Инклюзивное образование в социально-педагогической практике

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12





ПРОЕКТ


«Инклюзивное образование в социально-педагогической практике»












Выполнила:

Гетманская Е.Г.

/руководитель ГМО социальных педагогов/

Проверила:

Кочерга И.В.

/к.п.н., руководитель Центра РППО/





Майкоп, 2014







Содержание:





Введение

3

1.

Теоретические основы инклюзивного образования в социально - педагогической практике

4 - 8

2.

Проектирование процесса инклюзивного образования в социально - педагогической практике

9 - 10

Выводы

11































Введение

Актуальность. Создание условий для полноценного воспитания и образования, включения детей с ограниченными возможностями психического и/ или физического здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, и, как следствие, внедрение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая, в то же время, качества жизни других участников образовательного процесса, и создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах. В то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования.

Цель:

Создание системы работы МО социальных педагогов по вопросам инклюзивного образования.

Задачи:

  1. Описать теоретические подходы к инклюзивному образованию.

  2. Предложить описание системы работы МО в инклюзивном образовательном пространстве.

    1. Теоретические основы инклюзивного образования в социально - педагогической практике

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  • Каждый человек способен чувствовать и думать;

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  • Все люди нуждаются друг в друге;

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Для нашей страны инклюзивное образование во многом новая педагогическая практика, и различные общественные и государственные органы пытаются разобраться в различных аспектах этой необычной для нашей педагогики формы работы.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, федеральными законами:

  • «Об образовании»;

  • «О социальной защите инвалидов в РФ»;

  • «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.);

  • «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) - Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6;

  • «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6);

  • «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06;

  • «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373

  • Конвенция о правах инвалидов

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271

  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

Однако, несмотря на законодательные документы, в современной системе российского образования существуют образовательные барьеры - социальные условия, затрудняющие доступ к образованию определенным группам детей и являющиеся механизмом социальной дифференциации.


  • Барьер физической недоступности связан с материальными затратами по созданию в образовательной школе условий для обучения детей с ограниченными возможностями.

  • Барьер недоступности образовательного стандарта:

- отсутствие гибких образовательных стандартов;

- несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы образовательным потребностям;

- отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;

- сокращение в штатном расписании ОУ общего типа дополнительных ставок педагогических (логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, дефектологи) и медицинских работников.



  • Психологический барьер:

Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы.

Инклюзивной школе нужны свои, особенные учителя. Речь идет о специалистах совершенно нового типа, являющихся носителями гуманистических ценностей и идеалов, которые смогут подготовить каждого ученика к беспроблемному включению во все виды общественной жизни. Они должны обладать социально-личностными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетентностями, гарантирующими подлинное, а не формальное включение учеников в образовательный процесс, оптимальное освоение ими программы и, что принципиально важно, уметь решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи. Им придется разработать новые гуманитарные технологии взаимодействия, освоить новые принципы профессиональной коммуникации, научиться слушать разных по профилю специалистов и принимать их различные позиции, совместно и долговременно действовать в интересах ребенка.

Учитель инклюзивной школы должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности, эмпатийности, рефлексивности, а также выраженными перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. Он может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках:

  • если достаточно гибок и толерантен;

  • уважает индивидуальные различия;

  • умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;

  • согласен работать в одной команде с другими учителями;

  • ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы.

Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Для преодоления психологических барьеров направлена работа методического объединения социальных педагогов по реализации проекта инклюзивного образования в социально-педагогической практике.

2. Проектирование процесса инклюзивного образования в социально - педагогической практике

Прослушав лекции на курсах в ГБУ ДОП РА «Адыгейском республиканском институте повышения квалификации» об инклюзивном образовании, было принято решение о включении в план работы ГМО социальных педагогов вопросов, касающихся обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве.

ПЛАН РАБОТЫ

городского методического объединения социальных педагогов г. Майкопа

на 2014-2015 учебный год.


№ п/п

Дата, место проведения

Тематика заседаний

Форма работы

Ответственные

9 сентября 2014 г.

