывают положительные и отрицательные. Они зависят от удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека.

Положительные эмоции в учебной деятельности возникают при удовлетворении мотивации учения, мотивации достижения, потребности в эмпатичном, доброжелательном, одобрительном отношении взрослого (педагога) в виде радостного отклика, повышенного настроения, хорошего самочувствия.

Отрицательные эмоции вызывают эмоциональную напряженность. Она характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций.

С эмоциональным благополучием ребенка связаны такие важные психологические показатели, как самооценка и уровень тревожности, что выявляется в процессе индивидуальной работы с обучающимися.

Уделяя особое внимание эмоциональной сфере детей, формированию их позитивной эмоциональной настроенности, пользуюсь диагностическими средствами для выявления уровня состояния этой сферы и ее развития.

К таким средствам относятся:

1.Метод наблюдения за проявлениями эмоций:

•изменения в мимике и пантомимике, позе;

•появление тремора (дрожание в голосе);

•покраснение (особенно пятнами) кожи на лице;

•побледнение;

•непроизвольные движения глазами;

•изменения в фонации и артикуляции речи;

•заикание, запинание.

2.Разговоры «по душам» - ненавязчивые расспросы ребенка о его личных делах и интересах:

•успехи в школе;

•любимые предметы;

•литература, которую он читает;

•взаимоотношения с членами семьи друзьями;

•отношение к животным (дети очень любят рассказывать о своих питомцах, приносят их фото) и т.д.;

Считаю целесообразным ненавязчивые и осторожные упоминания о себе, своих эстетических вкусах, этических установках. Одновременно сообщаю также и о своих ошибках, совершенных в детстве и их последствиях, способах их преодоления, что слабости встречаются, присущи всем и вполне исправимы.

Иными словами, эти методы общения с детьми очень доверительны и демократичны.

Путь к стабилизации позитивного развития каждого ребенка проходит через три этапа:

•интерес к личности педагога (дети никогда не будут хорошо учиться у человека, которого не любят и не уважают);

•интерес к предмету обучения, проявляющийся после достижения некоторых успехов;

•интерес к самому себе - танцующему, музицирующему, поющему, эмоционально раскрепощенному.

3.Методы тестирования.

Для оценки эмоционального состояния можно применить методики:

1.Шкала эмоциональных состояний (Гребенюк О.С. и Т.Б. «Основы педагогики индивидуальности»).

2.Методика самооценки личности Будасси.

3.Шкалы тревоги Спилберга и Тейлора.

Выводы по методикам тестирования.

Я полагаю, что основная задача педагога в том, чтобы надлежащим образом формировать эмоции ребенка, научить справляться с ними, формировать у него умение управлять своими эмоциональными состояниями.

При достижении положительного результата в формировании позитивной эмоциональной сферы детей следует использовать следующие методы:

1.Актуализацию положительных эмоциональных состояний (чувство удовлетворения творческой деятельности, радость успеха и т.д.).

2.Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний: обеспечение эмоциональной атмосферы учебного процесса - владение педагогом приемами аттракции (привлекать, притягивать), способами фасилитации (от английского - облегчать).

Я с первых дней знакомства с ребенком и всегда в дальнейшем стараюсь расположить его к себе и сама искренне расположена ко всем ученикам, т.к. у каждого ученика любой недостаток компенсируется каким-нибудь достоинством. Что касается способов фасилитации - на моих занятиях с одной группой, часто по их собственному желанию, присутствуют и другие дети из других групп. Это полезно для детей, так как наблюдения за успехами других, здоровая конкуренция и подражание лучшему приводят к положительной динамике эмоциональной сферы ребенка.

Применяю различные эмоционально насыщенные педагогические средства, которые обеспечивают провоцированием положительных эмоциональных переживаний на занятиях (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.), читаю пословицы.

3.Нейтрализация негативных состояний обучаюшегося (неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.).

С этой целью я обычно использую приемы переключения внимания, обсуждение с ребенком его эмоционального состояния, чаще хвалю, чем критикую. «Чувствам нельзя приказать, но их можно выманить», - отмечал К.С.Станиславский, поэтому ситуацию, вызвавшую отрицательные эмоции, необходимо сменить на другую - с учетом темперамента данного ребенка, его совместимости с темпераментом педагога.

С детьми несколько заторможенными, неуверенными в себе (флегматики, меланхолики) я веду себя уверенно, открыто, демонстрирую сильные эмоции, использую в речи яркие образы, даю интересные энергичные движения, что увлекает их, вызывая эмоциональный аналогичный отклик, снимает напряжение, делает их более раскованными.

С холериками и сангвиниками нейтрализация негативных эмоций достигается другими методами:

-предоставляю обучающемуся возможность увидеть себя как бы со стороны: необидные шутки, прямые вопросы по поводу его состояния, повтор своего поведения перед зеркалом. Заставляю включить механизм самоконтроля, так называемые «сократовские беседы»;

-переключаю с проблемы, вызвавшей эмоциональное напряжение, на упражнения, которые получаются удачно, и после достижения успеха возвращаюсь к прежней проблеме, которая на благополучном эмоциональном фоне решается уже легче.

4.Смена реагирования ребенка на действительность с эмоционального типа на рассудочный.

Эмоциональный, общий с животными, тип реагирования можно представить в виде такой схемы поведения:

СТИМУЛ - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ - ДЕЙСТВИЕ

Рассудочный, или зрелый, тип реагирования характеризуется добавлением интеллектуального компонента:

СТИМУЛ - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ - КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЕЙ - ОСМЫСЛЕНИЕ - ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ - ДЕЙСТВИЕ

5.Освоение навыков психологической защиты от воздействия отрицательных различных факторов, развитие самообладания. Каждому полезно следовать формуле: «Всему приятному радуюсь, а неприятности стремлюсь осмыслить, чтобы освободиться от них».

6.Развитие саногенного мышления, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания.


Список литературы.

1.Грановская Р.М. Элементы практической психологии.

2.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности.

3.Первушина О.Н. Общая психология: методические указания.


© 2010-2022