- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Инклюзивное образование в социально-педагогической практике
Инклюзивное образование в социально-педагогической практике
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гетманская Е.Г. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
12
ПРОЕКТ
«Инклюзивное образование в социально-педагогической практике»
-
Выполнила:
Гетманская Е.Г.
/руководитель ГМО социальных педагогов/
Проверила:
Кочерга И.В.
/к.п.н., руководитель Центра РППО/
Майкоп, 2014
Содержание:
Введение
3
1.
Теоретические основы инклюзивного образования в социально - педагогической практике
4 - 8
2.
Проектирование процесса инклюзивного образования в социально - педагогической практике
9 - 10
Выводы
11
Введение
Актуальность. Создание условий для полноценного воспитания и образования, включения детей с ограниченными возможностями психического и/ или физического здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, и, как следствие, внедрение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая, в то же время, качества жизни других участников образовательного процесса, и создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах. В то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования.
Цель:
Создание системы работы МО социальных педагогов по вопросам инклюзивного образования.
Задачи:
-
Описать теоретические подходы к инклюзивному образованию.
-
Предложить описание системы работы МО в инклюзивном образовательном пространстве.
-
Теоретические основы инклюзивного образования в социально - педагогической практике
-
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Восемь принципов инклюзивного образования:
-
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
-
Каждый человек способен чувствовать и думать;
-
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
-
Все люди нуждаются друг в друге;
-
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
-
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
-
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
-
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Для нашей страны инклюзивное образование во многом новая педагогическая практика, и различные общественные и государственные органы пытаются разобраться в различных аспектах этой необычной для нашей педагогики формы работы.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, федеральными законами:
-
«Об образовании»;
-
«О социальной защите инвалидов в РФ»;
-
«Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.);
-
«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) - Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6;
-
«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6);
-
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06;
-
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
-
Конвенция о правах инвалидов
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271
-
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
-
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).
Однако, несмотря на законодательные документы, в современной системе российского образования существуют образовательные барьеры - социальные условия, затрудняющие доступ к образованию определенным группам детей и являющиеся механизмом социальной дифференциации.
-
Барьер физической недоступности связан с материальными затратами по созданию в образовательной школе условий для обучения детей с ограниченными возможностями.
-
Барьер недоступности образовательного стандарта:
- отсутствие гибких образовательных стандартов;
- несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы образовательным потребностям;
- отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;
- сокращение в штатном расписании ОУ общего типа дополнительных ставок педагогических (логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, дефектологи) и медицинских работников.
-
Психологический барьер:
Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы.
Инклюзивной школе нужны свои, особенные учителя. Речь идет о специалистах совершенно нового типа, являющихся носителями гуманистических ценностей и идеалов, которые смогут подготовить каждого ученика к беспроблемному включению во все виды общественной жизни. Они должны обладать социально-личностными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетентностями, гарантирующими подлинное, а не формальное включение учеников в образовательный процесс, оптимальное освоение ими программы и, что принципиально важно, уметь решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи. Им придется разработать новые гуманитарные технологии взаимодействия, освоить новые принципы профессиональной коммуникации, научиться слушать разных по профилю специалистов и принимать их различные позиции, совместно и долговременно действовать в интересах ребенка.
Учитель инклюзивной школы должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности, эмпатийности, рефлексивности, а также выраженными перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. Он может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках:
-
если достаточно гибок и толерантен;
-
уважает индивидуальные различия;
-
умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;
-
согласен работать в одной команде с другими учителями;
-
ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы.
Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:
Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.
Для преодоления психологических барьеров направлена работа методического объединения социальных педагогов по реализации проекта инклюзивного образования в социально-педагогической практике.
2. Проектирование процесса инклюзивного образования в социально - педагогической практике
Прослушав лекции на курсах в ГБУ ДОП РА «Адыгейском республиканском институте повышения квалификации» об инклюзивном образовании, было принято решение о включении в план работы ГМО социальных педагогов вопросов, касающихся обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве.
ПЛАН РАБОТЫ
городского методического объединения социальных педагогов г. Майкопа
на 2014-2015 учебный год.
№ п/п
Дата, место проведения
Тематика заседаний
Форма работы
Ответственные
9 сентября 2014 г.
МБОУ «СОШ №6»
Тема: «Особенности организации социально-педагогической работы в ОУ г. Майкопа в 2014/2015 учебном году».
1. Обсуждение и утверждение плана работы ГМО социальных педагогов на новый 2014-2015 учебный год.
2. Планирование деятельности социальных педагогов. Виды планов.
Методический семинар
директор МБОУ «СОШ №6»
А.С. Ивахненко
социальный педагог МБОУ «СОШ №6»
Е.Г. Гетманская
25 ноября 2014 г.
МБОУ «СОШ №6»
Тема: «Профилактическая работа с семьями и подростками «группы риска»
1.Современные социально - педагогические технологии работы.
2.Формы и методы работы социального педагога с семьей «социального риска».
3.Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета.
«Круглый стол»
зам.директор по УВР МБОУ «СОШ №11»
Григоренко людм анат
социальные педагоги:
Е.Г. Гетманская, МБОУ «СОШ №6»;
Б.Р. Рахматулина, МБОУ «СОШ №11»,
Т.Н. Холодная, МБОУ «СОШ №23»,
Е.С. Бечехия, МБОУ «СОШ №28».
27 января 2015 г.
МБОУ «СОШ №6»
Тема: «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
1. Теоретические основы инклюзивного образования в социально - педагогической практике
2.Образовательные барьеры инклюзивного обучения.
3.Внедрение технологий инклюзивного обучения.
Научно-практическая конференция
директор МБОУ «СОШ №6»
А.С. Ивахненко
социальный педагог МБОУ «СОШ №6»
Е.Г. Гетманская,
А.А. Гунаева, МБОУ «СОШ №2»,С.В. Григоренко, МБОУ «СОШ №10»
24 марта 2015 г.
МБОУ «ЦППП»
Тема: «Школа, семья, ребенок: аспекты социально - психологического здоровья»
1. Методы снятия неблагоприятного состояния у подростка.
2. Участие социального педагога в разрешении конфликтов.
3.Обзор новинок методической литературы.
Методический диалог
Е.Г. Гетманская,
руководитель ГМО социальных педагогов
Ю.А.Миллер,
руководитель ГМО педагогов-психологов
19 мая 2015 г.
МБОУ «СОШ №6»
Анализ работы социальных педагогов за 2014-2015 учебный год.
Задачи на 2015-2016 учебный год.
Методический диалог
директор МБОУ «СОШ №6»
А.С. Ивахненко
социальный педагог МБОУ «СОШ №6»
Е.Г. Гетманская
В течение учебного года
МБОУ «СОШ №6»
Оказание индивидуальной методической помощи.
Консультация
директор МБОУ «СОШ №6»
А.С. Ивахненко
социальный педагог МБОУ «СОШ №6»
Е.Г. Гетманская
Выводы
Для нашей страны инклюзивное образование во многом новая педагогическая практика, и различные общественные и государственные органы пытаются разобраться в различных аспектах этой необычной для нашей педагогики формы работы.
Получив информацию на курсах в ГБУ ДОП РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации» об инклюзивном образовании можно прийти к выводу о том, что широкий круг новых задач инклюзивного образования требует перестройки всей системы подготовки социальных педагогов для сферы образования, а так же необходимости обеспечить готовность педагогов к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству во всей образовательной среде, что несомненно приведет к возможности успешной реализации программ инклюзивного образования. думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Все обучающиеся могут скорее достигнуть прогресса в том, что они могут делать, а не в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное об
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4.
5. Подлинное образование может ос