Сценарий игры Турнир знатоков права

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий

игры «Турнир знатоков права»

(для 9-11 классов)


Ведущий 1. Добрый вечер, уважаемые гости, учащиеся и педагоги. Мы рады приветствовать всех собравшихся в нашем уютном зале на игре «Турнир знатоков права».

Ведущий 2. Многие столетия и даже тысячелетия в мире существовало рабовладение. Владельцы рабов считали, что не все люди равны. Например, люди с другим цветом кожи или рожденные в другой стране могли быть обращены в рабов. С ними обращались не как с людьми, а как с существами второго сорта или как с неодушевленными предметами. Только в 20 веке человечество научилось понимать, что это не справедливо. Люди поняли, что необходимо рассмотреть проблему и составить специальные документы по правам человека, чтобы юридически закрепить его права и свободы.

Ведущий 1. Вспомним несколько исторических дат. В 1914 году началась Первая мировая война. Она привела к огромным бессмысленным человеческим жертвам. Мир спохватился: необходимо привести общество в порядок.

В 1917 году появилась одна из первых Деклараций прав человека. В ней были провозглашены разные права и свободы для людей.

В 1924 году Лига наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

Ведущий 2. Опыт Второй мировой войны привел к тому, что в 1945 году была создана Организация Объединенных Наций. Через три года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята всеобщая декларация прав человека - это нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще и ни слова о детях. А ведь дети нуждаются в особом внимании, заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 году ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка», а 15 сентября 1990 года Конвенция вступила в силу на всей территории бывшего СССР.

Ведущий 1. Конвенция - это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит - пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.

Запомните эти даты:

XXI век - объявлен веком ребенка.

1 июня - Международный день защиты детей.

20 ноября - Всемирный день прав ребенка.

10 декабря - День прав ребенка.

Ведущий 2. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. И наш турнир несомненно сыграет свою роль в воспитании уважения к человеческой личности, научит разбираться в трудных ситуациях, опираясь на положения международных правовых документов.

В сегодняшней игре принимают участие три команды: команда 9-х классов, команда 10-х классов, команда 11 класса.

Ведущий 1. За синий игровой стол приглашается команда 9-х классов, в составе которой:

  1. Игнатенко Татьяна

  2. Товстоног Игорь

  3. Зиборов Роман

  4. Шмидт Анжела

  5. Безуглый Матвей

  6. Мусатова Валерия

Ведущий 2. За белый игровой стол приглашается команда 10-х классов, в составе которой:

  1. Бекбулатов Даниял

  2. Зиборова Маргарита

  3. Волина Виктория

  4. Денисова Валерия

  5. Сульженко Наталья

  6. Евсюкова Валерия

Ведущий 1. За красный игровой стол приглашается команда 11 класса, в составе которой:

  1. Воронцов Дмитрий

  2. Крюкова Елена

  3. Уфимцева Виктория

  4. Середа Андрей

  5. Гарифуллин Акнур

  6. Субботина Юлия

Сейчас переходим непосредственно к игре. Наш турнир состоит из 6 конкурсов, каждый из которых будет оцениваться от 1 до 5 баллов, о чем дополнительно будем сообщать вам мы, ведущие игры:

_____________________________________________________________________

В процессе нашей игры будут действовать правила единые для всех игроков. Во-первых, готовность отвечать - сигнализируется поднятием флажка, который находится на каждом игровом столе. После чего команде предоставляется право отвечать на вопрос.

  1. Первый конкурс БЛИЦ-ТУРНИР

Блиц-турнир предполагает следующее: внимательно выслушав вопрос и варианты ответов, команда должна выбрать вариант ответа и озвучить его. В случае если команда дает неправильный ответ, то отвечать будет та команда, которая первой даст сигнал о готовности к ответу. Каждой команде будет задано по три вопроса. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.

ВОПРОСЫ КОМАНДЕ ЗА СИНИМ СТОЛОМ

Вопрос 1.

Какова цель ООН?

А) проведение Олимпийских игр

Б) наказание уголовных преступников

В) защита прав человека

Вопрос 2.

