РАбочая программа ФКГОС ПО технологии ( Черчение и графика) 8 класс Ботвиников. по Павловой 34 часа

Раздел Социальному педагогу
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Рабочая программа по черчению для обучающихся 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089) , программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. 1-4, 5-11 классы./ Графика А.А. Павлова, В.Д.Симоненко. с.181-197.-М. Просвещение, 2008г. , а также федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ (авторы: А.Д. Ботвинников и др., изд. Просвещение.: М. 2004г.)

Данный предмет знакомит учащихся со значением черчения и графики в практической деятельности людей, с историческими сведениями развития чертежей и современными методами их выполнения. Здесь даются сведения об инструментах, материалах и приспособлениях, рациональных приемах работы с инструментами и формируется понятие об основных государственных стандартах по выполнению чертежей: линиях, нанесении размеров, масштабах, чертежном шрифте и др.

Задачи способствуют трудовой политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты, умений составлять чертежно-графическую документацию и ею пользоваться. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ создает предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники

Данный предмет дает знания, необходимые для изучения технических дисциплин и дальнейшей инженерной деятельности.

Цель : приобщение школьников к графической культуре, формирование и развитие технического мышления и творческого потенциала личности.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:

формировать знания об основах прямоугольного проециро­вания на одну, две и три плоскости проекций, о способах пост­роения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и техничес­ких рисунков;

научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы пред­метов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссозда­ния пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр., научить самостоятельно пользоваться учебными материа­лами;

воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;

получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане

Настоящая учебная программа рассчитана для общеобразовательных школ. Учебным планом образовательного учреждения предусмотрено изучение предмета технология ( модуль «Черчение и графика) один час в неделю, всего 34 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 8 класса

Учащиеся должны знать:

- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь - понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.

Учащиеся должны уметь:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;

- применять графически е знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

Единицей учебного процесса является урок. В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные графические работы.

Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.

Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления чертежа.

Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по следующему плану:

1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи, начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).

2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи, применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).

После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить пути ликвидации пробелов в их знаниях.

Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

При выполнении графических и практических работ

Оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт небрежно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;

б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Содержание программы


Черчение и графика

Организация рабочего места для выполнения графических работ.

Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.

Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.

Чтение чертежей, схем, технологических карт.

Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации.

Применение компьютерных технологий выполнения графических работ. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов. Построение чертежа и технического рисунка.

Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.


Содержание изучаемого курса

Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления.

(1 час)

Учебный предмет «Черчение». Значение черчения в практической деятельности человека. Современные методы выполнения чертежей.

Виды графических изображений: рисунки, наглядные изображения, чертежи, схемы, графики, диаграммы, топограммы. Исторические сведения о развитии чертежа.

Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места для выполнения графических работ. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ. Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.

Техника черчения и правила выполнения чертежей и эскизов. (6 ч.).)

Понятие о государственных стандартах ЕСКД. Техническое выполнение чертежей. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.

Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись. Шрифты.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба, зависимость размеров от использованного масштаба.

Сведения о чертежном шрифте. Исторические сведения; особенности чертёжного шрифта; номера шрифта; прописные и строчные буквы, цифры и знаки на чертежах.

Анализ геометрической формы предметов.

Назначение и использование эскизов. Правила выполнения эскизов. Отличия эскиза от чертежа. Что значит прочитать чер­теж (эскиз)? Выполнение модели предмета по его чертежу или эскизу. Словесное описание формы предмета по его чертежу или эскизу.

3. Метод проекций, аксонометрия, перспектива. (6ч)

Идея метода проецирования.

Ортогональное (прямоугольное) проецирование.

Чертеж пред­мета на одной плоскости проекций.

Чертеж предмета на двух взаимно перпендикулярных плоскостях проекций

фронтальной и горизонтальной, фронтальной и профильной) - комплекс­ный

чертеж. Комплексный чертеж предмета в системе трех ос­новных плоскостей

проекций. Основные виды - спереди, сверху, слева.

Построение третьего вида по двум заданным. Определение не­обходимого

и достаточного количества видов. Выбор главного вида.

Чертежи геометрических тел. Нахождение на чертеже проек­ций точек и

линий, расположенных на поверхности геометри­ческого тела.

Анализ геометрической формы предмета по его комплексно­му чертежу.

Нанесение размеров на чертеже предмета с учетом свойств его

геометрической формы и возможной технологии изготовле­ния (на простейших

примерах).

Последовательность выполнения чертежа предмета с учетом правил его

компоновки на листе определенного формата.

Выполнение чертежа предмета при изменении его формы и

пространственного положения.

Аксонометрические проекции. Построение аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Построение чертежа и технического рисунка. Выполнение чертежных и графических работ от руки. Фронтальная косоугольная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции: расположение осей; размеры, откладываемые по осям. Алгоритм построения изометрической проекции прямоугольного параллелепипеда (с нижнего основания).

