- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Статья ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ИХ РЕШЕНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ИХ РЕШЕНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Осипова Н.В. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Автор: Осипова Наталья Валентиновна
ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА И ИХ РЕШЕНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ .
Подростковый возраст (10-15 лет) наиболее сложный в развитии человека, в этот период человек имеет в себе черты и взрослого, и ребенка. Это бунтующий период, в нем доминируют нестабильность, энтузиазм, закон контрастов и противоречивое настроение одновременно. Подросток хочет проявить свою индивидуальность, но в тоже время хочет быть таким же, как все. К.Левин: "В подростковом возрасте важно принадлежать группе и ориентироваться в мире взрослых". Помочь ребенку найти себя и проявить, а также решить внутренние противоречия, как раз и призваны учреждения дополнительного образования.
Дополнительное образование как никакая другая система образования располагает большими возможностями в нахождении подростком своего «Я», поскольку базируется на его собственных познавательных, творческих интересах и потребностях. Ведь не следует забывать, что в это период возрастного развития школьник негативно относится к жесткой критике и грубому вмешательству в свой внутренний мир со стороны взрослых, в тоже время он остро нуждаются в помощи родителей и педагогов. Подросток зачастую сталкивается с огромным количеством актуальных для него вопросов и проблем: как проявить индивидуальность и не потерять свою принадлежность к группе (одноклассников, друзей), как доказать родителям, что ты уже не «маленький ребенок», как правильно вести себя с противоположным полом, как решить проблемы в школе, как наладить отношения с одноклассниками, как интересно проводить свое свободное время (и это только часть вопросов интересующих подростка). В подростковом возрасте человек начинает задумываться о том, зачем он живет, как ему самореализоваться, чему посвятить дальнейшую жизнь. Подростка очень интересует мнение окружающих его людей о нем, даже если он этого и не говорит или остро реагирует на любые замечания.
Вот почему именно в 10-15 лет дети часто уходят из дома из-за конфликтов с родителями, прогуливают уроки из-за отсутствия взаимопонимания с учителями. Поэтому задача педагога дополнительного образования, как и всех сотрудников данного учреждения, состоит в том, чтобы увлечь подростка полезной деятельностью, оказать ему помощь в решении важных для него проблем, в социализации и совместно с родителями способствовать его саморазвитию. Задача социального педагога и педагога-психолога учреждения дополнительного образования оказать подростку помощь в решении конфликтных ситуаций возникающих у подростка с родителями, учителями и сверстниками. Очень часто конфликт возникает и становится затяжным только потому, что ребенок не знает как себя правильно вести в определенных условиях, поэтому подростку должны быть предложены разные модели поведения, с ним необходимо «проигрывать» конфликты, дать ему возможность «взглянуть» на сложившуюся ситуацию глазами своих родителей, учителей. Подростку просто необходима любовь и понимание, и педагог должен показать своим отношением, всей своей деятельностью, что для него важны проблемы ребенка, что он всегда готов ему помочь.
Кроме того, следует проводить работу и с родителями подростка в виде тренингов, бесед, семинаров. Взаимоотношения педагогов дополнительного образования с подростком и его родителями надлежит строить на принципах педагогической поддержки.
О.С. Газманом были сформированы основные гуманистические принципы воспитания при оказании педагогической поддержки подростку:
* ребенок не может быть средством в достижении педагогических
целей;
* самореализация педагогов - в творческой самореализации ребенка;
* всегда принимай ребенка таким, какой он есть;
* все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
* не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
* дети - носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего человека; воспитание - диалог культур;
* не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты
действий;
* признавай за ребенком право на ошибку и не суди за нее;
* умей признать свою ошибку; защищая ребенка, учи его защищаться.
Таким образом, деятельность сотрудников учреждений дополнительного образования должна быть направлена на оказание подросткам педагогической поддержки, то есть педагогической помощи в решении их индивидуальных проблем в сферах общения, обучения, творчества, досуга, здоровья. Педагогическая поддержка позволяет подростку осознать, развить свою индивидуальность, способствует его саморазвитию, и в месте с тем помогает социализироваться, улучшить коммуникативные отношения с окружающими, найти свое место в мире.
Не следует забывать, что педагогическая поддержка в системе дополнительного образования детей - это оказание педагогической помощи и создание условий для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, потребностей, ценностных ориентации и мотивов, а не механическая достройка базового образования, призванное усилить его компенсаторные и адаптационные функции. Поэтому в основе методологии дополнительного образования детей находится идея развития личности, ее самоопределения и самореализации.