- Преподавателю
- Социальному педагогу
- Сценарий открытого мероприятия Право быть ребенком
Сценарий открытого мероприятия Право быть ребенком
Раздел | Социальному педагогу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бартенева Е.М. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Областное казенное образовательное учреждение социального обслуживания
«Курский социальный профессионально-реабилитационный центр»
Сценарий внеклассного мероприятия
«ПРАВО БЫТЬ РЕБЕНКОМ»,
посвящённого Всемирному дню прав ребенка
Разработала и провела:
Бартенева Е.М.,
социальный педагог
Курск, 2015 г.
«ПРАВО БЫТЬ РЕБЕНКОМ»
Цель: познакомить обучающихся с основными документами: «Всеобщей Декларацией прав человека» и Конвенцией «О правах ребенка», отражающими права ребёнка в обществе
Задачи:
-
Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
-
Способствовать воспитанию правовой культуры обучающихся, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
-
Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
-
Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
-
Определить правила жизнедеятельности в коллективе и обществе.
-
Развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Оформление: выставка кодексов РФ, конституции, заставка «Право быть ребенком»
Ход мероприятия
Как вступление звучат стихи Хитяевой Алены (7кл),участницы конкурса «Я знаю свои права», организованного СГУ им. Н.Г.Чернышевского. Названо одним из лучших в своей номинации.
(Читает обучающийся)
Я - Человек!
Я право имел родиться,
Жить в семье и этим гордиться.
И с пеленок получил я имя -
Имею право. Стал я гражданином.
Я - гражданин! Я - Человек! Я - личность!
Хочу подняться в неба безграничность
И в вышине как туча распластаться,
Пролить на Землю теплый дождик счастья!
Пусть дети поднимают вверх ладошки -
Я подарю всем счастья понемножку.
Берите, несите и не расплещите,
Друг другу улыбки и радость дарите!
Я - Человек! И это навсегда.
В моих руках лежит страны судьба.
Я - человек, я - личность, гражданин!
Уверен - на Земле я не один!
Ведущий 1.
Ребята, сегодня, 20 ноября - Всемирный день прав ребёнка. Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребёнка» (слайд2). Этот документ приняла 20 ноября 1989 года ООН. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, отнявшей у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в ООН. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребёнка».
Ведущий 2.
Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. А 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа - Конвенции о правах ребенка (на экране слайд 3 с изображением этих документов). В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить право другого.
Ведущий 1:
Сегодня наше мероприятие посвящено теме "Права и обязанности ребенка".
Сегодня мы будем говорить о правах детей.
Какие права имеют дети?
Ведущий 2 : Права есть у взрослого и у ребенка:
Играть и учиться, мечтать и трудиться
Помочь старику и погладить котенка,
И чистой водой на рассвете умыться
1-й чтец:
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
2-й чтец:
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь;
3-й чтец:
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
4-й чтец:
А подрасту - поможет мне держава
Работу выбрать - имею право.
Ну а пока я - ученик:
Учу уроки, подаю дневник….
Досугу - час,
А в центре - все внимание.
Использую я право
На образование.
5 чтец. Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса
слайд 4
Приложение.
Перечень прав ребенка:
-
Право на жизнь. (Ст. 6).
-
Право на имя при рождении. (Ст. 7).
-
Право на медицинскую помощь. (Ст. 24).
-
Право на образование. (Ст. 28).
-
Право на отдых и досуг. (Ст. 28).
-
Право на индивидуальность. (Ст. 8).
-
Право свободно выражать свои взгляды. (Ст. 12).
-
Право на заботу и воспитание родителями. (Ст. 7 окончание).
-
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. (Ст. 37а).
-
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. (Ст. 3).
-
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. (Ст. 16).
Ведущий 1:
Предлагаем Вам следующее задание: (слайд вопрос и слайд ответ)
1. Права литературных героев
-
В какой из сказок нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Лиса и Журавль»).
-
Выберите право какое нарушено в сказке: а)право на жизнь, б) право на неприкосновенность жилища; в) право на справедливый суд. Правильный ответ: б) право на неприкосновенность жилища.
-
В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? («По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Лиса и Журавль»).
-
Какое право нарушено в следующей сказке? а) право на жизнь; б) право на получение образования; в) право на труд. Правильный ответ: а) право на жизнь
2. Музыкальный вопрос.
Ведущий: Послушайте отрывки из песен и отгадайте о каком праве поется в данных песнях:
- «Пусть всегда будет солнце». О каком праве в ней поётся? (Право на жизнь и свободу)
- «Песня бременских музыкантов». О каком праве поется в этой песни? (Право на свободу передвижения)
- «Чему учат в школе». О каком праве поется в этой песни? (Право на образование)
3. «Литературно-правовая викторина»
(на экран выводится слайд с заранее приготовленными вопросами ситуаций)
1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»
(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)
3 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено ?
(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).
4. Разбор ситуаций «Права и обязанности».
Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь неправ.
Ответ: сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2.
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!
Объясните Оле, в чём она не права.
Ответ: кроме прав у Оли есть ещё обязанности - дежурного, как и у всех детей в группе. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в группе. Её права действуют, если не нарушают права других.
Сценка 3.
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Ответ: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
Сценка 4.
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по кабинету?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Петров?
Ответ: его одноклассники имеют право на образование. А он бегал по кабинету и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Ведущий:
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
6. «ОБЯЗАННОСТИ»
Ведущий: Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. Давайте их вспомним вместе.
- Каждый в группе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
- Все в группе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
- Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
-Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
- Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в учебном заведении..
Ведущий: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ.
Обязанности:
-
Соблюдать законы.
-
Охранять природу.
-
Защищать отечество.
-
Заботиться о родителях.
-
Получить образование.
11. Подведение итогов
Ведущий: В заключении нашего мероприятия предлагаем вам послушать стихотворение.
(Обучающийся читает стихотворение)
Я имею права
Я горда тем, что живу я в России,
Что прав моих детских никто не отнимет.
Есть право мечтать и чего-то хотеть:
К вершинам всходить, к солнцу лететь!
Припасть к роднику и водицы напиться,
В травы упасть, тишиной насладиться,
В мирное небо смотреть по утрам.
Нет, прав моих детских я не отдам!
Хоть и мала, но я в силах понять,
Что должен Закон меня защищать.
Он право дает мне учиться, трудиться,
Природу любить, от души веселиться.
Я много предметов в школе учу,
И очень полезной быть миру хочу.
Дяди и тети! Доверьте детям
Остановить войну на планете!
Использованная литература:
-
Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми 5 - 10 лет. - М. ТЦ Сфера, 2009.
-
Материалы Детского правового сайта. mir.pravo.by/
-
Стихотворения Резник Ф.Э.
-
Авторские стихи детей.
-
Интернет-ресурсы.
-
Материал кружков «Поэтическое слово» и «Необыкновенное рисование»- руководитель Молоткова А.П.