Проект на тему Профилактика суицидальных проявлений среди учащихся 3-11 классов

Раздел Социальному педагогу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов - центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»



ПРОЕКТ

на тему:

«Профилактика суицидальных проявлений среди учащихся

3-11 классов»

Разработала:

Шулятьева Елена Васильевна,

социальный педагог

Регионального

социопсихологического центра





г. Самара

2016

Актуальность

За последние годы по данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой и совершивших попытки суицида, остается одним из высоких показателей в стране. Попытки суицида подростков совершаются из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, одноклассников, друзей, безразличия окружающих. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл в жизни дети. Так же причиной попыток суицида может быть алкоголизм и наркомания, индивидуальные психологические особенности обучающихся, внутриличностный конфликт. Наиболее уязвимой и склонной к попыткам суицида является категория обучающихся различных групп «риска»: подростки из неблагополучных семей, склонные к асоциальному поведению, употребляющие спиртные напитки, дети- сироты, подростки, страдающие различными заболеваниями.

Для решения данной проблемы необходимы мероприятия и работа по профилактике суицидальных проявлений учащихся среди 3-11 классов. Мероприятия и работа направлена на помощь учащимся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Объектом являются - учащиеся 3-11 классов

Предметом является - профилактика суицидальных проявлений учащихся 3- 11 классов.

Работа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раза в год. Успешность работы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования. Системой воспитательной работы являются классные часы, тренинговые занятия, беседы, диспуты, лекции, консультации, дни здоровья, индивидуальные собеседования, направленные на улучшение эмоционального состояния обучающихся, профилактику заболеваний ВИЧ/СПИД, реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Профилактическая работа проводится совместно с зам. директора по воспитательной работе, социальным педагогом, психологом, преподавателями физкультуры, классными руководителями, полицией, инспектором ПДН, врачом- наркологом, социопсихологическим центром «Личность»

Цель - адаптация обучающихся 3- 11 классов к жизни (организация профилактической и коррекционной работы по предупреждению суицидальных попыток среди обучающихся 3- 11 классов.

Задачи

  1. Изучение особенностей психолого- педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  2. Выявление обучающихся, нуждающихся в психолого- педагогической помощи.

  3. Создание системы психолого- педагогической поддержки обучающихся 3-11 классов в воспитательно- образовательном процессе, так и в период трудной жизненной ситуации.

  4. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов несовершеннолетних.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Выявление несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Зам. директора по УВР, соц. педагог, классные руководители, инспектор ПДН.


2.

Составление базы данных по социально- неблагополучным детям и подросткам, их семьям.

Ежеквартально

Зам. директора по УВР, инспектор ПДН, соц. педагог.

3.

Проведение индивидуальных и групповых профилактических мероприятий с учащимися, состоящими в группе «риска»

В течение года

Зам. директора по УВР, инспектор ПДН, соц. педагог, психологи школы.

4.

Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей и подростков из неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей; детей- сирот и опекаемых; детей из детских домов.

В течение года

Зам. директора по УВР, инспектор ПДН, центр «Семья»,

соц. педагог, преподаватели физкультуры.

5.

Внедрение и реализация системы просвещения обучающихся 3-11 классов по профилактике вредных привычек и половому воспитанию.

Проведение цикла мероприятий (беседы, лекции, диспуты, тренинги, классные часы) на тему:

- «Учимся снимать усталость»

- «Способы преодоления тревоги»

- «В поисках хорошего настроения»

- «Толерантность»

- «Профилактика вредных привычек»

- «Способы разрешения конфликтных ситуаций с родителями, с одноклассниками»

- «Стресс в жизни человека» (способы выхода из стрессовых ситуаций)

- «Я говорю-НЕТ!» (подросток и наркотики)

- «Грани моего «Я»»

В течение года

Мед. работник школы,

врач- нарколог, соц. педагог, психологи,

ГБУ ЦПМСС «Личность»

6.

Обеспечение психолого- педагогической поддержки обучающимся к выпускным экзаменам.

Проведение мероприятий игровой направленности по обеспечению психолого- педагогической поддержки обучающихся 3- 11 классов по следующим тематикам:

- «Игра для подростков «Колючка» (интеграция отверженных)»

Декабрь, март, апрель

Психологи школы

7.

Проведение бесед и лекций для педагогов и родителей:

- «Суицид и меры профилактики»

- «Причины и формы проявления невротических расстройств»

- « Психологический климат в группах. Профилактика конфликтных ситуаций в подростковом возрасте»

- «Рекомендации по индивидуальному подходу к обучающимся 3-11 классов»

В течение года

Мед. работник школы,

врач- нарколог, психологи,

ГБУ ЦПМСС

« Личность»

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Критерии эффективности

Показатели

Методика изучения

Сформированность потребности улучшения физического и психического здоровья.

- % обучающихся, имеющих низкий уровень тревожности и % обучающихся, занятых в спортивных секциях, кружках.

Наблюдение,

методика «Шкала тревожности», «оценка личностных особенностей».

Оптимизация взаимоотношений в семье, в ученическом коллективе.

- % обучающихся 3-11 классов, успешно прошедших адаптацию.

- % высоких оценок психологического климата в семье, коллективе.

Наблюдение,

«Социометрия», «Общителен ли я?»,

«Оценка отношений детей и подростков с группой»,

«Детско- родительские отношения»


Снижение процента агрессивности, конфликтности.

- % обучающихся, имеющих низкий уровень агрессивности.

- Повышение контроля обучающегося над своими эмоциями.

Методика «Состояние агрессии у детей и подростков» Басса-Дарки

Методика « Дом-Дерево-Человек».

Литература

  1. Бурмистрова Е.В. «Психологическая помощь в кризисных ситуациях»

  2. Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.:МГППУ, 2006г.

  3. Вроно Е.М. « Предотвращение самоубийства» - руководство для подростков

  4. Овчарова Р.В. «Практическая психология». М., 2003г.

  5. «Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков»

  6. Черепанова Е.Д. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М.,

2006г.







© 2010-2022