- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Выступление Роль социального педагога в школе
Выступление Роль социального педагога в школе
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шойдак У.К. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Шойдак Урана Каадыр-ооловна
Социальный педагог
МБОУ Кызыл-Чыраанской СОШ
муниципального района
«Тес-Хемский кожуун РТ»
Роль социального педагога в школе.
В профессию социального педагога я перенесла многое из того, что было приобретено в предшествующие годы работы. А опыт накопился немалый: мне довелось работать заведующей в детском саду, воспитателем в интернате при школе, пионервожатой в пришкольных лагерях. По своей основной специальности я учитель начальных классов. С 2005 года начала работать социальным педагогом в Кызыл-Чыраанской СОШ, и в 2010 году я прошла в ТГИП и ПК перекваликацию социального педагога и получила диплом этой профессии.
С самого начала педагогической деятельности (1981г.) я старалась акцентировать свое внимание прежде всего на воспитательном процессе: не каждый ребенок способен успешно овладеть теоретическими знаниями, но каждому нужно помочь в главном - стать порядочным человеком, выработать стойкие принципы.
В своей работе я основываюсь на принципах, провозглашенных Конвенцией о правах ребенка, согласно которой «образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме»; «государства - участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством», «ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» в случае лишения семейного окружения.
Основную задачу социального педагога я вижу в том, чтобы осуществлять роль посредника между личностью и социальной средой, корректировать межличностные отношения детей и родителей, родителей и учителей, учителей и учеников, ребят друг с другом.
В деятельности социального педагога на начальном этапе занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся и социальной микросреды, жизненно-бытовые условия жизни. В процессе такого изучения выявляются интересы и потребности детей, трудности и проблемы, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический уровень.
Деятельность социального педагога невозможна без диагностических исследований и последующей коррекционной работы.
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента - с позиции клиентоцентризма.
Диагностический инструментарий социального педагога включают в себя социологические, так и психологические методики:
- анкетирование;
- тест;
- наблюдение (методические беседы);
- сочинения и рисунки типа «Моя семья», «Кем быть?», и др.;
- карта семьи;
- тетрадь собеседований с учащимися;
- тетрадь собеседований с родителями;
- справки посещений учащихся на дому;
Чтобы изучить социально-педагогические ситуации в семьях я проводила, используя следующие методы диагностики:
Диагностика методики изучения семьи учащихся
1.Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
2.Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
3.Каким вы себе представляете класс, в котором учится вашему ребенку?
4.Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
5.Чем могли вы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
6.Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
7.С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
8.Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
9.Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.
10.Как складываются отношения с учителями - предметниками у вашего ребенка?
11.Создает ли школа, по - вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
12.Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
Анкетирование изучения качества характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят.
1.Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
2.Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
3.Как ведет себя ваш ребенок дома?
4.Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
5.Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
6.Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
Проективная методика изучения традиций и обычаев,
нравственных ценностей семьи для учащихся.
Я радуюсь, когда___________________________________________
Я огорчаюсь, когда_________________________________________
Я плачу, когда_____________________________________________
Я злюсь, когда_____________________________________________
Мне нравится, когда________________________________________
Мне не нравится, когда______________________________________
Я верю, когда______________________________________________
Если у меня хорошие новости, то я____________________________
Если у меня плохие новости, то я _____________________________
Проективная методика изучения традиций и обычаев,
нравственных ценностей семьи для родителей.
Я радуюсь, когда мой ребенок___________________________________
Я огорчаюсь, когда мой ребенок_________________________________
Я плачу, когда мой ребенок_____________________________________
Я злюсь, когда мой ребенок_____________________________________
Мне нравится, когда мой ребенок________________________________
Мне не нравится, когда мой ребенок______________________________
Я не верю, когда мой ребенок____________________________________
Если у моего ребенка хорошие новости___________________________
Если у моего ребенка плохие новости____________________________
После этих анкетирования и тестирования выясняются отношения между родителями и школой, возможность устранить негативные явления, своевременно ставится контакт с семьей.
