Урок - как работать с семьями, оказавшимися в сложной социальной обстановке Трудные родители

Раздел Социальному педагогу
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: «Трудные родители» Как работать с семьями, оказавшимися в сложной социальной обстановке.

(из опыта работы социального педагога Пудовкиной О.П.)



Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, которые дает семья.

Отношения родителей между собой, их отношение к детям, внутрисемейная атмосфера - все уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом, повзрослев, и в трудовые коллективы.

Воспитывать настоящего человека - непростое дело, оно требует времени, сил, знаний, определение навыков, высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, незнанию, по легкомыслию допускают серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей.

А издержки в воспитании детей - это первейший и главный показатель неблагополучия семьи.

Неблагополучная семья - это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.

Учитывая сложившуюся практику, можно выделить пять типов неблагополучных семей:

  1. Семьи, где присутствует уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей. Такое уклонение предполагает систематическое, то есть неоднократное невыполнение родительского долга, отсутствие заботы о своих детях, в чем бы оно не выражалось (не кормят, не обеспечивают необходимой одеждой, медицинской помощью, ничего не делают для удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка).

  2. Бытовое пьянство родителей. Такая неблагополучная семья характеризуется систематическим злоупотреблением спиртными напитками, сбором по месту жительства посторонних лиц. Бытовое пьянство часто часто сопровождается аморальным поведением родителей, их скандалами и драками.

  3. Семьи, где родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.

  4. Семьи, в которых присутствует жестокое обращение родителей или других членов семьи с детьми.

  5. Семьи, в которых родители злоупотребляют своими правами.

Работа социального педагога с неблагополучной семьей

  1. Выявление неблагополучной семьи.

Выявление неблагополучных семей производится различными способами:

- данные от классных руководителей в социальном паспорте класса;

- данные, полученные из бесед с ребенком;

- опрос соседей;

- посещение семей учащихся 1-х, 5-х кл., вновь прибывших.

При выявлении неблагополучия в семье формируется «Первичная информация о неблагополучной семье».

  1. Постановка на ВШУ.

  2. Если семья является неблагополучной, то ее целесообразно поставить на внутришкольный учет. Решение о постановке на контроль как неблагополучной семьи должен вынести педсовет, Совет профилактики школы. Эта информация должна быть доведена до сведения родителей.

  3. Затем социальный педагог собирает информацию, подтверждающую неблагополучие семьи, из следующих источников:

- беседы с классным руководителем;

- посещение семьи и составление акта обследования;

- беседа с соседями.

Решение о постановке на ВШУ принимает Совет профилактики. На ребенка составляется характеристика.

  1. Формы учета неблагополучных семей: школьный банк данных, списочный учет, папка неблагополучной семьи.

3.Внутришкольная профилактическая работа.

Профилактическая работа с неблагополучной семьей выражается в следующем:

- беседа с родителями;

- беседа с ребенком;

- посещениях семьи

- приглашении на Совет профилактики.

Если родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей, ведут аморальный образ жизни, то семья рассматривается на заседаниях педсовета, Совета профилактики, родительских комитетах, Советах школы, где родитель может быть предупрежден, ему может быть дан срок на исправление.

На этом этапе социальный педагог информирует инспектора ПДН.

Профилактическая работа с неблагополучными семьями совместно с ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних).

Если внутришкольная профилактическая работа не приносит положительных результатов, то социальный педагог проводит профилактические мероприятия под руководством инспектора ПДН или участкового инспектора.

Это такие совместные мероприятия, как:

  1. совместное посещения неблагополучных семей (составление акта обследования);

  2. вызов семьи на Совет общественности района.

  3. Обращение в комиссию по делам несовершеннолетних.

Обращение в комиссию по делам несовершеннолетних

При отсутствии положительных результатов работы на всех перечисленных этапах школа ходатайствует о рассмотрении неблагополучной семьи на заседании КДН (комиссии по делам несовершеннолетних).

  1. Выход с исковым заявлением в суд об ограничении родителей в родительских правах.



  1. Выход с иском о лишении родительских прав через отдел охраны прав детства управления образования.

ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

1.Выявление неблагополучных семей и детей

2. Определение факторов неблагополучия путем бесед, сбора информации о семье, ребенке.

3. Составление социальной характеристики семьи, ребенка.

4. Определение наиболее острых нужд семьи - психологических. материальных, социальных.

5. Составление индивидуальной программы сопровождения семьи, ребенка.

6. Собственно индивидуальная профилактическая работа с семьей, ребенком:

- индивидуальные беседы;

- посещение семей;

- работа по оздоровлению и летнему трудоустройству детей (совместно с управлением образования);

- привлечение необходимых специалистов ( медицинские, юридические, психологические услуги) для работы с семьей ,ребенком;

- вовлечение детей в досуговую деятельность

- работа с социальным окружением ребенка (оздоровление социальной обстановки)

- работа по профориентации, обучению ребенка, ребенка, родителей

- консультации семьи детей по различным вопросам

- проведение социологических опросов, исследований

7. Регулярное подведение итогов работы, анализ и ее результатов.

© 2010-2022