Программа Научное исследование - способ решения социальных проблем

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Заместитель директора

______С.В. Ротарь

«____» ____________2014

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МБОУ «СОШ № 5»

_______________ В.А. Кошкарева

от _______ № ________________






Рабочая программа

внеурочной деятельности

"Научное исследование - способ решения социальных проблем"

для 5- 9классов

на 2014-2015 учебный год


Автор: Башкирова Марина Васильевна,

социальный педагог

Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов в год: 72 часа

Программа составлена в соответствии со стандартом ФГОС, 2010г. и авторской программы Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» М.: Издательство РОСТ, 2012 г.







г. Нефтеюганск

2014 г.

Пояснительная записка

Программа курса «Научное исследование - способ решения социальных проблем» предназначена для изучения основ проектирования учащимися 5-9 классов основной школы.

Необходимость введения курса проектной деятельности определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.

Эти виды деятельности могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться в образовательной практике.

Работа над научным проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений.Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствуют психолого-педагогическим особенностям обучающихся 5 - 9 классов основной школы.

Проектная деятельность предполагает наличие основных этапов,характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;

  • выдвижение гипотез;

  • овладение методами исследования;

  • сбор собственного материала для эксперимента;

  • обобщение, выводы;

  • защита работы.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Практическая направленность - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных социальных проблем.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности составлена с учетом реализации требований ФГОС на основе авторской программы Р.И. Сизовой, Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» М.: Издательство РОСТ, 2012 г.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов (при необходимости).

Новизнапрограммыкурса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.

Систематичность обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Целькурсасостоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

Задачи:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;

  • познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, и применением их в собственном исследовании;

  • обучить основам оформления работ;

  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

Планируемые результаты обучения

Личностные

  • формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Предметные

  • формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

  • формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;

  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;

  • формирование навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;

  • формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

  • формирование умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

  • владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.

Метапредметные

регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

познавательные:

  • иметь навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литера туры;

  • выделять основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

коммуникативные:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

В результате обучения предусматривается формирование у учащихся умений и навыков самостоятельно разрабатывать и создать проект научного исследования, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; - использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- исследование реальных связей и зависимостей;

- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства(в том числе от противного);

- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- владение навыками редактирования текста;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно- исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).


Отличительные особенности программыиспользуемые в образовательной практике, обусловлены наличием совокупности следующих характерных черт:

  • направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем;

  • осуществление в процесса проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона, города);

  • предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации;

  • командный характер работы над проектом;

  • проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде;

  • осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.

Форма обучения

Основными формами занятий являются индивидуальная и групповая работа, практикум, разработка, создание и защита проекта.

Реализуемые технологии - проектная, деловая игра критического мышления.

Формой контроля освоения программы курса является защита проекта по итогам изучения.

Организация обучения

Курс данной программы рассчитан на возрастную шкалу учащихся от 12 до 15 лет. В объединении кружка предполагается задействовать учащихся в количестве 10 человек. На изучение курса отводится 72 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Учебно-тематический план


Наименование темы

Количество часов

Общее кол-во часов

Теорет.

Практ.

1

Введение. Основные понятия и методы проектно-исследовательской деятельности

2

2


2

Реферат как научная работа

4

4


3

Выбор тематики исследования

2


2

4

Цель и задачи исследования

2


2

5

Способы получения и переработки информации

8

8


6

Информационный поиск

2


2

7

Библиографический сбор информации

1


1

8

Типы и характеристика проектов

2

2


9

Проект как исследовательская работа

3


3

10

Формулирование цели и задач

2

2


11

Гипотеза как направление исследовательского поиска

3

3


12

Учимся задавать вопросы

2

2


13

Логика суждений

3


3

14

Наблюдение и эксперимент

5

5


15

Умозаключение

8


8

16

Как работать вместе

8

8


17

Подготовка к публичной защите проекта

8

6

2

18

Публичная защита проекта

4

4


19

Экспертиза деятельности

3


3

Итого:

72

46

26


Содержание программы

Тема

Содержание

Формы

Виды деятельности учащихся

1

Введение.

Что такое научное исследование? Основные понятия и методы проектно-исследовательской деятельности

2

Реферат как научная работа

Как составить реферат. Формальные требования к реферату, Требования к содержанию реферата. Структура реферата. Этапы работы над рефератом

лекция

3

Выбор тематики исследования

Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

семинар

4

Цель и задачи исследования

Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.

семинар

5

Способы получения и переработки информации

Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

лекция

6

Информационный поиск

Использование каталогов и поисковых программ.

Семинар, индивидуальная работа

7

Библиографический сбор информации

Занятие в библиотеке:

«Правила работы в библиографическом отделе»

экскурсия

8

Типы и характеристика проектов

Основные признаки проектов. Исследовательские проекты. Творческие проекты. Игровые проекты.

лекция

9

Проект как исследовательская работа

Как создать проект. Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.

Семинар - беседа

10

Формулирование цели и задач

Формулировка цели и конкретных задач (практическое задание сформулировать цель и определить задачи своей проектно-исследовательской работы).

Индивидуальная работа

11

Гипотеза как направление исследовательского поиска

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы.

лекция

12

Учимся задавать вопросы

Репродуктивные вопросы. Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы.

Интеллектуальная игра

13

Логика суждений

Определение понятия через ближайший род и видовое отличие - логический прием определения понятия. «Лестница» сужения и расширения понятий. Составление терминологического словаря.

Интеллектуальная игра

14

Наблюдение и эксперимент

Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. Внимание. Аналогии. Социологическое исследование и обработка его результатов.

Эксперимент как метод исследования. Мыслительный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами. Сбор и систематизация материалов.