Совместно с классными руководителями составляем характеристику микросоциума, определяем жилищно-бытовые условия, материальную обеспеченность, социально-правовой устойчивость и воспитательный потенциал семьи, характер взаимоотношений и отношение ребенка в семье. В результате будет составлен социальный паспорт школы.
Изучение личности учащегося проводилось в классных коллективах где, изучались методом тестирования. Вопросы ставились очень простые:
- С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
- С кем бы хотел дружить?
- Кого бы ты пригласил (а) в гости, на день рождения?
- К кому бы ты обратился за помощью?
- Кто твой лучший друг (лучшая подруга)?
Интересы ребят определяла методом изучения избирательной направленности учащихся. Провела деловую игру в выпускных классах «Кем быть?». Цель: активизировать профессиональные самоопределения участников, дать возможность участникам соотнести свои возможности своих одноклассников с требованиями различных профессий. Многие хотят стать учителями. У многих есть желания стать менеджментами, юристами, врачами. Им следовало больше внимания в воспитательном процессе уделять художественному и техническому направлению.
Изучение внутрисемейных отношений проводилось не только у отдельных учащихся, но и в целых классных коллективах. При этом использовались метод рисунка («Моя семья»). Так, например, лишь в одном классе эти исследования показали:
- благоприятная обстановка - в 9 семьях
- неблагоприятное отношение между членами семьи - 0 семья
- любовь к близким - 15 семьях.
На общешкольном родительском собрании проведен тест «Удовлетворенность родителей работой учителей общеобразовательного учреждения. 98% родителей удовлетворены работой общеобразовательного учреждения.
Совместная работа социального педагога и классного руководителя - залог успешной социально-педагогической работы в школе. Классные руководители обращаются к социальному педагогу с различными индивидуальными просьбами. Проведены семинары для классных руководителей «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний и работа с родителями», «Как составить характеристику учащегося».
Проводятся индивидуальные беседы с родителями слабоуспевавающих учеников, найти причину возникновения неуспеваемости.
Там, где ослаблена роль семьи необходимо влияния коллективных форм общественного воспитания. На родительском университете «Роль отца в воспитании детей» пришли 40 отцов. Отцы активно принимали участие в разрешении вопросов о воспитании, поделись своими впечатлениями. Заодно составили совет отцов, запланировали о предстоящих работах.
В нашей школе есть очень активные родители, которые можно положиться в любой трудный момент, и они могут поддержать учителей и детей. К таким относится председатель родительского комитета Калдан Татьяна Январсововна, родитель 5, 7, 10 классов Эрендей Алдын-оол Даландаевич, активист школьного родкомитета Сады Алла Берей-ооловна, родитель 6 класса Соян Сайн-Белек Михайлович и другие. Отмечены самые трудолюбивые семьи Соян Байыр-оола Хайыновича, Ланаа Кур-Дагба Хорлай-ооловича. Самая спортивная семья Доспан Саяна Олеговича. Самая читающая семья Соян Чечен-оола Тарбыковича, самая любящая детей семья - Ланаа Ягаан Дойдуевны.
Между детьми и родителями посредником является классный руководитель. Самый тесный связь с родителями имеет классный руководитель Эрендей Хангал Идамовна. Она умело организует связь между родителями и школой. У нее на уроках и внеклассных мероприятиях всегда помогают и поддерживают родители. Самый организаторский талант у учителя Сады Ураны Николаевны.
Любой человек на протяжении жизни может столкнуться с необходимостью в социально-педагогической, психологической помощи. Поэтому социально-педагогическая работа должна иметь непрерывный характер: в дошкольном учреждении - в общеобразовательной школе - в культурно-просветительном учреждении - в специальном учебном заведении - в специальных центрах социального обслуживания.