МБОУ «СОШ №6»

Тема: «Особенности организации социально-педагогической работы в ОУ г. Майкопа в 2014/2015 учебном году».

1. Обсуждение и утверждение плана работы ГМО социальных педагогов на новый 2014-2015 учебный год.

2. Планирование деятельности социальных педагогов. Виды планов.

Методический семинар

директор МБОУ «СОШ №6»

А.С. Ивахненко

социальный педагог МБОУ «СОШ №6»

Е.Г. Гетманская

    25 ноября 2014 г.

    МБОУ «СОШ №6»

    Тема: «Профилактическая работа с семьями и подростками «группы риска»

    1.Современные социально - педагогические технологии работы.

    2.Формы и методы работы социального педагога с семьей «социального риска».

    3.Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета.

    «Круглый стол»

    зам.директор по УВР МБОУ «СОШ №11»

    Григоренко людм анат

    социальные педагоги:

    Е.Г. Гетманская, МБОУ «СОШ №6»;

    Б.Р. Рахматулина, МБОУ «СОШ №11»,

    Т.Н. Холодная, МБОУ «СОШ №23»,

    Е.С. Бечехия, МБОУ «СОШ №28».

      27 января 2015 г.

      МБОУ «СОШ №6»

      Тема: «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»

      1. Теоретические основы инклюзивного образования в социально - педагогической практике

      2.Образовательные барьеры инклюзивного обучения.

      3.Внедрение технологий инклюзивного обучения.

      Научно-практическая конференция


      директор МБОУ «СОШ №6»

      А.С. Ивахненко

      социальный педагог МБОУ «СОШ №6»

      Е.Г. Гетманская,

      А.А. Гунаева, МБОУ «СОШ №2»,С.В. Григоренко, МБОУ «СОШ №10»

        24 марта 2015 г.

        МБОУ «ЦППП»

        Тема: «Школа, семья, ребенок: аспекты социально - психологического здоровья»

        1. Методы снятия неблагоприятного состояния у подростка.

        2. Участие социального педагога в разрешении конфликтов.

        3.Обзор новинок методической литературы.

        Методический диалог

        Е.Г. Гетманская,

        руководитель ГМО социальных педагогов

        Ю.А.Миллер,

        руководитель ГМО педагогов-психологов

          19 мая 2015 г.

          МБОУ «СОШ №6»

          Анализ работы социальных педагогов за 2014-2015 учебный год.

          Задачи на 2015-2016 учебный год.

          Методический диалог

          директор МБОУ «СОШ №6»

          А.С. Ивахненко

          социальный педагог МБОУ «СОШ №6»

          Е.Г. Гетманская

            В течение учебного года



            МБОУ «СОШ №6»

            Оказание индивидуальной методической помощи.

            Консультация

            директор МБОУ «СОШ №6»

            А.С. Ивахненко

            социальный педагог МБОУ «СОШ №6»

            Е.Г. Гетманская









            Выводы

            Для нашей страны инклюзивное образование во многом новая педагогическая практика, и различные общественные и государственные органы пытаются разобраться в различных аспектах этой необычной для нашей педагогики формы работы.

            Получив информацию на курсах в ГБУ ДОП РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации» об инклюзивном образовании можно прийти к выводу о том, что широкий круг новых задач инклюзивного образования требует перестройки всей системы подготовки социальных педагогов для сферы образования, а так же необходимости обеспечить готовность педагогов к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству во всей образовательной среде, что несомненно приведет к возможности успешной реализации программ инклюзивного образования. думать.
            3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
            4. Все люди нуждаются друг в друге.
            5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
            6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
            7. Все обучающиеся могут скорее достигнуть прогресса в том, что они могут делать, а не в том, что не могут.
            8. Разнообразие усиливает все стороны жизни

            Восемь принципов инклюзивного образования:

            1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
            2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
            3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
            4. Все люди нуждаются друг в друге.
            5. Подлинное об

            1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
            2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
            3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
            4.
            5. Подлинное образование может ос

            © 2010-2022