Доклад по теме Шанырак

Раздел Социальному педагогу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Концепт шаңырақ является «ключевым словом» в казахской культуре и этим обусловлен предмет исследования данной дипломной работы.В новейших лингвокультурологических исследованиях отмечается, что в современной лингвокультурологии наряду с понятием «концепт» всё чаще используется понятие «культурный концепт» В новом «Полном словаре лингвистических терминов» лингвокультурология определяется как «отрасль языкознания, развивающаяся на стыке лингвистики и культурологии. Лингвокультурология изучает взаимодействие языка и культуры, а именно, язык в качестве системы воплощения культурных ценностей. В современной лингвокультурологии существует несколько подходов к интерпретации и пониманию концепта.В дипломной работе мы придерживаемся подхода к этому вопросу точки зрения польской исследовательницы А. Вежбицкой, которая выделяет концепты как «ключевые слова культуры» в работах: «Язык. Культура. Познание», «Семантические универсалии и описание языков» Концептом является обобщенное ментальное содержание, то, что называют также «смыслом». Предлагается определять концепт как единицу коллективного знания (сознания), которая имеет языковую объективацию и обладает этнокультурной спецификой, то есть, любой концепт обязательно имеет национально-культурную специфику. В любом естественном языке отражаются не только особенности природных условий или культуры народов, но и его ментальность, своеобразие национального характера.В связи с этим в нашей дипломной работе возникает вопрос о важности рассмотрения лингвокультурного концепта «шаңырақ» как самостоятельного феномена, которому присуща ярко выраженная этноязыковая природа и сущность.В современной лингвокультурологии существует несколько подходов к интерпретации и пониманию концепта.В дипломной работе мы придерживаемся подхода к этому вопросу точки зрения польской исследовательницы А. Вежбицкой, которая выделяет концепты как «ключевые слова культуры» в работах: «Язык. Культура. Познание», «Семантические универсалии и описание языков» Концептом является обобщенное ментальное содержание, то, что называют также «смыслом». Концепт - это единица коллективного знания (сознания), которая обладает этнокультурной спецификой, то есть, любой концепт обязательно имеет национально-культурную специфику.Шаңырақ - это главная системообразующая часть юрты, по форме напоминающая небесный купол и являющаяся одним из ключевых элементов жизнеустройства в традиционной культуре евразийских кочевников. В Государственном гербе республики Казахстан образ шаңырақа - это символ общего дома и единой Родины для всех народов, проживающих в стране.В казахстанской лингвокультурологии этот аспект рассматривается в плане «Лингвокультура евразийства» и считается, что слово шанырак, наряду со словами дастархан, тамыр, наурыз, қобыз входит в особую группу безэквивалентных слов, обозначающих реалии казахской традиционной культуры Исследователи также отмечают, что безэквивалентные слова и обороты номинируют исключительно национальные реалии, и приводят ряд примеров: жайлау, қазы, тұсаукесер, жент, қыз куу, көкпар, сүйүнші, особо выделяя среди них шаңырақ.Шаңырақ относится к «знакам евразийской культуры» и вместе с другими знаками национальной культуры, как Астана, Байтерек, дастархан представляются для казахстанцев устойчивыми символами.Шаңырақ у казахов вызывает ассоциации, не столько материальные, сколько духовные - это традиции и родные люди.Анализ слов, являющихся номинантами лингвокультурных концептов, ставших базовыми и ключевыми знаками культуры, позволяет выявить особенности мировосприятия казахов и, шире, казахстанцев.Евразийская ментальность находит яркое выражение в творчестве русскоязычных писателей и поэтов Казахстана, которые являются билингвами, а также носителями казахской культуры в её русскоязычном выражении.Русскоязычные авторы, используя культурные коды, такие как степь, юрта, шаңырақ, дастархан, придают описываемому миру особый национальный колорит и передают казахскую ментальность. Произведения казахстанских писателей можно сравнить с юртой, как поэт Бахытжан Канапьянов сравнил книгу с юртой, «где шаңырақ - небосвод нашего бытия. И книга, как юрта, соединяет в себе высокую духовность, поскольку хранит в себе память многих поколений» Как видно, культурный концепт шаңырақ - это своеобразный культурный ген, входящий в генотип казахской культуры. Так, наступивший 2015 год объявлен Годом Ассамблеи народов Казахстана, а эмблемой года стало изображение шаңырақа внутри круга.Цель нашей работы состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между шаңырақ как лингвокультурным концептом, обладающим этноязыковой природой, и шаңырақ как ключевым словом казахской культуры.Задачи работы: определить значение ключевого слова шанырак, как этноязыкового образования в художественном контексте, обладающего высоким потенциалом в формировании наиболее частотных пословиц, поговорок, изречений, благопожеланий.Показать, что лексема шаңырак содержит один из ключевых концептов в казахской лингвокультурологии и имеет в своей семантической структуре культурно-исторические коннотации (дополнительные значения к основному значению слова), в силу чего оно и выступает базовой культурной единицей, что в подобных языковых единицах может быть представлена ценностная культурная информация.Объектом дипломного исследования стало рассмотрение этноязыковой природы лингвокультурного концепта шаңырақ, его языковая семантика, а также символизация концепта культуры шаңырақ и его речевой образ в художественном контексте.Теоретическими основами дипломной работы являются основные положения новой лингвистической дисциплины - лингвокультурологии.Мы в своей работе придерживаемся основного теоретического положения известной польской исследовательницы семантических единиц (примитивов) А.Вежбицкой, которая определяет концепты, как «ключевые слова культуры» [3].В казахской лингвокультуре концепт шаңырақ является таким ключевым словом, исследование которого может способствовать дальнейшему пониманию казахской языковой картины мира.Также в работе мы опираемся на теоретические взгляды об этноязыковой природе культурного концепта Н.Ф. Алефиренко, изложенной в книге «Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка». Лингвокультурологических взглядов в трудах отечественных исследователей З.К. Сабитовой «Лингвокультурология» (Москва, 2013), А.Б Тумановой «Языковая картина мира в художественном дискурсе писателей-билингвов» (Алматы, 2008) Методом сплошной выборки извлекаются все контексты со словоупотреблениями лексемы шаңырақ. Анализ контекстов позволяет увидеть, что в лексеме шаңырақ выделяются концепты дом, Родина.В работе мы пришли к выводу, что культурный концепт Шаңырақ имеет большое символическое значение. Это символ дома, домашнего очага, продолжение рода, поскольку Шаңырақ, являясь семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, да и сама юрта под названием «Қара шаңырақ» передавалсь по наследству младшему сыну. Қара шаңырақ - буквально «большая юрта», то есть отцовская юрта, наследственная юрта.