лекция

15

Умозаключение

Умозаключение по аналогии. Аннотирование. Компилирование. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

семинар

16

Как работать вместе

Что такое команда. Правила групповой работы. Как задавать вопросы? Составление «Банка идей». Воспитание культуры проектной деятельности, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе - формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности. «Построим дом, чтоб жить в нём». (коллективная игра-исследование).

Лекция, групповая работа

17

Подготовка к публичной защите проекта

Что такое защита?

Как правильно написать защитное слово (план выступления)? Постановка вопроса. Как правильно отвечать на заданные вопросы".Основные виды презентации итогов проектно-исследовательской деятельности. Оформление научного проекта по требованиям стандарта (поля, шрифт, титульный лист, информационно-методическое обеспечение и т.д.).

Лекция, семинар

18

Публичная защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

19

Экспертиза деятельности

Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Описание материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса

  • Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

  • К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

  • Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

  • П - комплект, необходимый для практической работы в малых группах (6-7 экз.).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Основная школа

1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Д

2

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРК ТИ, 2003.; Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003.; Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.; Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

Д

3

Авторская программа Р.И. Сизовой, Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект» М.: Издательство РОСТ, 2012 г.

Д

4

Учебный словарь по обществознанию для основной школы.

П

5

Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии).

П

6

Учебные пособия для учителя: Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006. № 18. - С. 68-74.; Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. - 2001. - № 6. -С. 54-63.; Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии / С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 7. - С. 41-44.; Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. - 1998. - № 4. - С. 144-148.

Д

7

Экспозиционный экран

Д


Мультимедийный компьютер с графической операционной системой, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet.

Д

8

Многофункциональное устройство

Д

9

Мультимедийный проектор

Д

Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема раздела


Тема занятия


Дата

План

Факт

  1. 1

Введение

Что такое научное исследование? Основные понятия и методы проектно-исследовательской деятельности.


  1. 2


  1. 3

Реферат как научная работа

Как составить реферат. Формальные требования к реферату.


  1. 4

Требования к содержанию реферата.


  1. 5

Структура реферата.


  1. 6

Этапы работы над рефератом.


  1. 7

Выбор тематики исследования

Формулирование темы реферата.


  1. 8

Определение актуальности темы, проблемы.


  1. 9

Цель и задачи исследования

Формулирование цели, определение задач.

10

Выбор предмета и объекта.

11

Способы получения и переработки информации

Виды источников информации.

12

Использование каталогов и поисковых программ.

13

Составление плана информационного текста.

14

Формулирование пунктов плана.

15

Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов.

16

Конспект, правила конспектирования.

17

Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат.

18

Рецензия, отзыв.

19

Информационный поиск

Использование каталогов и поисковых программ.

20

Использование каталогов и поисковых программ.

21

Библиографический сбор информации

Правила работы в библиографическом отделе библиотеки.

22

Типы и характеристика проектов

Основные признаки проектов.

23

Исследовательские проекты, творческие проекты, игровые проекты.

24

Проект как исследовательская работа

Как создать проект.

25

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.

26

Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.

27

Формулирование цели и задач

Формулировка цели и конкретных задач(практическое задание сформулировать цель и определить задачи своей проектно-исследовательской работы).

28

Формулировка цели и конкретных задач(практическое задание сформулировать цель и определить задачи своей проектно-исследовательской работы).

29

Гипотеза как направление исследовательского поиска

Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы.

30

Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы.

31

Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы.

32

Учимся задавать вопросы

Репродуктивные вопросы.

33

Продуктивно-познавательные и проблемные вопросы.

34

Логика суждений

Определение понятия через ближайший род и видовое отличие - логический прием определения понятия.

35

«Лестница» суждения и расширения понятий.

36

Составление терминологического словаря.

37

Наблюдение и эксперимент

Наблюдение как метод исследования.

38

Наблюдательность. Внимание. Аналогии.

39

Социологическое исследование и обработка его результатов.

40

Эксперимент как метод исследования. Мыслительный эксперимент.

41

Эксперименты с реальными объектами. Сбор и систематизация материалов.

42

Умозаключение

Умозаключение по аналогии.

43

Умозаключение по аналогии.

44

Аннотирование

45

Аннотирование

46

Компилирование.

47

Компилирование.

48

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

49

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

50

Как работать вместе?

Что такое команда? Правила групповой работы.

51

Как задавать вопросы?

52

Составление «Банка идей»

53

Составление «Банка идей»

54

Воспитание культуры проектной деятельности, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе - формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.

55

Воспитание культуры проектной деятельности, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе - формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.

56

«Построим дом, чтоб жить в нём». (коллективная игра-исследование).

57

«Построим дом, чтоб жить в нём». (коллективная игра-исследование)

58

Подготовка к публичной защите проекта

Что такое защита?

Как правильно написать защитное слово (план выступления)?

59

Что такое защита?

Как правильно написать защитное слово (план выступления)?

60

Постановка вопроса. Как правильно отвечать на заданные вопросы".

61

Постановка вопроса. Как правильно отвечать на заданные вопросы".

62

Основные виды презентации итогов проектно-исследовательской деятельности.

63

Основные виды презентации итогов проектно-исследовательской деятельности.

64

Оформление научного проекта по требованиям стандарта (поля, шрифт, титульный лист, информационно-методическое обеспечение и т.д.).

65

Оформление научного проекта по требованиям стандарта (поля, шрифт, титульный лист, информационно-методическое обеспечение и т.д.).

66

Публичная защита проекта

Защита проектов

67

Защита проектов

68

Защита проектов

69

Защита проектов

70

Экспертиза деятельности

Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

71

Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

72

Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.



© 2010-2022