Работа над ошибками (материал для родительского собрания)

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа над ошибками

(для родительского собрания)


Употребление наркотических веществ ребенком нередко начинается в условиях, которые создаем мы сами. Разумеется, не сознательно, но разве от этого легче, если в тоге получается, что за наши ошибки в воспитании расплачиваются наши собственные дети?

Типичная ошибка - дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

Психологическая безнадзорность особенно вредна в случае, если она сочетается с гиперопекой… Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности. Поскольку нравственность, в основе своей, предполагает прежде всего свободу выбора, направления и способов действия.

Мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем, нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, личной несостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти…

В какие бы благоприятные одежды ни рядилась гиперопека: заботливости, желания добра и блага во спасение - она все равно остается самой распространенной, т.е. типичной ошибкой воспитания.

Чем опасна гиперопека? У ребенка не формируются и не закрепляются навыки самоконтроля и саморегуляции. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Этим можно объяснить, когда отличник, послушный сын заботливых родителей вдруг оказывался вовлеченным в противоправные действия, включая употребление наркотических веществ.

Необходимо помнить, что искусственно сдерживаемая путем запретов активность ребенка, подростка все равно найдет какой-либо выход. И если все разумные и полезные направления для этой активности перекрыты, то выход ее будет неожиданным и неблагоприятным. Иначе быть не может. Поэтому, по каким-либо причинам ограничивая детей в той или иной деятельности, необходимо одновременно дать им возможность проявить себя в чем-то другом, интересном и полезном для них.

Работа над ошибками начинается с понимания, осознания собственной неправоты и неправомерности своих действий. Важно понять, что:

  • ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта;

  • не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие - нет;

  • что можно делать, а чего следует избегать.

Так, гиперопека у некоторых детей подавляет инициативу, других, более активных, ведет к импульсивности, немотивированным действиям, третьих - подталкивает к скрытности, стремлению обмануть взрослых. И тогда важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества как раз и являются «тихими» в отличие от тех, кто употребляет алкоголь.

Импульсивные, немотивированные поступки особенно часто наблюдаются в подростковом возрасте. Чем это обусловлено? Во-первых, процесс полового созревания на определенных стадиях сопровождается повышением возбудимости подкорки, и кора головного мозга временно не справляется с функцией контроля. Во-вторых, возрастающее стремление ребенка к самостоятельности, которое для родителей оказывается неожиданным, встречается с их стороны наиболее активное противодействие именно в подростковом возрасте. Так как это желание проявляется время от времени, старшие не всегда осознают необходимость предоставления своему сыну или дочери большей самостоятельности, даже если внутренне почти готовы к этому непростому решению.

Как избежать искушения авторитарностью. Кто из нас безгрешен? Кто с высоты своего положения родителя, учителя не требовал от подростка безусловного подчинения, признания своей правоты во всех ситуациях, даже при разногласиях? Подумайте, чем оплачена такая «победа»? Испугайтесь, что этим самым вы, может быть, перечеркиваете атмосферу взаимопонимания, доверия! Научитесь отличать авторитетность (когда ребенок, уважая вас, согласится с вашим мнением), от авторитарности (когда вы попросту подавляете его инициативу, ломая ему жизнь).

Поймите, что безусловное подчинение, которого вы добиваетесь, подавляет способность человека к самостоятельному анализу жизненных ситуаций, возможность самому разобраться в поведении и личностных качествах других людей, программирует ситуационность поведения и подчиняет случайным мнениям. В итоге - препятствует выработке собственной позиции, решению выбора, умению сказать «Нет», в то числе и на предложение попробовать наркотик.

© 2010-2022