Где дети имеют право свободно выражать свое мнение?

А) только в своей семье

Б) только в среде своих друзей

В) во всех сферах жизни и деятельности

Вопрос 3.

Согласно статье 13 Конвенции о правах ребенка осуществление права свободно выражать свое мнение может подвергаться некоторым ограничениям в случае:

А) нежелания взрослых выслушивать несовершеннолетних

Б) необходимости уважения прав и репутации других лиц

В) плохой успеваемости учащихся в школе

ВОПРОСЫ КОМАНДЕ ЗА БЕЛЫМ СТОЛОМ

Вопрос 1

Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?

А) лицо, до достижения 18 лет

Б) лицо, до достижения 14 лет

В) лицо, до достижения 16 лет

Вопрос 2

Какие различия могут обусловить неодинаковое использование детьми своих прав?

А) национальная принадлежность

Б) состояние здоровья

В) таких различий нет

Вопрос 3

В Российской Федерации для несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:

А) 36 часов в неделю

Б) 24 часа в неделю

В) 38 часов в неделю

ВОПРОСЫ КОМАНДЕ ЗА КРАСНЫМ СТОЛОМ

Вопрос 1

Какой орган при ООН занимается правами ребенка?

А) международный валютный фонд

Б) детский фонд

В) международный банк регионального развития

Вопрос 2

В чем выражается эксплуатация детского труда?

А) в том, что детей заставляют работать, как взрослых, а платят меньше

Б) в том, что детям не дают кока-колу в обед

В) в том, что детям не выдают зарплату

Вопрос 3

С какого возраста наступает уголовная ответственность?

А) с рождения

Б) в 21 год

В) с 16 лет, но есть преступления, уголовная ответственность за которые наступает с 14 лет

Спасибо за ответы. Философ и богослов Ламине сказал очень мудрые слова о правах и обязанностях: «Обязанность без права есть рабство; право без обязанности - анархия». Думаем, что вы также согласитесь с философом.

Ведущий 2. А мы объявляем следующий конкурс, который называется

  1. «ПРАВОВОЙ КОЛЛАЖ»

Сейчас мы приглашаем по одному представителю от каждой команды для того, чтобы вы могли выбрать конверт с заданием. В этих конвертах находятся статьи из «Конвенции о правах ребенка», но в каждой из них настоящая путаница. Команде необходимо за 1 минуту собрать фрагменты в одно целое и прочитать статью зрителям и жюри. Мы надеемся, что 1 минуты будет достаточно, так как за игровыми столами собрались настоящие знатоки права. Этот конкурс оценивается в 5 баллов.

СТАТЬЯ 16

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

СТАТЬЯ 32

Государства - участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

СТАТЬЯ 24

Государства - участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства - участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

СЛОВО ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ 2-Х КОНКУРСОВ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЖЮРИ.

Ведущий 1

А сейчас мы объявляем

  1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОНКУРС «В ПЕСНЯХ О ПРАВАХ»

Оказывается, если очень внимательно вслушаться в содержание песни, то можно расслышать права ребенка , которые предусмотрены Конвенцией. Для каждой команды прозвучат по 2 мелодии детских песен. Пока звучит музыка, игроки должны отгадать название песни, спеть хотя бы один куплет и припев и сказать о каких правах в ней идет речь. Если команда готова ответить - необходимо дать сигнал готовности флажком. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.

  1. Песня из м/ф «Бременские музыканты» - «Ничего на свете лучше нету…» / Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.

  2. Песня из к/ф «Приключения Электроника» - «До чего дошел прогресс»/ Право на пользование благами научно-технического прогресса.

  3. «Чему учат в школе» / Право на образование

  4. «Мамонтенок» / Право жить в семье

  5. «Антошка» / Право на защиту от эксплуатации.

  6. «Пусть всегда будет солнце» / Право на жизнь.