Мы придерживаемся мнения, что шанырак, как культурный концепт представляет собой архетип, то есть генетически фиксированный древний образ и социально-культурная идея, которые являются достоянием «коллективного бессознательного», и основой народного творчества.Например, что шаңырақ - архетип, нами было выявлено в литературных текстах этнографического характера: уникальность концепта в казахской лингвокультуре, во всех формульных выражений, связанных с этим словом: пословицах, поговорках, фразеологизмах, особенно в благопожеланиях.В 3-й главе было уделено особое внимание к составляющим концепта, обладающего яркой этноязыковой природой, поскольку шанырак, как реалия, ставшая символом в качестве центрального элемента герба Республики, стал также лингвокультурным значимым образом, лёгшим в основу значительных литературных произведений.Таким образом, в дипломной работе раскрыта этноязыковая природа культурного концепта «шаңырақ» и его функциональная значимость для национальной культуры казахского народа на основе данных этнографических исследований и художественного контекста в произведениях казахских писателей и поэтов.Значимость культурного концепта «шаңырақ» как образа и символа не является застывшей, она продолжает свою эволюцию, например, в рекламном слогане: ЕЛ БАЙЛЫҒЫ - ӘР ШАҢЫРАҚҚА.Знаменально также, что 2015 год в Республике Казахстан объявлен Годом Ассамблеи народов Казахстана, эмблемой признан круг с изображением внутри шанырака

© 2010-2022