Переговоры для урегулирования конфликтов

Раздел Социальному педагогу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕРЕГОВОРЫ ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ.



Зарытовских Светлана Васильевна,

социальный педагог МБОУ СОШ №55

«Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее».

И.Гете.

«Никогда не спорьте с собеседником, по какой стороне улицы вам идти, идите по той, по какой хочет он, но приведите туда, куда нужно вам».

У.Шекспир.

Конфликт - это столкновение интересов, мнений, взглядов двух и более лиц, который может проявиться в виде ссоры, драки, военных действий.

Любой конфликт можно решить:

- с позиции силы; Когда перевес сил (психологические, физические, военные…) у одной из сторон. Вторая сторона всегда проигравшая.

- с позиции права (закона); Выясняем кто прав, кто виноват в суде. взаимовыгодное соглашение. Здесь беспроигрышный результат, т.к. цель не победа, а взаимовыгодное соглашение.

Переговоры и медиация - это продуктивные способы разрешения споров. т.к. в них стороны действуют с позиции интересов, соглашение достигается добровольно.

Переговоры. Пытаются договориться и примириться сами без участия третьих лиц.

Медиация. Переговоры с участием медиатора. Медиатор нейтральный посредник, организует переговоры и содействует их ведению, помогает сглаживать острые углы, лучше разобраться в ситуации, в достижении соглашения по спору. М. позволяет вести переговоры без эмоций, помогает понят и услышать др. др. (школьная служба примирения). Если медиация прошла успешно и было достигнуто соглашение, то такое соглашение выполняется в 90-95% случаев. В России медиация только зарождается. Центры разрешения конфликтов созданы в Москве, Санкт-Перербурге и др. городах.

У медиации три есть три главных правила:

- нейтральность медиатора;

- добровольность участия сторон и их равноправие;

- конфиденциальность информации.

Процедурные соглашения:

- договариваемся не перебивать др.др.;

- выслушивать до конца;

- без эмоций;

- решить как обращаемся др. к др. (по имени, имени отчеству…)

Готовясь к переговорам:

Все заранее продумывать и планировать:

  1. Свои глубинные интересы и цели. Задайте себе вопрос: «Зачем, почему мне нужно то-то и то-то?»

  2. Повестка переговоров (какие вопросы необходимо обсудит?)

  3. Подумайте, какой результат переговоров был бы самым хорошим для вас, и каким бы мог быть предел ваших уступок, дальше которых нет смысла идти. Что будет, если переговоры сорвутся?

  4. Подумайте, как бы могла ответить на эти вопросы другая сторона конфликта?

  5. Запишите свои предложения по решению конфликта, так чтобы они были приняты другой стороной.

  1. Первый этап переговоров. Выступление сторон. Цель: предоставить сторонам высказать свою позицию. Используют технику- активное слушание и вентилирование эмоций.

  2. Второй этап переговоров. Дискуссия сторон (прояснение интересов). Задайте себе и другой стороне вопрос: «Зачем, почему, для чего вы имеете это мнение и желание?» Спрашивайте себя и другую сторону снова и снова, пока не обнаружите сходные или совместимые интересы. Вам могут открыться новые варианты решения проблемы. Порой выяснение интересов бывает достаточно для решения проблемы.

  3. Третий этап. Формирование повестки дня. (составить список вопросов, которые будут обсуждать, чтобы удовлетворить интересы, нарушенные конфликтом). Формировать вопросы так, чтобы обе стороны согласились их обсуждать. Список вопросов и есть повестка дня.

  4. Четвертый этап. Выдвижение предложений. (использую прием «вне игры» или отделение проблемы от личности.) Представить, что в данной ситуации оказались другие люди, а не вы или поставьте себя на место друг друга. Чтобы вы сделали, как поступили? Стороны высказывают свои предложения по урегулированию конфликта. (начальные предложения, предложения уступок, финальные предложения)



  1. Пятый этап. Выбор решения и формулировка соглашения. Выбирают несколько идей по урегулированию конфликта. Используют прием - тест на реальность. Какое из этих предложений реально выполнимо. Обсудить, а что будет, если сторона не выполнит соглашение? Последствия невыполнения соглашения ( обсудить санкции в этом случае). Обсудить - это действительно то, чего добивались стороны конфликта? Применяется техника активного слушания. После того как нашли решение удовлетворяющее обе стороны конфликта, постарайтесь записать его в виде соглашения. Проверьте, действительно ли соглашение отражает интересы обеих сторон. Поблагодарить друг друга за плодотворную работу.

  2. Шестой этап. Выполнение соглашения. Самый важный этап, т.к. невыполнение соглашения ведет к новому конфликту, еще более тяжелому.

Список литературы:


  1. Гражданско-правовое воспитание школьников. 8-11классы. Методические рекомендации / О.А.Северянина. - М.: Глобус, 2010. - 256 с.

  2. Козлова Г.Н., Школьный родительский клуб: программа работы, формы занятий, методические разработки / Г.Н.Козлова. Е.В.Любезнова. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. - 176 с.

  3. Маньшина Н.А., Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / Н.А. Маньшина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 205 с.







© 2010-2022