  7. «Чунга -Чанга» / Право на отдых

Ведущий 2

  1. А сейчас мы отправляемся с вами в добрый волшебный мир сказок. Конкурс называется «ПРАВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ»

Задания этого конкурса будут непосредственно связаны со статьями «Всеобщей декларации прав человека». Каждой команде для облегчения трудности задания будет предложен список названия сказок и по 2 вопроса. Задание состоит в том , что из предложенного перечня сказок необходимо выбрать те, которые будут соответствовать ответам на данные вопросы выбор должен быть кратко обоснован. Для обдумывания каждой команде дается 2 минуты. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла. ( Раздаются конверты с заданием).

Вопросы команде 1.

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

( «Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дюймовочка», , «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1. Какие сказочные герои реализуют право пользоваться научно-техническими достижениями?

( Барон Мюнхгаузен, Алиса из страны чудес)

Вопросы команде 2.

  1. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

( «Мороз Иванович», «Госпожа метелица», « Сказка о попе и работнике его Балде»)

  1. Какие литературные герои постоянно пользовались правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений?

(Барон Мюнхгаузен, Капитан Врунгель, Кот в сапогах)

Вопросы команде 3.

  1. Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства?

( Лягушка- путешественница, старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», баба Яга)

  1. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)

Ведущий 1

Пока все команды готовятся, мы проведем игру со зрителями. По необходимости, для более подробного разъяснения вопроса мы будем обращаться к специалистам - нашему жюри.

Вопрос 1. 16- летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

(Да, несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом, родители за него ответственности не несут)

Вопрос 2. На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

(Да. Это расценивается как мелкое хулиганство. За него предусмотрен штраф)

Спасибо всем. А мы представляем слово командам.

СЛОВО ДЛЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ 4-Х КОНКУРСОВ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЖЮРИ.

Ведущий 1.

Спасибо жюри. Мы переходим к 5 КОНКУРСУ, КОТОРЫЙ НАЗЫВАЕТСЯ «СИТУАЦИЯ».

Нами будет озвучено три ситуации по очереди одновременно для всех команд. Отвечать будет та команда, которая первой даст сигнал о готовности к ответу.

Сигнал можно давать только после того, как ведущий закончит вопрос. Ответ должен быть обоснован статьей Конвенции. В случае, если ответ неверный или неполный, то по решению жюри право ответа перейдет к другой команде.

Внимание, 1 ситуация!

Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения, людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным.

( Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть принят неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают его достоинство, следовательно, они недопустимы. ст. 23)

2 ситуация!

Родители 11-летнего мальчика являются членами секты. Мальчика насильно заставляют ходить на собрания секты. Он сопротивляется, за это его наказывают. В классе со сверстниками и учителями мальчик об этом говорить боится.

Какие права ребенка по существующей Конвенции нарушают родители? А, может быть, родители правы?

( Никто не может заставить человека вступить в какую-либо организацию, если он этого не желает)

3 ситуация!

Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство, одним словом за границу. Какие статьи Конвенции нарушаются?

(ст.11. Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Нарушается и ст. 16 «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции)

Ведущий 2

Объявляется ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ 6 КОНКУРС «ПАНТОМИМА»

Командам необходимо с помощью жестов рассказать о тех правах, которые они выберут из ст. Конвенции. Всего пантомим будет три, по одной от каждой команды.

Одна команда показывает пантомиму, две другие отвечают, предварительно подав сигнал о готовности.

Жюри оценивает артистизм, доступность изложения содержания статьи одной команды и правильность понимания и озвучивания увиденного другой команды. Этот конкурс оценивается жюри в 5 баллов. На подготовку командам дается 3 минуты.

Команды готовы? Время пошло.

А для всех собравшихся в зале прозвучит песня

Слово для подведения итогов «Турнира знатоков права» предоставляется

_____________________________________________________________________________

А мы, завершая нашу игру, хотели бы озвучить слова одного мудреца: « Если человек не понимает, как связаны права и обязанности, тогда он не умеет пользоваться своей свободой»

Желаем всем присутствующим в зале уметь пользоваться своей свободой! Ведь это так важно в жизни человека!

Благодарим всех за участие. Спасибо за внимание!



© 2010-2022