Организация работы службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В январе 2015г., согласно приказа Департамента образования науки и молодежной политики Воронежской области, в «Профессиональном училище №12» была создана Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (далее - Служба сопровождения). Однако сама по себе Служба сопровождения явления не новое для «Профессионального училища №12», т.к. в связи с особым контингентом учащихся (обучения лиц с ОВЗ, инвалидов), потребность в такой службе существовала всегда. И она была создана, и хотя на протяжении всего периода своего существования, она неоднократно меняла своё название (социальная, психолого-педагогическая, социально-психологическая), суть её, цель и задачи, всегда оставались неизменны - обеспечить обучающимся максимально комфортные условия пребывания в учебном заведении, организовав комплексную и своевременную помощь всем участникам образовательного процесса.

Служба сопровождения - это команда специалистов: педагогов, психолога, зам. директора по воспитательной работе, социального педагога, медицинского работника, тьютора которые не только принимают участие в решении проблем, но и занимаются их профилактикой, руководствуясь основным принципом в своей работе: «Всегда быть на стороне ребенка!».

Заседания Службы сопровождения проводятся ежемесячно, в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом, при этом каждый из членов Службы сопровождения имеет свой индивидуальный план работы, график индивидуальных консультаций и должностные обязанности. Руководитель Службы координирует работу всех специалистов. Служба сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями, оказывающими помощь при рассмотрении и решении конкретных вопросов (специалисты центра планирования семьи, наркологического диспансера, фонда «Доброта», СДЮШИ, участковый инспектор, инспектор ПДН, священнослужители духовной семинарии и др.). Заседания Службы сопровождения оформляются протоколом, который ведет секретарь и руководитель Службы. Работа Службы сопровождения начинается с социально-психологической диагностики вновь прибывших обучающихся, их личных дел, для организации индивидуального подхода к ним, и затем создания банка данных учащихся. Банк данных включает в себя анкету на каждого подростка из числа детей-сирот и инвалидов, с указанием наиболее полной информации о нем, его родственниках, диагнозе, краткую характеристику, акт обследования жилищно-бытовых условий. На протяжении всего периода обучения анкета пополняется дополнительными сведениями, необходимыми рекомендациями. В работе по составлению анкет принимают участие все члены Службы сопровождения, а также мастера производственного обучения и преподаватели. Собранная в одном месте информация о подростке, во многом облегчает работу сотрудникам Службы сопровождения, помогая выявлять и предупреждать возможные нарушения в становлении личности и развитии интеллекта.

В словаре русского языка сопровождать означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В соответствии с этим сопровождение подростка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним.

Служба призвана обеспечить психологическое, физическое и социально-нравственное здоровье учащихся; способствовать наибольшему раскрытию потенциальных возможностей личности, обеспечить комфортность пребывания в учебном заведении; оказывать помощь и поддержку учащимся, имеющим проблемы, учебные и коммуникативные затруднения, выполнять функцию защиты прав подростка, обучать навыкам социализации, организовывать социально-психологическую и правовую работу с родителями (консультативную, профилактическую, обучающую).

Деятельность Службы сопровождения направлена на организацию активного сотрудничества как администрации, педагогов, учащихся и их родителей, так и внешних социальных структур для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи всем участникам образовательного процесса.

Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной работы с подростками, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации.

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обеспечивает сопровождение жизнедеятельности отделения и создает необходимые условия для предоставления обучающимся мер социальной поддержки.

Основные принципы Службы сопровождения полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса:

  • основополагающим принципом является соблюдение интересов обучающихся,

(Специалист Службы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для подростка)

  • принципом развития личности за счет ее собственной активности,

(Развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций)

  • ориентации на субъект-субъектное взаимодействие,

  • принципам непрерывности,

(Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекращает поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или когда найдет подход к ее решению. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.)

  • гуманизации, (Особое внимание нравственному воспитанию, формирование личности способной к саморазвитию)

  • системности,

(Принцип системности сопровождения реализуется также через единство диагностики, коррекции и развития - определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи подростку)

  • индивидуализации,

(Учет индивидуальных особенностей, склонностей и способностей учащихся. Выстраивание индивидуального пути движения к индивидуальной цели).

  • комплексный подход

(Успешность помощи часто зависит от нескольких специалистов и от их взаимодействия, от согласованности «команды»)

Служба сопровождения начинает специальную работу с подростком в следующих случаях:

  • обращение в связи с возникшими у него проблемами самого подростка;

  • выявление проблем в ходе индивидуальной или массовой диагностики;

  • обращение родителей (законных представителей) за консультациями;

  • обращение за консультациями педагогов, мастеров производственного обучения;

  • обращения других учащихся за консультациями и помощью в отношении какого-либо подростка;

  • обращения специалистов других социальных служб.

Служба сопровождения функционирует как целостная система практического направления, основными направлениями деятельности которой являются:


  • Психосоциальная диагностика - проведение исследований социально-психологического климата отделения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации.

Коррекционная работа - совместная деятельность специалистов Службы сопровождения и, при необходимости, специалистов других служб, по разработке психокоррекционных программ воспитания развития, проведению социально-психологических тренингов и др.

  • Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития

  • Консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим, медико-социальным и правовым проблемам, вопросам самоопределения

  • Социально-педагогическая и психологическая профилактика неблагополучий в подростковой среде в условиях образовательного процесса, пропаганда здорового образа жизни.

Выявление и поддержка обучающихся, нуждающихся в социальной защите.

  • Содействие защите законных прав и интересов

  • Содействие в медицинском обследовании и лечении

В настоящее время на отделении по подготовке квалифицированных рабочих сложилась система мер психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся для максимально продуктивного личностного и профессионального становления подростков.










Организация работы Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся

отделения по подготовке квалифицированных рабочих ВГППК




Подготовила

социальный педагог Самарина Е.В.












ВОРОНЕЖ

2016

© 2010-2022