Алгоритм построения наглядного изображения детали, форма которой образована сочетанием прямоугольных параллелепипедов, по её комплексному чертежу.

Изометрические проекции геометрических фигур, окружности. Построение Цилиндра и конуса, основания которых лежат в плоскостях проекций; деталей, образованных сочетанием различных геометрических тел.

Понятие технического рисунка, способы передачи объёма.

Ортогональное проецирование и комплексные чертежи,

пересечение простых геометрических тел, сечения. (4ч)

Анализ геометрической формы предмета. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Геометрические построения, необходимые при выполнения чертежей. Выполнение чертежных и графических работ с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Применение компьютерных технологий выполнения графических работ.

Назначение сечений, их получение; определение сечений; обозначение секущих плоскостей и фигур сечений; расположение фигур сечений на поле чертежа.

Сечение вынесенные и наложенные. Графическое обозначение материалов в сечениях. Нанесение и правила выполнения сечений.

Разрезы (3ч.).

Образование разрезов, определение, назначение. Почему разрезы

используют конструкторы, художники-дизайнеры, археологи, врачи, учителя,

биологи и другие специалисты?

Классификация разрезов. Расположение и обозначение раз резов. Соединение вида с разрезом. Разрезы в аксонометрических проекциях. Простые разрезы (фронтальные, горизонтальные, профильные), их образование, назначение, обозначение, определение. Сходства и различия сечений и разрезов. Алгоритм построения простого разреза и чертежа, содержащего простые разрезы. Выбор разреза в зависимости от симметричности детали.

Соединение половины вида и половины разреза, Особенности нанесения размеров на чертеже, содержащем соединение вида и разреза.

Местные разрезы, особые случаи разрезов в аксонометрических проекциях.


Чертежи типовых деталей и их соединений. (4ч )

Традиционные и новейшие виды соединений деталей.

Резьба. Изображение и обозначение. Замер резьбы.

Чертежи деталей резьбовых соединений - болт, винт, шпиль­ка, гайка, шайба.

Соединение болтом, шпилькой, винтом. Шпоночное соеди­нение.

Условности изображения и обозначения швов неразъемных соединений

(сварных, клеевых, сшивных).

Зависимость вида соединений от вида материалов соединяе­мых деталей.


Чертежи общего вида, сборочный чертеж.(4ч.)

Общие сведения о чертежах общего вида и конструкторской документации. Основные понятия и термины. Сферы использо­вания сборочных чертежей в быту и профессиональной деятель­ности человека.

Что такое чтение и деталирование чертежа общего вида? Спецификация.

Основные отличия в назначении и содержании чертежей общего вида и сборочного. Выполнение эскизов деталей сбороч­ной единицы (с натуры).

Размеры сопрягаемых элементов деталей.Технологическое обоснование простановки размеров некоторых элементов тех­нических деталей (фаски,

проточки, пазы, отверстия и др.).

Основные принципы выполнения чертежа общего вида по чертежам (эскизам), входящим в состав сборочной единицы. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры, условности и упрощения на сборочных чертежах.

Понятие о схемах и архитектурно - строительных чертежах.(2часа.)

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Отличия строительных чертежей от машиностроительных чертежей.

Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.

Размеры на строительных чертежах.

Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.

Чтение несложных строительных чертежей, схем, технологических карт. Копирование и тиражирование графической документации. Работа со справочником. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.

Таблица тематического распространения количества часов:


п/п


Разделы, темы.

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Виды чертежей

1

1

Техника черчения и правила выполнения чертежей и эскизов.

6

6

Метод проекций, аксонометрия, перспектива.

6

6

Ортогональное проецирование и комплексные чертежи, пересечение простых геометрических тел, сечения.

4

4

Разрезы.

3

3

Чтение чертежа

4

4

Чертежи типовых деталей и их соединений

4

4

Чертежи общего вида, сборочный чертеж.

4

4

Понятие о схемах и архитектурно - строительных чертежах.

2

2


Итого:

34

34


Практических работ


3


Графических работ


9

Описание материально-технического обеспечения

1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Астерель», 2013.

2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С , Вышнепольский В.И.. методическое пособие по черчению к учебнику Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вышнепольского И.С. «Черчение.7-8 классы».М.: Астерель,2004.

3. Набор моделей по черчению для 7-8 классов.

4. Черчение.9 класс: Поурочные планы по учебнику И.А. Ройтмана, Я.И.Владимирова.- Волгоград: Учитель,2005

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР

объединения учителей естественно-

математического цикла и ________ / Н.С.Святаш

технологии

от 26.08.2015г. № 1 « 27 » августа 2015 г.

_____________ / В.А.Галатова

( подпись)

© 2010-2022